|
Практикум «Мотивы плохого поведения у дошкольников»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Леонтьева Н.Н.
Семинар-практикум
«Мотивы плохого поведения у дошкольников»
План.
Понятие «мотив» в психологии. Характеристика мотивов «плохого» поведения у дошкольников.
Решение практических задач для преодоления негативных способов поведения при различных мотивах у дошкольников.
Игры на поддержание дисциплины в группе дошкольников.
-
Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного способа действия и его осуществлению. Мотивы бывают вполне осознанными – «я хочу пить», и неосознанными «чего-то хочется, а чего – не знаю».
Набор мотивов человека определяется теми ценностями, которые имеют «вес» в обществе людей – для кого-то величайшей ценностью обладает такая черта характера, как доброта, для кого-то – кресло в думе, для третьего – бутылка вина.
Мотивы бывают внешние (явные) и внутренние (скрытые). С «явными» все понятно. Когда ученик просит разрешения сесть поближе, чтобы лучше слышать - внешний мотив, а на самом деле для того, чтобы списывать у своей симпатичной соседки по парте (внутренний мотив). Это несовпадение содержания мотивов бросается в глаза, и хитрость не всегда удается.
Мотивы деятельности дошкольника импульсивны и неосознанны, всегда связаны с предметной деятельностью и общением со взрослым.
Существуют различные виды мотивов дошкольников:
- игровые;
- познавательные;
- стремление к признанию и самоутверждению (может быть в форме каприза);
- общение со сверстниками, «быть со всеми»;
- стремление быть взрослым;
- мотив одобрения взрослым, похвалы;
- общественный мотив.
Важным этапом в дошкольном детстве становится развитие нравственных мотивов, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. На пути формирования нравственных мотивов поведения стоят развитие воли и произвольности, а также эмоциональной зрелости ребенка.
Одним из основных факторов и способов развития гуманных чувств у ребенка – дошкольника является игровая деятельность, сюжетно – ролевая игра.
Рассмотрим основные мотивы «плохого» поведения по Дрейкусу у дошкольников.
Мотив «привлечения внимания». Подобное поведение ребенка вызывает у педагога раздражение, множество замечаний, угроз.
Происхождение мотива:
- Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.
- Ребенок не умеет просить «просить» внимания в приемлемой форме.
- Дефицит личностного внимания.
Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.
Принципы предотвращения:
Больше внимания уделять хорошему поведению
Обучать ребенка приемлемым формам «требовать» хорошее поведение
Удовлетворять дефицит личностного внимания в семье
Способы реагирования
Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
-
Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
Разрешающее поведение (доведение до предела, когда вся группа подключается к действиям ребенка)
Снижение голоса
Прекращение деятельности
Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
Обращение на примеры хорошего поведения
Пересаживание на «стул размышлений»
Мотив «власти»
«Вы мне все равно ничего не сделаете»
Подобное поведение вызывает у педагога гнев, негодование , иногда страх.
Происхождение мотива:
- Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне. Демонстрация «сильной» личности.
Сильные стороны поведения: демонстрация организаторских способностей и умения самостоятельно мыслить.
Как предотвращать:
Уход от конфронтации
Снижение напряжения
Передача воспитаннику посильных организационных полномочий.
Как реагировать:
Признание авторитета
Исключение из работы
Удаление от зрителей
Откладывание или лишение чем-то заниматься
Беседа с родителями.
Мотив «мести».
То же поведение и способы предотвращения , что и власть, а также:
Педагогу изменить восприятие ученика
Менять свои реакции
Показывать заботу к воспитаннику
Мотив «избегания неудач»
У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.
Происхождение мотива: формируется, когда предъявляются слишком высокие требования, подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах.
Сильные стороны: есть дети, которые стремятся делать все только хорошо.
Способы предотвращения и реагирования:
Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
-
Подчеркивается улучшение, даже незначительное
Учить нормально реагировать на ошибки
Мы рассмотрели мотивы «плохого» поведения у дошкольников.
Мотивы дошкольников
Игровые
Познавательные
Стремление к признанию и самоутверждению
Общение со сверстниками
Стремление быть взрослым
Поддержание взаимоотношений со взрослым
Мотивы «плохого» поведения у дошкольников
Мотив привлечения внимания
Мотив власти
Мотив мести
Мотив избегания неудач
|
|
|