Главная страница

Самый сложный и важный этап адаптация малыша


Скачать 63.84 Kb.
Название Самый сложный и важный этап адаптация малыша
Дата 13.03.2016
Размер 63.84 Kb.
Тип Документы

Подготовка ребенка к детскому саду
Поступление в детский сад— довольно резкое изменение в жизни ребенка.

Самый сложный и важный этап - адаптация малыша.

При нормальном развитии у малышей в 8-9 месяцев появляется чувство тревоги и даже страха перед чужими людьми. Параллельно с этим, всё более усиливаются страхи у детей перед расставанием с родителем, к которому ребёнок особенно привязан (чаще всего это мама). С взрослением ребёнка растёт его привязанность к матери и, также, растёт чувство страха перед разлукой с нею, достигая своего максимума, когда малышу исполняется 1,5-2 года. Затем, по мере развития ребёнка и овладения им социальных навыков, этот страх ослабевает. Самое неподходящее время начала посещения детского сада в период от года и до 2-х лет. Значительно менее травмирующим для ребёнка является начало посещения яслей (детского сада) в 2-3 года.

Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, родителям очень важно заранее - месяца за 3 - 4 заняться подготовкой ребенка к детскому саду. Задолго до первого дня надо разговаривать с малышом о садике, о его правилах, о других ребятах, которые очень ждут нового товарища. Мама должна рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему она хочет, чтобы малыш пошел в детский сад.

Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.".

Другой вариант: "В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".

Когда мама с ребенком идет мимо детского сада, важно с радостью напоминать крохе о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Хорошо рассказывать родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорить, что гордится своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.

Необходимо подробно рассказать ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет мамин рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя малыш, когда пойдет в детский сад. Надо спрашивать у ребенка, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, можно проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий.

В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее. Необходимо поговорить с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорить, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не нужно создавать у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Надо объяснить, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Очень хорошо научить ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

Хотя бы один раз мама должна взять кроху с собой в детский сад, например, когда пойдете оформлять документы - попросить разрешения заглянуть в комнаты, в спортивный или музыкальный зал. Если детский сад находится в недалеко от дома, нужно погулять с ребенком около него. Обратить внимание малыша на детей, играющих на территории детского сада, особенно если среди них есть знакомые и друзья ребенка. Можно иногда даже встречать их у детского сада. Хорошо по вечерам, по воскресеньям гулять по территории садика, подниматься на крыльцо. Пусть все происходит неторопливо, постепенно… Еще до официального прихода в детский сад, надо приводить ребенка ненадолго в будущую группу, чтобы приглядеться к новому окружению. Как показывают исследования, такой постепенный приход ребенка в детский сад снижает риск возможных инфекций и облегчает привыкание к новым условиям.

Необходимо постепенно подстраивать режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать. Отойти ко сну следует не позднее 21 часа.

Важно научить ребенка проситься в туалет, пользоваться туалетной бумагой. Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок. Родители должны также научить ребенка пользоваться ложкой, пить из чашки, есть аккуратно, не отвлекаться во время еды. Для детей, идущих в младшие группы, особое внимание следует обратить на навыки самообслуживания и, прежде всего, на умение одеваться и раздеваться. Подбирая одежду для ребенка, нужно избегать наличия на ней мелких пуговиц и кнопок, крючков, шнурков. Детская одежда не должна быть тесной. Лучше, если она будет из натуральных. Кроме того, одежда малыша должна иметь четкие ориентиры "перед-спинка", а также большую удобную для одевания горловину или застежку. Желательно, чтобы у ребенка на одежде был хотя бы один карман, где можно носить свои "сокровища".

Родители могут разработать вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить их. Например, поцеловать его в одну щечку, в другую, помахать рукой, после чего он спокойно идет в садик.

Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома».

Можно подумать о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), талисман удачи – небольшая плоская игрушка, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке.

Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Большинство педагогов предлагает маме присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели. Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому есть и другое мнение, что будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.

На привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому родителям нужно тщательно рассчитывать свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые колебания мамы хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой. Родителям нельзя поддаваться на уговоры и провокации ребенка. Если, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, мама довела ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ее родительское сердце не выдержало и она повернула вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Нельзя водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, можно попробовать забрать его и после дневного сна.

Не нужно родителям самим бояться разлуки с ребенком. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все родительские эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Надо отпускать ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Надо помочь ему в этом: познакомиться с другими родителями и их детьми; называть других детей в присутствии малыша по именам; спрашивать его дома о новых друзьях.
Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

Важно поощрять обращения ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут отношения родителей с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет ребенку. В присутствии ребенка родители должны избегать критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

Никогда нельзя пугать ребенка детским садом!

В период адаптации важно эмоционально поддерживать малыша. Чаще обнимать его, целовать. Ребенок скучает по родителям - поэтому маме не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, расслабится от прикосновений. Хорошо побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть.