Консультация для родителей с элементами тренинга
на основе материалов книги Ю.Б. Гиппенрейтер
ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. КАК?
Цель: гармонизация взаимоотношений на основе гуманистического стиля общения родителей с детьми.
Задачи:
познакомить родителей с гуманными принципами общения;
показать важность безусловного принятия ребенка как основы его полноценного психического развития;
познакомить с правилами, которые необходимо учитывать при оценке поведения детей.
Проведение консультации осуществляется на основе:
- совместного обсуждения вопросов;
- анализа ситуаций;
- представления собственного опыта воспитания;
- выполнения заданий тренингового характера.
Есть один общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными.
Принцип этот – безусловное принятие. Что он означает?
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Нередко родители говорят сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(лениться, грубить), не начнешь… (помогать по дому, слушаться)».
В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его будут любить, «только если…».
Причина такого оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: эти средства не всегда безотказны. Часто бывает, что чем больше ругают ребенка, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому, одна из самых основных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе»…
Есть мнение, что ребенка необходимо обнимать в течение дня как минимум четыре раза просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно – психологические заболевания.
Обсуждение ситуации:
« Мать одной пятилетней девочки, обнаружив у дочки симптомы невроза, обратилась к врачу. В разговоре выяснилось, что однажды дочь спросила: «Мама, а какая самая большая неприятность была у вас с папой до моего рождения?». «Почему ты так спрашиваешь?» - удивилась мать. «Да потому, что потом ведь самой большой неприятностью у вас стала я», - ответила девочка».
Из-за чего у девочки возник такой вопрос?
Попробуем представить, сколько же десятков, если не сотен раз слышала эта девочка, прежде чем прийти к подобному заключению, что она «не такая», «плохая», «всем надоедает», «сущее наказание»… И все пережитое накопилось в ее неврозе.
Вопрос мамы: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?».
Ответ: Нет, не значит. Скрывать или тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать образом:
Можно выражать свое недовольство отдельным действием ребенка, но не ребенка в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» ни не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе он перерастет в неприятие его.
Выявление причин, которые мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это.
«Настрой на воспитание». Во высказывание одной мамы: «Как же я буду обнимать его, если он еще не выучил уроки? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу».
И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Кому из нас не известно, что вероятнее всего сын отреагирует всевозможными отговорками, оттягиваниями, а если приготовление уроков – старая проблема, то и открытым сопротивлением. Мама из, казалось бы, резонных «педагогических соображений» попадает в заколдованный круг, круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, возникающих конфликтов.
Где же ошибка?
Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
«Незапланированный ребенок». Ребенок появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие»; вот и теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.
«Неприязнь». Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у нее глухую неприязнь.
«Компенсация собственных неудач». Скрытая причина может стоять за усиленным «воспитательным» настроем родителей. Ею может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты.
Домашние задания
-
Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух – трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреками, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с обращением у вас не все благополучно.
Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до сяких других слов и вопросов.
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день(обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
-
Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакцию ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.
|