Главная страница

Конспект урока литературы Тема урока: «Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Цель урока


Скачать 45.96 Kb.
Название Конспект урока литературы Тема урока: «Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Цель урока
Дата 09.03.2016
Размер 45.96 Kb.
Тип Конспект

Конспект урока литературы
Тема урока: «Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Цель урока:

  1. углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению.


Оборудование:

  1. презентация;

  2. фрагменты х/ф С.Бондарчука «Война и мир»;

  3. ОСК «Наташа Ростова»;

  4. иллюстрации;

  5. записи на доске:

а) темы урока;

б) эпиграфы:

  • Люди, как реки…

Л.Н.Толстой


  • Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание.

Л.Н.Толстой

  • Сущность её жизни [Наташи] - любовь.

Л.Н.Толстой


  1. требования к положительным героям Л.Н.Толстого.



Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Слово учителя.

Беседа

- Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».

Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова. Сам автор «Войны и мира» утверждал: см. 2-ой эпиграф.

Наташа – любимая героиня автора.

? - Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу? (критерии оценки положительных героев (по Толстому)

- «Люди, как реки…», - замечал автор. Как вы понимаете это?

Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

Итак, первая встреча с Наташей.

1) Зачитайте портретную характеристику героини (т. I, ч. I, гл. VIII, стр. 54)

- В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?
(13-летняя девочка -R)

- Красива ли она? (Нет, Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её в простоте, в естественности. Наташа переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, порой даже удивляешься…)

2) Встреча в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II «Князь Андрей невесёлый… - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»)

Андрей Болконский разочарован в жизни и едет по делам через Отрадное.

Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были с нею рядом. После встречи с Наташей пробуждается ото сна.
3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II)

(«Лунная соната» Бетховена)

Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.

* Писатель оценивает героев: насколько они близки к народу и природе.

Нелюбимые герои словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»
4) Эпизод «У дядюшки»

Пение крепостного, затем дядюшки пробуждают что-то главное, исходное в Наташе.
5) Сцена пляски Наташи (рассказывает наизусть ученица)

(В этом эпизоде одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым)

* Сущность её жизни – любовь. (Л.Н. Толстой)

* Любовь определяет её жизненный путь тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда она становится женой и матерью.

6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17) – одна из самых ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.

* Как хорошо, когда рядом оказывается человек, который поймет тебя.

В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

(Кадры из х/ф С.Бондарчука)

? - Как же дальше развиваются события?

- Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

- Зрелый человек, князь Андрей, все же посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

(Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую, он опять замкнулся в себе)

! Но в любви нельзя думать только о себе!

!!! Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы.

? - Почему Наташа увлеклась Курагиным?

? - Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её?

! Жить полно, любить, быть любимой… Перед нами живой человек!

!!! Автор ведёт своих героев по реке жизни…

! Она сама себя судит!!!
События!!! Война 1812 года

(Видеофрагмент)
7) У постели умирающего князя Андрея
8) После смерти (зачитать)

? - Что же возрождает Наташу к жизни?

Погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну.

Любовь к матери показала, что сущность её жизни – любовь.

! Проснулась любовь и проснулась жизнь.
* Патриотизм (1812 - подводы)

- К чему пришла Наташа? Чего добилась? (эпилог X гл.)

Наташ много пережила; Толстой показал её в прекрасный период её жизни, когда важнее любви для неё ничего нет.
Пьер – тайное общество – Сенатская площадь – декабристка.
Итог: ОСК «Наташа Ростова»

Наташа – родник чистой воды в болоте – всё гнилое отталкивается к берегу.
Литература:

№3, 2007. О пасторальных мотивах, Оленьке Племянниковой А.П.Чехова и Наташе Ростовой Л.Н.Толстого /Капустин Н.В., кандидат филологических наук, стр.9/
Приложение
Критерии для положительных героев (по Л.Толстому)
1) Каждый положительный герой важен как частица народа;
2) Живут больше сердцем, чем разумом;
3) Патриоты, близость к природе;
4) Жизнь развлечениями, разочарованиями, работой мысли, презрением к общественной лжи и фальши.
Приложение
В эпилоге романа «Война и мир» Н.Ростов говорит об отношении Наташи к Пьеру: «Ведь она его под башмаком держит, а чуть дело до рассуждений – у ней своих слов нет – она так его словами и говорит…»

Нет сомнений, что такая зависимость женских «рассуждений» от мужских понимается Толстым как привлекательнейшее свойство женской натуры. Речь, правда, не о всех женщинах, но о тех, с кем связано толстовское представление об идеальной женской сути и, в первую очередь, живущих не умом, а сердцем, подобно Наташе, «не удостаивающейся быть умной».