|
Конспект урока музыки в 5 классе умк «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100»
по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись?
Импрессионизм в музыке и живописи.»
Цель урока: раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.
Задачи урока:
Метапредметные:
- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;
- развивать способность к интерпретации;
- формирование представление о рисунке и схеме;
- развитие воображения, художественной интуиции.
Предметные:
- раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.
Личностные:
- формирование художественного вкуса
- формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни.
Ход урока.
(Стихи звучат на фоне музыки К.Дебюсси)
Чарующий рассвет, неясные тона...
Вот облака раскрасило огнём!
И, робкая, как птица, тишина
Вдруг упорхнула...Где ей место днём?
Струится кверху золото огня,
Прорвался луч! И, между туч, в оконце,
Торжественно открыв начало дня,
Из океана величаво всходит солнце!
Восход солнца ознаменовал начало нового дня. И это здорово! Ведь сегодня мы с вами встретились здесь. Давайте улыбнёмся новому дню, друг- другу.
Ребята, какие виды искусства помогли мне сегодня воссоздать прекрасную картину утра? ( Музыка, литература, живопись)
Как вы считаете, эти виды искусства могут друг без друга обойтись? Можем ли мы их назвать друзьями? О связи каких видов искусства вы говорили на последних уроках? (Музыка и живопись). Ребята, а кто из вас является поклонником музыки, живописи? (Ответы детей). Я очень рада, что вы цените прекрасное!
Ребята, а что нужно делать, если хочешь увидеть больше картин или услышать прекрасной музыки? ( Посещать концерты, музеи, или путешествовать!) А вы любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие! Закрыли глаза… Открывайте. Где же мы с вами оказались? Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века. Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.
Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Парижа вы знаете?.......
Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох, но я обращаю ваше внимание на две экспозиции. Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в разных залах? Может быть, есть что-то, что объединяет каждую группу и отличает одну от другой?
- В какой группе картины проработаны более детально?
- На какой из них изображена импрессия, впечатление?
Во втором зале картины отличаются тем, что на них художники старались изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Они кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными. Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression .
Как бы вы сформулировали тему урока?
Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи».
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи. Кто запомнил, как оно называется?.. Давайте рассмотрим с вами картины художников- импрессионистов. Можем ли мы сказать, что эти картины музыкальны? Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. Кто из вас, рассматривая эти картины «слышит музыку»? Какую музыку? Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении?
Наверное тоже необычной!
Сейчас я вам сыграю музыкальное произведение. Вот и постарайтесь почувствовать в ней это необычное!
(звучит «Девушка с волосами цвета льна»)
Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?
- Утончённая, поэтичная, изысканная, звуки словно повисают в воздухе, оригинальные созвучия.
Это произведение написал французский композитор Клод Дебюсси.
Ребята, лично меня очень удивляют названия его произведений: «Что видел западный ветер», « Феи – восхитительные танцовщицы», «Затонувший собор», « Девушка с волосами цвета льна», «Шаги на снегу», «Снег танцует».
Красиво звучит? Конечно!!! Как вы считаете, какое название ближе той музыке, что я сейчас вам исполнила? Почему? (Ответы детей).
Это «Девушка с волосами цвета льна».
Ребята, сегодня на уроке мне очень важна ваша импрессия, то есть впечатление от услышанной музыки.
Сейчас я ещё раз исполню эту музыку, а вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вам, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение. ( Технология приготовления раствора «Волшебные краски». Для приготовления раствора необходимы мука – 1 стакан, подсолнечное масло – 2 ч. л., соль – 2 ч. л., клей ПВА – 2 ч. л., вода (столько, чтобы консистенция краски была как у сметаны). Данный раствор замешивается до начала урока, разливается в небольшие ёмкости и ставится на партах перед каждым учеником. Кроме этого, у каждого ученик должен иметься набор гуашевых красок и палочка для перемешивания краски.
Во время выполнения импровизации учитель предлагает ученикам в приготовленный ранее раствор добавить гуашевую краску любого цвета (который ему подсказывает музыка), учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка.
Второй этап работы – учитель подходит к каждому ученику с ёмкостью с низкими краями (например, коробка из-под конфет) и предлагает вылить получившийся раствор в любое место данной ёмкости. После полученный состав аккуратно перемешивается. После застывания получается очень красивая, созданная коллективно, картина. )
Так как это наше общее настроение, мы смешаем все краски. Вот такая картина нашего общего настроения. Какая она? Яркая!
А теперь, давайте схематично представим всё то, что сегодня вы узнали на уроке. С каким направлением в искусстве вы сегодня познакомились? (импрессионизм). В какой стране зародился импрессионизм? (во Франции). Когда это произошло? (в конце 19 века). В каком виде искусства импрессионизм нашёл своё отражение? (в живописи). В каком виде искусства импрессионизм проявил себя так же ярко? (в музыке). Кто стал композитором – импрессионистом? (К.Дебюсси). Эта схема поможет вам, ребята, лучше запомнить то, о чём мы сегодня с вами вели разговор. Ребята, скажите, на уроке вы услышали хотя бы одно имя художника – импрессиониста? Нет! Надеюсь, что дома вы постараетесь найти информацию о художниках – импрессионистах и подробнее познакомитесь с их творчеством.
Надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство Франции останется в вашем сердце и памяти.
А закончим наш сегодняшний урок мы песней «Я хочу увидеть музыку».
|
|
|