|
Конспект урока коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны Матвеева Оксана Владимировна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
|
Матвеева Оксана Владимировна
|
|
|
МБОУ «СОШ № 6»
|
г. Заинска
|
|
учитель
|
|
|
История и обществознание
|
|
|
9класс
|
|
|
№45 «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»
|
|
|
Н.В.Загладин, С.Т. Минаков «История Отечества» 9класс
|
|
Цели урока:
- обучающая - ознакомление учащихся с историческими фактами коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
-развивающая - развитие абстрактного мышления и умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
Задачи:
на примере мужества и героизма советских солдат воспитать уважение к отечественной истории
Тип урока изучение нового материала
Формы работы учащихся
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Вступительное слово учителя.
|
Ресурс №6
|
Демонстрация и комментирование анимированной карты
|
восприятие
|
1 мин.
|
2
|
Изучение нового материала
|
Ресурс № 1, 3, 4
Ресурс № 1,5
Ресурс № 8,9
|
демонстрация
|
|
10 мин.
|
3
|
закрепление
|
Ресурс № 10 (Задания к параграфу "Коренной перелом в ходе войны")
|
Объяснение, проверка
|
Выполнение заданий
|
5 мин.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1
|
Жуков Георгий Константинович (N 142365)
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res
|
2
|
Рокоссовский Константин Константинович (N 142343)
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res
|
3
|
Манштейн Эрих фон Левински (N 142340)
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res
|
4
|
Паулюс Фридрих Вильгельм Эрнст (N 142362)
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
|
5
|
Гюнтер Ханс фон Клюге (N 142328)
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
|
6
|
"Коренной перелом в войне". (N 112397) Продолжительность при непрерывном воспроизведении 1 мин.
|
Анимированная интерактивная карта
|
Анимированная интерактивная карта
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
|
7
|
1943-й. Исход войны решался на Курской дуге (N 121676)
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
|
8
|
"Большая тройка" (И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт и У. Черчилль) (N 112839)
|
Фотография 1945 г.
|
Иллюстрация
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
|
9
|
Тегеранская конференция 1943 г. (N 112264)
|
Текст/Текст с иллюстрациями
|
Словарная статья о тегеранской конференции (1943 г.)
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
|
10
|
Задания к параграфу "Коренной перелом в ходе войны" (N 112202)
|
Интерактивное задание
|
Подборка интерактивных тестовых заданий
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
|
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская коалиция.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал: «Хроника событий» по теме, воспоминания маршала К.К.Рокоссовского.
Проблемный вопрос: Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?
(Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению).
План урока:
Вступительное слово учителя.
Изучение нового материала по плану:
а) Начало коренного перелома операция «Уран»
б) план «Цитадель» и планы Советского командования.
в) Тегеранская конференция
г) Итоги и значение.
Закрепление
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы, целей урока.
Проблемный вопрос: Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?
(Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению).
Этапы Коренного перелома:
Сталинградская битва (19 ноября 1942 года –2 февраля1943 года)
Курская операция (5 июля – 23 августа 1943 года)
Оборонительная (5 - 23 июля)
Орловская (12 июля - 18 августа)
Белгородско-Харьковская (3-23 августа) наступательные стратегические операции советских войск.
Ресурс № 6 Анимированная карта
2. Изучение нового материала.
А) Рассказ учителя о начальном этапе коренного перелома Великой Отечественной войны – Сталинградской битве.
Сталинградская битва, одна из величайших битв Великой Отечественной, явилась поворотным событием в ходе Второй Мировой войны. Интерес к Сталинграду не ослабевает, и не утихают споры исследователей. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, ставший символом величайшего мужества. Сталинград останется в веках в памяти человечества
Сталинградская битва условно делится на два периода: оборонительный и наступательный. Оборонительный период начался 17 июля 1942 г. и завершился 18 ноября 1942 г. Наступательный период начался с контрнаступления советских войск 19 ноября 1942 г. и завершился победными залпами 2 февраля 1943 г. На отдельных этапах в сражении участвовало более 2 миллионов человек.
ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ
(на дальних подступах с 17 июля по 10 августа 1942 г., на ближних – с 10 августа по 13 сентября 1942 г.)
К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны докатились до берегов Волги. В план крупномасштабного наступления на юге нашей страны (Кавказ, Крым) командование фашистской Германии включает и Сталинград (директива Гитлера № 41 от 5 апреля 1942 г.). Цель: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию (заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», Тракторный); выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г. С 14 июля 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Сталинградская область была объявлена на осадном положении. 17 июля 1942 г. стал днем начала Сталинградской битвы. Первыми встретили врага Клетский, Суровикинский, Серафимовичский, Чернышковский районы нашей области. Хорошо подготовленная, вооруженная, численно превосходившая нашу, гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград, а советские воины ценой неимоверных усилий должны были сдержать натиск врага. Силам наступающего противника противостоял Сталинградский фронт. Он был создан по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. В него вошли: 62-я, 63-я, 64-я, 21-я, 28-я, 38-я, 57-я общевойсковые армии, а также 8-я воздушная армия.
Ресурс № 1, 3, 4 (изображение военачальников)
Соотношение сил на начальном этапе было таким:
Сталинградский фронт
|
6-я полевая немецкая армия
|
12 дивизий 160 000 чел.
|
14 дивизий 270 000 человек
|
2 200 орудий и минометов
|
3 000 орудий и минометов
|
400 танков
|
около 500 танков
|
8-я воздушная армия 454 самолета
|
4-й воздушный флот 1 200 самолетов
|
Сложность обстановки состояла также в том, что наши войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии, в ряде соединений не хватало боеприпасов. Большинство дивизий, прибывших из Резерва Ставки, еще не имело боевого опыта, другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной характер местности позволял вражеской авиации производить удары по советским войскам и наносить большой урон в людях, вооружении и боевой технике. Боям за главную полосу обороны предшествовали бои передовых отрядов. В них входили и курсантские полки. Только что покинувшие стены военных училищ, молодые офицеры шли в свою первую атаку как рядовые бойцы.
В) Рассказ учителя:
Ресурс № 1,5 (изображение военачальников)
«Курская битва – событие, которое не подвластно времени. Победа в этом крупнейшем сражении, оплаченная ценой жизни сотен тысяч наших солдат и офицеров, во многом определила исход войны, открыла нашей армии путь к Великой Победе. Ровно 50 дней и ночей наши солдаты и офицеры стояли насмерть, проливая кровь за каждую пядь отвоеванной у врага земли. Напряженность борьбы в районе Курской дуги была обусловлена рядом политических, экономических и стратегических факторов. Великая Отечественная война к лету 1943 года достигла важного переломного этапа. Под ударами Советских Вооруженных Сил уже в битве под Москвой рухнули фашистские планы «молниеносной» войны. Через год немецко-фашистские армии потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом. Чтобы восстановить свой престиж, ликвидировать начавшийся разброд в лагере своих союзников, фашистским правителям была нужна крупная победа, и они шли на все, чтобы добиться ее любой ценой.
Вопрос о сражении под Курском изучается в форме рассказа учителя и работы учащихся с «Хроникой событий» (раздаточный материал).
План "Цитадель"(последняя крупная наступательная операция вермахта)
( Материал для учителя) Сражение под Прохоровкой — сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы. Произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги (Белгородское направление) в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский (Белгородская область РСФСР). Считается одним из крупнейших в военной истории сражением с применением бронетанковых сил
Непосредственное командование войсками во время сражения осуществляли генерал-лейтенант танковых войск Павел Ротмистров и группенфюрер СС Пауль Хауссер. Официальная советская версия
Первое столкновение в районе Прохоровки произошло вечером 11 июля. По воспоминаниям Павла Ротмистрова, в 17 часов он вместе с маршалом Василевским во время рекогносцировки обнаружил колонну танков противника, которые двигались к станции. Атака была остановлена силами двух танковых бригад.
В 8 утра советская сторона провела артподготовку и в 8:15 перешла в наступление. Первый атакующий эшелон насчитывал четыре танковых корпуса: 18, 29, 2 и 2 гвардейский. Второй эшелон составлял 5 гвардейский мехкорпус.
В начале сражения советские танкисты получили некоторое преимущество: восходящее солнце слепило наступавших с запада немцев.
Очень скоро боевые порядки смешались. Высокая плотность боя, в ходе которого танки сражались на коротких дистанциях, лишила немцев преимущества более мощных и дальнобойных пушек. Советские танкисты получили возможность прицельно бить в наиболее уязвимые места тяжело бронированных немецких машин.
Когда советские танки, во время контратаки, вышли на дистанцию прямого выстрела своих орудий и их встретили плотным огнем противотанковые орудия немцев, то танкисты были просто ошеломлены. Под ураганным огнем было необходимо не только вести бой, но прежде всего психологически перестраиваться от рывка вглубь обороны противника к позиционной борьбе со средствами ПТО противника. Особенно сложно пришлось командирам рот, батальонов и бригад, ведь они тоже были в боевых порядках наступающих соединений. От их реакции и профессионализма напрямую зависел исход боя и соответственно жизни сотен людей.
Южнее основного сражения наступала немецкая танковая группа «Кемпф», которая стремилась зайти наступающей советской группировке в левый фланг. Угроза охвата заставила советское командование отвлечь на это направление часть своих резервов.
Около 13 часов немцы вывели из резерва 11 танковую дивизию, которая совместно с дивизией «Мёртвая голова» нанесла удар по советскому правому флангу, на котором находились силы 5 гвардейской армии. Им на подмогу были брошены две бригады 5 гвардейского мехкорпуса и атака была отбита.
К 14 часам советские танковые армии стали теснить противника в западном направлении. К вечеру советские танкисты смогли продвинуться на 10—12 километров, оставив, таким образом, поле сражения у себя в тылу. Сражение было выиграно.
История Курской дуги началась еще весной 1943 года, когда стало известно о готовящейся с немецкой стороны наступательной операции «Цитадель», нацеленную на коренной перелом в войне в пользу Германии и доказательство ее превосходства.
Для Германии операции «Цитадель» была, по сути, последним шансом перехвата стратегической инициативы. Наиболее дальновидные генералы вермахта понимали, что неудача не даст возможности впредь проводить крупные наступательные операции. Замысел немцев вырастал из операции, предпринятой Манштейном в феврале-марте 1943 года. В результате боев линия фронта стала извилистой, с выступами и впадинами. Особенно явственный выступ с советской стороны обрисовывался на уровне Курска.
Планы Советского командования. Ресурс № 7
«Перед Советским Верховным Главнокомандованием встала дилемма, которую годом раньше оно не в состоянии было разрешить: ждать вражеского удара на оборонительных позициях с целью измотать немцев и затем перейти в контрнаступление или предупредить противника, взяв на себя инициативу первого удара?».
Битва под Курском характеризуется огромным размахом, исключительной напряженностью и ожесточенностью борьбы. Она охватила огромную территорию нынешних Орловской, Брянской, Курской, Белгородской, Сумской, Харьковской и Полтавской областей
Ресурс № 8,9
Тегеранская конференция — первая за годы Второй мировой войны конференция «Большой тройки» — лидеров трёх стран: Ф. Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И. В. Сталина (СССР)[1], состоявшаяся в Тегеране 28 ноября — 1 декабря 1943 года.
Историческое значение конференции трудно переоценить — это была первая встреча «Большой Тройки», на которой решались судьбы миллионов людей, будущее мира.
Цели конференции
Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников. Конференция стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира:
установлен точный срок открытия союзниками второго фронта во Франции (и отвергнута предложенная Великобританией «балканская стратегия»),
обсуждались вопросы о предоставлении независимости Ирану («Декларация об Иране»)
положено начало решения польского вопроса
о начале СССР войны с Японией после разгрома фашистской Германии
были намечены контуры послевоенного устройства мира
достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира
III. Для закрепления используется Ресурс № 10 (Задания к параграфу "Коренной перелом в ходе войны")
VI. Рефлексия
Учащиеся заполняют таблицу:
Курская битва
|
Узнал новое:
|
|
Думал иначе:
|
|
Не понял:
|
|
Особенно запомнилось:
|
|
IV. Домашнее задание
|
|
|