Главная страница

Учебнику О. В. Кубасовой умк «Гармония» Тема: В. Ю. Драгунский «Кот в сапогах»


Скачать 93.13 Kb.
Название Учебнику О. В. Кубасовой умк «Гармония» Тема: В. Ю. Драгунский «Кот в сапогах»
Дата 12.03.2016
Размер 93.13 Kb.
Тип Учебник

Терещенко Лидия Владимировна учитель начальных классов,

высшей категории

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14, г. Биробиджан


Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику

О.В. Кубасовой УМК «Гармония»

Тема: В.Ю. Драгунский «Кот в сапогах»

Цель: Формирование приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности. Развитие интереса к процессу чтения. Развитие умения определять и объяснять свое эмоциональное оценочное отношение к прочитанному.

Планируемые результаты:

Регулятивные учебные действия:

Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия:

Раскрыть смысл понятий «карнавал», «бахилы», «настоящая дружба». Формировать умение давать определение понятиям, строить простые рассуждения. Развивать умение осуществлять логические действия анализа, синтеза и обобщения. Формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации.

Универсальные логические действия:

Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.

Коммуникативные учебные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. Формировать умение формулировать свою точку зрения.

Личностные учебные действия:

Побудить интерес к произведениям В. Ю. Драгунского. Развивать правильные качества личности. Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям, желание иметь настоящего друга.

Деятельность обучающихся:

Регулятивные учебные действия:

Ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.

Познавательные учебные действия:

Раскрывают смысл понятий «бахилы», «карнавал», «настоящий друг», сравнивают и анализируют объекты, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные учебные действия:

Договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.

Основные понятия:

Карнавал, бахилы, настоящий друг.

Оборудование:




Оборудование:

1

Компьютер

2

проектор

3

экран

4

презентация Power Point

5

карточки для работы в парах, группах

6

Словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.

-Задача нашего урока – продолжить работу над развитием читательских умений.

-Какие еще умения понадобятся? (наблюдать, анализировать, делать выводы.)

II. Проверка домашнего задания

- С каким произведением вы работали дома?

- Какое это произведение по виду? (Художественное)

- Почему? (Это стихотворение . Передает чувства.)

- Какое чувство будете передавать?

- Какой критерий будем оценивать? (Правильность чтения, выразительность, умение паузы, логическое ударение)

- Слушаем стихотворение наизусть(2 – 3 человека)

Вывод

- Какую задачу ставили? (выразительное чтение)

- Какие умения понадобились? (Правильно ставить ударения . Соблюдать паузы )

III. Методический прием

«Корзина понятий»

- Сегодня мы поговорим о творчестве детского писателя. Слайд 1.

- Вы узнали кто это?

- Глядя на портрет писателя что вы можете сказать об этом человеке? (Добрый)

- Какие ассоциации возникли?

Составление кластера из карточек:

№ карточки

Надпись на карточке

1

В.Ю. Драгунский

2

Писатель

3

Рассказы

4

О детях

5

Художественный

6

Вызывает чувства

Вывод:

- Что же мы узнали об этом человеке?(кластер на доске на карточках)

IV. Методический прием «Чтение с пометами»

- Всё ли вы знаете об этом писателе?

- Какая задача стоит перед нами? (Расширить свои знания о писателе)

При чтении биографии карандашом выставляем пометки на полях

v – уже знал

+ - узнал новое

? – хочу знать

а) самостоятельное чтение автобиографии (у каждого на полях печатные листы с пометками)

Печатный лист

В.Ю. Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью – Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Родной отец умер от тифа, а в гражданскую войну погиб и отчим, красный командир. Виктору в юности приходилось работать на заводе, и шить конскую сбрую в шорной мастерской, перевозить пассажиров на лодке через Москва – реку. Он обладал прекрасным чувством юмора. Стал писать юмористические рассказы. Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Он даже ушел из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном.

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы». Эти рассказы принесли автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно – так назвали сына. В 2012 году «Денискиным рассказам» исполнилось 53 года.

б) Проверка

- Что знали?

- Что узнали нового?

Вывод:

Какая перед нами стояла учебная задача?(Расширить свои знания о писателе В.Ю. Драгунском)

- Справились с решением?

V. Работа над новым материалом.

Методический прием «Предположение»

- Какая перед нами стоит задача сегодня? (Продолжить знакомство с произведениями В.Ю. Драгунского)

Посмотрите на рисунок. Слайд 2.

Определите тему произведения (демонстрация на экране - рисунок маскарада)

Тема: О детях…

- Что знаете об этом?(маскарад, карнавал, каникулы…)

- Как бы вы озаглавили? Слайд 3.

- Какие ассоциации?

Задание до чтения:

- Какая задача стоит перед нами? Слайд 4.

1. Определите жанр произведения (сказка, рассказ)

Вид текста (научно – познавательный, художественный)

2. Ответить на вопросы:

- Что заинтересовало? (что это, сказка или рассказ?)

- Как же ответить на эти вопросы? (прочитать текст)

- Какая учебная задача стоит перед нами? (прочитать произведение)

- Какие умения понадобятся? (внимательно читать, слушать, определить жанр и вид произведения, понимать услышанное)

I. Чтение текста учащимися

- Определите жанр произведения .(это юмористический рассказ)

- Докажите.

- Определите вид текста. (художественный)

- Докажите (Выражает чувства)

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (веселые , грустные, торжественные и т.д.)

- Какую учебную задачу ставили?

- Справились с её решением?

Музыкальная физкультминутка.

- Что хотели бы перечитать?

- Какая учебная задача стоит перед нами? (перечитать рассказ с целью проанализировать и сделать выводы)

II. Чтение и анализ произведения

1. Словарная работа.

Прием: «Стол находок»

- Прежде чем перечитать рассказ уточним значение некоторых слов. Какие слова вам не знакомы? (Карнавал, бахилы)

- У меня есть шкатулка, в которой находятся толкования этих слов.

Слайд 5.

- Что по-вашему мнению, означает слово карнавал?

- От какого слова произошло? (Карнавал – народное празднество в костюмах. – Ожегов) Слайд 6.

- Как вы думаете, что означает слово «бахилы»? (Бахилы – высокие резиновые сапоги)

- А в наше время какое еще значение внесли в это слово?

2. Речевая разминка

Приемы: речевая зарядка, работа со скороговоркой.

- Работа со скороговоркой: Слайд 7.

Дениска Мишке подарил две книжки.

3.Чтение по цепочке.

- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе, по цепочке друг за другом. С какой целью? ( проанализировать героев)

Анализ произведения

Приемы: выборочное чтение, языковой анализ.

- От чьего лица ведется речь в этом рассказе?

- Кто главные герои произведения?

- Где происходит событие?

- Когда происходит?

- Почему Дениска забыл про карнавал?

- Чем же так сильно занят Дениска?

- Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме?

- Какое у него настроение- приподнятое или наоборот, подавленное, невеселое?

- Как оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма?

- Почему же вожатая Люся выбрала призером именно Дениску?

- Найдите и прочитайте фрагмент рассказа, который относится к рисунку на стр. 27

- О чем говорят эти слова?

- Какой Мишка?

- А что можно сказать о Дениске?

Слайд 8.

- Какие слова не подходят к его характеристике?

Вывод:

- Какая перед нами стояла учебная задача? (Проанализировать героев и сделать вывод)

- Справились с решением задачи?

- Я вам предлагаю проверить свои знания. Цель: выяснить, как вы запомнили текст. Самостоятельно выберите ответ, который считаете правильным, отметьте его галочкой.(У каждого карточка с вопросом и предлагаемые варианты ответа)

Варианты карточек:

О чем главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ V.

1

О жизни Дениски во время каникул

2

О том, как можно самому изготовить костюм Кота в сапогах

3

Об отношения Дениски с его другом и близкими(мамой, папой)

4

О школьном карнавале



Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ V.

1

Дениска не любит читать

2

Дениска понял, что Мишка расстроен и ему тоже хочется награду

3

Мишка очень любит «Дядю Степу»

4

У Дениски дома уже есть «Дядя Степа»



Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ V.

1

Гордость: получил премию за лучший костюм

2

Облегчение: наконец – то снял неудобный костюм

3

Радость: наконец –то скоро придет мама

4

Огорчение: жалко книжку, отданную Мишке



Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ V.

1

Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями

2

Из подручных средств можно изготовить прекрасный карнавальный костюм

3

Все, что у тебя есть, надо с другом делить пополам

4

Не спеши выбрасывать старые вещи: они могут пригодиться.



В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ V.

1

Сказка за сказкой

2

Рассказы о дружбе

3

Стихи о дружбе

4

Исторические рассказы

Проверим, как вы ответили на вопросы, какие варианты ответа вы выбрали.

Слайд 9.

- Почему? Слайд 10.

- Какова главная мысль этого произведения?

- В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

Слайд 12

- Сейчас вам необходимо будет подобрать пословицу к рассказу В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах», наиболее соответствующую его главной мысли.

Работаем в группе Слайд 11.

Ум хорошо, а два лучше.

Шутке – минутка, делу час.

Без беды друга не узнаешь.

- Итак, главная мысль произведения В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами русской пословицы «Без беды друга не узнаешь».

- Какую учебную задачу ставили? (проанализировать и сделать вывод)

- Справились с решением задачи?

- Что вам в этом помогло? (умение наблюдать, анализировать, делать выводы, работать дружно, уметь договариваться)

Самооценка. Работа на уроке (У каждого на парте карточка самооценки)

Домашнее задание Слайд 13.

Стр. 22-30 – выразительное чтение по ролям для игры «Радиотеатр»

Слайд 14.

Хотелось бы вернуться в детство,

Где радость, смех и добрые мечты.

Для этого одно есть средство:

Драгунского перечитайте вы.

Пусть книг его задор, веселье.

Зарядит оптимизмом вас,

Поднимут ваше настроение.

До новых встреч и в добрый час!

Спасибо за урок!. Слайд 15

Желаю успеха в домашней творческой работе!

Карточка на парте учеников :




Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.

1

Сегодня на уроке я узнал (а) (что?)_________________________

2

Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?)__________________

3

Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать( что?)________

4

Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?)__________

5

Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше( что сделать?)____

6

Осталось непонятным (что?)_______________________________

7

Сегодня на уроке я был (а)(Каким учеником? Какой ученицей?)_____________________________________________