МБОУ Верхнедонская гимназия
5В Родительское собрание (с родителями и учащимися):
Завершение адаптации на средней ступени обучения
Собрание проводилось в рамках семинара творческих работ учителей
Карташова Татьяна Владимировна
Учитель истории и обществознания
Классный руководитель 5 В класса
Педагогический стаж работы – 38 лет
Ст. Казанская
2012
Описание разработки.
Родительское собрание на тему «Подводим итоги адаптации учащихся 5В класса на средней ступени обучения ». Занятие провел классный руководитель совместно с психологом.
Цель занятия: подвести итоги проекта «Адаптация учащихся на средней ступени образования».
Участники собрания: учащиеся 5 В класса, возраст учащихся – 11-12 лет, родители, психолог и гости семинара.
Место проведения: МБОУ Верхнедонская гимназия, 15 кабинет.
Тема данного родительского собрания и постановка такой цели вызвана завершением проекта «Адаптация учащихся на средней ступени образования».
Кабинет был специально подготовлен. Столы, каждый из которых украшали цветы, были поставлены для 4 групп. Участники – родители и дети, располагались за столами, образуя круг, и были повернуты лицом в центр кабинета. На родительском собрании использовался компьютер и проектор.
Родители были информированы при помощи записи в дневнике. Кроме того, вместе с учащимися мы написали приглашения.
Я у входа встречала приходящих родителей, и каждый из них выбирал цветочек, предварительно такой же выбор сделали и ребята. Согласно своему выбору дети и родители сели за стол, на котором стоял букет из выбранных ими цветов (желтые тюльпаны, красные тюльпаны, сирень и мускарии синего цвета и букет зеленого цвета).
Логической связью всего мероприятия стал девиз родительского собрания «Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Научи, и я буду делать».
-
На родительском собрании я использовала ролевую игру, элементы мастер-класса, тренинг.
В конце мероприятия родители и дети выбрали цветную бумагу, на которой обвели ладошки и на этих ладошках записали с лицевой стороны то, что им понравилось, а с тыльной – то, что они хотели бы еще увидеть на родительском собрании (родители и дети самостоятельно выбирали цвет бумаги: синяя, зеленая, желтая, красная – по цвету бумаги психолог сможет определить степень удовлетворенности мероприятием каждого участника)
В конце занятия прозвучала песня «Дорогою добра…» слова и музыка Татьяны и Сергея Никитиных и дети вручили цветы гостям и шарики в форме сердца.
13Приняли решение о переходе к новому социально-патриотическому проекту: «Награды моей семьи»
Конспект родительского собрания.
Тема родительского собрания: «Подводим итоги адаптации учащихся 5В класса на средней ступени обучения».
Время проведения: 25 апреля 2012 года.
Участники: учащиеся 5В класса и их родители, психолог и гости семинара.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал, задания для групп, презентация «Адаптация в 5 классе», презентация психолога, фломастеры, цветная бумага, цифровой фотоаппарат, водяные фломастеры, для оформления доски, навесная доска, видеокамера, видеодиск «Мы на экскурсии».
Цели мероприятия: собрание призвано подвести итоги кропотливой работы с сентября по апрель, обратить внимание на достигнутые результаты, выявить нерешенные проблемы, установить причины их порождающие и подумать о путях решения, еще раз обратить внимание родителей на серьезность проблемы адаптации, которую невозможно решить до конца в связи с психофизиологическими особенностями подросткового возраста.
Задачи: формирование культуры общения родителей и детей, детей и родителей и преподавателей, работающих в данном классе, которая будет способствовать их сближению и возникновению положительных эмоций в их отношениях.
Оформление доски:
Девиз родительского собрания: «Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Научи, и я буду делать».
Эпиграф: «Вознаграждению и наказанию подвластно в этом мире всё, всё
кроме сердца»
«Все наше счастье и несчастье – в детях» С. Соловейчик
«Воспитание – это жизнь рядом, в совместных делах»
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя. Здравствуйте дорогие друзья рада вас приветствовать в нашей аудитории, вы произвольно выбрали свои места, но каждый стол имеет свою загадку, в том числе и ваш, уважаемые гости. Наша семья в сборе, дружными аплодисментами поприветствуем гостей. С какой целью мы сегодня собрались? На нашем большом семейном консилиуме, то есть расширенном родительском собрании, мы подводим итоги (включается первый слайд) длительного, последовательного, коллективного проекта «Адаптация учащихся 5В класса в МБОУ Верхнедонская гимназия на средней ступени» Посмотрите на экран (включается второй слайд) – вы можете определить, кто же участвовал в проекте? Верно – это ученики, родители, классный руководитель, психолог. А кто был нашими партнерами? Учреждения дополнительного образования, учителя предметники все кто нам помогал в это время (включается четвертый слайд). Вы видите определение понятия «адаптация». Достигли ли мы в результате проекта совместными усилиями адаптации каждого ребенка? Слово предоставляется председателю родительского комитета Баклановой Н.Д., которая расскажет об усилиях родительского комитета и родительского сообщества по поддержке своих детей. 1 - 30 августа был намечен план работы родительского комитета на весь год; 2 – родители решили, что к старым традициям их класса будут добавлены новые: а) День именинника, б) Поход выходного дня, в) ежемесячные экскурсионные поездки и г) совместные с родителями интеллектуальные игры. Родители решили, что совместные коллективные дела помогут укреплению дружбы и взаимопонимания учащихся в классе. Слово предоставляется школьному психологу, который рассказывает о проделанной им работе, выявлении стоящих проблем перед классом. Демонстрирует презентацию, отражающую результаты проведенных исследований. Диорамы подтверждающие повышение уровня адаптированности учащихся. Еще, Елена Николаевна, рассказала о последнем тестировании, проведенном накануне собрания. Психолог, обработал анкеты и родителям были переданы аналитические справки по каждому ребенку. Такие справки и рекомендации родители получают постоянно, после проведения каждого исследования.
Релаксация: ребята, а теперь я хочу, увидеть, как вы усвоили уроки психолога, на доске оформлены группы веселых человечков – посмотрите внимательно, что вы можете сказать о первой и второй группе (учащиеся отмечают что на первой доске наш класс в сентябре, а на второй доске наш класс согласно последним результатам диагностики; на первой доске мы видим ребят в сторонке – это изгои – с ними никто не дружит, а еще класс разбит на группы, на второй доске человечки все разные, но они в общем кругу – значит среди нас нет тех с кем никто не дружит и не общается). Молодцы – вы правильно решили задачу. Теперь у меня к вам еще один вопрос как вы считаете – я тоже должна была адаптироваться вместе с вами или нет? (ответы учащихся: конечно, Вы нас не знали; и наших родителей вы знали в другом качестве - как учеников; легче всего Вам было с коллегами – Вы их знаете давно).
Давайте посмотрим следующие слайды – они расскажут о наших совместных коллективных делах, которые помогли нам сплотиться и подружиться. Для решения стоящей перед нами задачи у нас был еще один инструмент – это подведение итогов и оценка вклад каждого учащегося в коллективное дело. Слово предоставляется Бреховой Н.А., которая расскажет, о форме и критериях подведения итогов.
Наталья Анатольевна отметила, что итоги подводились один раз в четверть – оценивались ученики родительским комитетом, классным руководителем, учителями предметниками, учитывался не только результат (победитель конкурса, отличник), но и прилежание, проявленное каждым учеником, дисциплинированность, готовность придти на помощь товарищам. Родительский комитет не только подводил итоги, но и награждал ребят (для этого были куплены призы за счет средств родителей).
Релаксация: Классный руководитель задает вопрос: «Ребята, приятно получать награды?» Ну вот сейчас и поиграем. Товарищи родители, кто хочет получить желтый шарик? Согласно поднятым рукам раздаю желтые шарики. А теперь уважаемые родители сделайте комплимент любому ученику за участие в сегодняшнем консилиуме (5 родителей передают шарики – делают комплименты). Ну вот, а теперь ребята, кто хочет получить синие шарики? (рук много) Раздаю тем, кто поднял первыми. А ваша задача сделать замечание здесь сидящим, корректно, не обиде в при этом. (ребята смущаются, только Гомонов решается сказать «Я отдаю свой шарик гостям – все работали, а они нет»). Из игры видно, что замечание делать и труднее и менее приятно, чем комплименты.
Звучит музыка к песне «Дорогою добра…», все ученики поднимаются и выходят в центр аудитории.
Выходят поочередно ученик за учеником, крепко берутся за руки и становятся в круг:
1 ученик:
О как мне нужен этот круг,
Где каждый для меня здесь друг
2 ученик:
И делят радости мои,
И доверяют мне свои
В ответ я где-то поддержу,
А может, что-то подскажу.
3 ученик:
О, как мне нужен этот круг!
Где нет врагов, а только друг.
И я от сердца говорю:
«За дружбу вас благодарю».
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце — ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать —
То вряд ли это друг...
4 ученик:
Никогда не меняйте друзей —
Их нельзя разменять, как монету.
Вы поймете это поздней,
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,"
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе,
Новым другом его не заменишь.
5 ученик:
И не стоит друзей обижать —
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека.
6 ученик:
Цените тех, кто Вами дорожит,
Храните тех, кто Вас оберегает.
Печальтесь с теми, кто о Вас грустит,
И вспоминайте, кто по Вам скучает.
Живите теми, кто для Вас живет,
Поддерживайте тех, кто Вам опора.
7 ученик:
Смешите тех, кто радость Вам несет
И слушайте во время разговора.
Заметьте, кто заботится о Вас,
Поймите, кто Вас сердцем понимает.
Чуть нежности навстречу, немного ласк,
И жизнь звездою засверкает.
8 ученик:
Ты не бойся иди, плохого не жди.
Вместе вперед! Только вперед!
Хороший друг — как ветер при несчастье,
Он унесет и горе, и беду,
Как листья, что осыпались в ненастье
В осеннем, холодеющем саду.
9 ученик:
Только вперед —
Ты не бойся мечтать и мечты исполнять,
Побеждает лишь тот,
Кто по жизни своею дорогой идет,
Но на этом пути
Ты услышь и пойми все желанья души,
Все веленья души, стремленья души.
10 ученик:
Мы одолели начало пути,
Но самое главное все впереди.
11 ученик:
Дорога большая ждет нас впереди.
Без помощи вашей ее не пройти.
Спасибо родителям, учителям
За то, что в пути помогаете нам.
За то, что сегодня вы здесь, с нами в зале.
За все, что за это вы время нам дали.
12 ученик:
Мы будем стараться, мы будем учиться,
Чтоб вы все могли нами всеми гордиться
А затем ребята поют песню «Дорогою добра…»:
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг,
всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ребята рассаживаются по местам и теперь на выбранных цветных листах бумаги обводят свои ладошки. На тыльной стороне ладошки оценивают мероприятие, а на внутренней предлагают новые мероприятия, которые бы хотели провести в классе. Такую же работу делают и родители. В это время на экране демонстрируется видеозапись нашей экскурсии в Мещеряковский краеведческий музей.
Я подхожу к гостям и предлагаю каждому из них выбрать воздушный шарик (они разного цвета). Когда гости сделали выбор шариков, я останавливаю работу учащихся с картонными «ладошками».
Уважаемые гости иногда человеку трудно говорить от своего имени, поэтому пользуются таким приемом – «цветная шляпа». Если Вам достался синий цвет – то достаточно холодно, сдержанно по сути оцениваете увиденное, если красный – это цвет азарта, борьбы, Вас больше перехлестывают эмоции и Ваша оценка то же выполняется в этом ключе, желтый и оранжевый цвет – позитив и радость, зеленый – цвет жизни и авансированной похвалы, ну а черный и коричневый – цвет негатива и недостатков. Будьте добры – оцените сегодняшнее мероприятие согласно выбранному цвету.
Подведение итогов собрания консилиума. Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:
1. Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса
4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».
Классный руководитель:
Я предоставляю слово, члену родительского комитета, Асташовой Н.Ф. Она познакомит всех нас с целями и задачами, стоящими перед каждым гимназистом нашего класса в новом совместном проекте «Награды моей семьи» Наталья Федоровна, расскажет, как правильно выполнить работу. У неё каждый сможет получить консультацию во время проведения исследования.
Закончить наше большое совещание я хотела бы отрывком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст — это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени — зрелости».
|