Главная страница

Конспект урока с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме


Скачать 52.61 Kb.
Название Конспект урока с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме
Дата 29.02.2016
Размер 52.61 Kb.
Тип Конспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме

« Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

подготовила учитель русского языка и литературы, английского языка

Нигматзянова Алсина Наиловна

Сатламышево

2013

Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании».

Тип урока: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Метод: словесный, поисковый, творческий

Цели урока:

  Образовательные:
    1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, 
        способах связи слов в словосочетании;
    2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
    3)закрепление навыков правописания;
   
Развивающие:
1)    развитие мышления и общеучебных навыков;
2)     развитие познавательной самостоятельности;
3)     формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные: 
1)    воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе

Оборудование: 
1.    Мультимедийный проектор
2.    Карточки со словосочетаниями
3.    Раздаточный материал
4.    Листы контроля

                                                   Ход урока

1.    Оргмомент

- Мы завершаем работу  с наименьшей синтаксической единицей языка -  словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим   знания, полученные по этой теме.
     Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.     

   2.    Актуализация прежних знаний

-Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов

                                  (Дети сигнализируют карточкой)

«Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий»
                       

-Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)
-Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова) 
-Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)
3. Коллективная работа.
Прочитайте строки:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

- Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)

- Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?

-Знать определение словосочетания.

-Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.

- Что не является словосочетанием?

-Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.

Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело.

Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.

-Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

-Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.

При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания:

«кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»
4. Групповая работа

Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа).

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи  и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.      

 -Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения.
- Выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях

-Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью)
На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.

(проверка проводится с использованием мультимедийного проектора)

5. Индивидуальная работа по карточкам

Карточка 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

  • Согласование

Карточка 2.

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

  • управление

Карточка 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

  • примыкание

Карточка 4.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

  • такая мама

Карточка 5.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  • Медленно  опускаться на парашюте.

  • медленно опускаться

Карточка 6.

  • Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

  • Для России такой путь заказан.

  • заказан для России

    Способ проверки – взаимопроверка.
    (Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.)
    Определите процент выполнения задания (написать на листочке).

7. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.
-- С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке? Расскажите о типах связи в словосочетании .

-- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?

- Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» после изучения:

Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
8. Домашнее задание .

Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»

Список литературы:

Русский язык, 8 класс, учебник для татарской школы, под редакцией Шакировой Л.З.,Казань,»Магариф», 2009г.

Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. М.Е. Кривоплясова.-Волгоград: Учитель, 2005.-269 с.