Главная страница

Практикум «Мотивы плохого поведения у дошкольников»


Скачать 37.84 Kb.
Название Практикум «Мотивы плохого поведения у дошкольников»
Дата 12.03.2016
Размер 37.84 Kb.
Тип Практикум

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Леонтьева Н.Н.

Семинар-практикум

«Мотивы плохого поведения у дошкольников»

План.

  1. Понятие «мотив» в психологии. Характеристика мотивов «плохого» поведения у дошкольников.

  2. Решение практических задач для преодоления негативных способов поведения при различных мотивах у дошкольников.

  3. Игры на поддержание дисциплины в группе дошкольников.



  1. Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного способа действия и его осуществлению. Мотивы бывают вполне осознанными – «я хочу пить», и неосознанными «чего-то хочется, а чего – не знаю».

Набор мотивов человека определяется теми ценностями, которые имеют «вес» в обществе людей – для кого-то величайшей ценностью обладает такая черта характера, как доброта, для кого-то – кресло в думе, для третьего – бутылка вина.

Мотивы бывают внешние (явные) и внутренние (скрытые). С «явными» все понятно. Когда ученик просит разрешения сесть поближе, чтобы лучше слышать - внешний мотив, а на самом деле для того, чтобы списывать у своей симпатичной соседки по парте (внутренний мотив). Это несовпадение содержания мотивов бросается в глаза, и хитрость не всегда удается.

Мотивы деятельности дошкольника импульсивны и неосознанны, всегда связаны с предметной деятельностью и общением со взрослым.

Существуют различные виды мотивов дошкольников:

- игровые;

- познавательные;

- стремление к признанию и самоутверждению (может быть в форме каприза);

- общение со сверстниками, «быть со всеми»;

- стремление быть взрослым;

- мотив одобрения взрослым, похвалы;

- общественный мотив.

Важным этапом в дошкольном детстве становится развитие нравственных мотивов, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. На пути формирования нравственных мотивов поведения стоят развитие воли и произвольности, а также эмоциональной зрелости ребенка.

Одним из основных факторов и способов развития гуманных чувств у ребенка – дошкольника является игровая деятельность, сюжетно – ролевая игра.

Рассмотрим основные мотивы «плохого» поведения по Дрейкусу у дошкольников.


  1. Мотив «привлечения внимания». Подобное поведение ребенка вызывает у педагога раздражение, множество замечаний, угроз.

Происхождение мотива:

- Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.

- Ребенок не умеет просить «просить» внимания в приемлемой форме.

- Дефицит личностного внимания.

Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.

Принципы предотвращения:

  • Больше внимания уделять хорошему поведению

  • Обучать ребенка приемлемым формам «требовать» хорошее поведение

  • Удовлетворять дефицит личностного внимания в семье

Способы реагирования

  • Минимизировать внимание (возможно игнорирование)

  • Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом

  • Разрешающее поведение (доведение до предела, когда вся группа подключается к действиям ребенка)

  • Снижение голоса

  • Прекращение деятельности

  • Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)

  • Обращение на примеры хорошего поведения

  • Пересаживание на «стул размышлений»




  1. Мотив «власти»

«Вы мне все равно ничего не сделаете»

Подобное поведение вызывает у педагога гнев, негодование , иногда страх.

Происхождение мотива:

- Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне. Демонстрация «сильной» личности.

Сильные стороны поведения: демонстрация организаторских способностей и умения самостоятельно мыслить.

Как предотвращать:

  • Уход от конфронтации

  • Снижение напряжения

  • Передача воспитаннику посильных организационных полномочий.

Как реагировать:

  • Признание авторитета

  • Исключение из работы

  • Удаление от зрителей

  • Откладывание или лишение чем-то заниматься

  • Беседа с родителями.




  1. Мотив «мести».

То же поведение и способы предотвращения , что и власть, а также:

  • Педагогу изменить восприятие ученика

  • Менять свои реакции

  • Показывать заботу к воспитаннику



  1. Мотив «избегания неудач»

У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.

Происхождение мотива: формируется, когда предъявляются слишком высокие требования, подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах.

Сильные стороны: есть дети, которые стремятся делать все только хорошо.

Способы предотвращения и реагирования:

  • Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон

  • Подчеркивается улучшение, даже незначительное

  • Учить нормально реагировать на ошибки

Мы рассмотрели мотивы «плохого» поведения у дошкольников.

Мотивы дошкольников

Игровые

Познавательные

Стремление к признанию и самоутверждению

Общение со сверстниками

Стремление быть взрослым

Поддержание взаимоотношений со взрослым

Мотивы «плохого» поведения у дошкольников

Мотив привлечения внимания

Мотив власти

Мотив мести

Мотив избегания неудач