|
Учебнику О. В. Кубасовой умк «Гармония» Тема: В. Ю. Драгунский «Кот в сапогах»
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику
О.В. Кубасовой УМК «Гармония»
Тема: В.Ю. Драгунский «Кот в сапогах»
Цель: Формирование приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности. Развитие интереса к процессу чтения. Развитие умения определять и объяснять свое эмоциональное оценочное отношение к прочитанному.
Планируемые результаты:
Регулятивные учебные действия:
Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
Познавательные учебные действия:
Раскрыть смысл понятий «карнавал», «бахилы», «настоящая дружба». Формировать умение давать определение понятиям, строить простые рассуждения. Развивать умение осуществлять логические действия анализа, синтеза и обобщения. Формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации.
Универсальные логические действия:
Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.
Коммуникативные учебные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. Формировать умение формулировать свою точку зрения.
Личностные учебные действия:
Побудить интерес к произведениям В. Ю. Драгунского. Развивать правильные качества личности. Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям, желание иметь настоящего друга.
Деятельность обучающихся:
Регулятивные учебные действия:
Ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.
Познавательные учебные действия:
Раскрывают смысл понятий «бахилы», «карнавал», «настоящий друг», сравнивают и анализируют объекты, выстраивают логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные учебные действия:
Договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.
Основные понятия:
Карнавал, бахилы, настоящий друг.
Оборудование:
|
Оборудование:
|
1
|
Компьютер
|
2
|
проектор
|
3
|
экран
|
4
|
презентация Power Point
|
5
|
карточки для работы в парах, группах
|
6
|
Словарь С.И. Ожегова.
|
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.
-Задача нашего урока – продолжить работу над развитием читательских умений.
-Какие еще умения понадобятся? (наблюдать, анализировать, делать выводы.)
II. Проверка домашнего задания
- С каким произведением вы работали дома?
- Какое это произведение по виду? (Художественное)
- Почему? (Это стихотворение . Передает чувства.)
- Какое чувство будете передавать?
- Какой критерий будем оценивать? (Правильность чтения, выразительность, умение паузы, логическое ударение)
- Слушаем стихотворение наизусть(2 – 3 человека)
Вывод
- Какую задачу ставили? (выразительное чтение)
- Какие умения понадобились? (Правильно ставить ударения . Соблюдать паузы )
III. Методический прием
«Корзина понятий»
- Сегодня мы поговорим о творчестве детского писателя. Слайд 1.
- Вы узнали кто это?
- Глядя на портрет писателя что вы можете сказать об этом человеке? (Добрый)
- Какие ассоциации возникли?
Составление кластера из карточек:
№ карточки
|
Надпись на карточке
|
1
|
В.Ю. Драгунский
|
2
|
Писатель
|
3
|
Рассказы
|
4
|
О детях
|
5
|
Художественный
|
6
|
Вызывает чувства
|
Вывод:
- Что же мы узнали об этом человеке?(кластер на доске на карточках)
IV. Методический прием «Чтение с пометами»
- Всё ли вы знаете об этом писателе?
- Какая задача стоит перед нами? (Расширить свои знания о писателе)
При чтении биографии карандашом выставляем пометки на полях
v – уже знал
+ - узнал новое
? – хочу знать
а) самостоятельное чтение автобиографии (у каждого на полях печатные листы с пометками)
Печатный лист
В.Ю. Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью – Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Родной отец умер от тифа, а в гражданскую войну погиб и отчим, красный командир. Виктору в юности приходилось работать на заводе, и шить конскую сбрую в шорной мастерской, перевозить пассажиров на лодке через Москва – реку. Он обладал прекрасным чувством юмора. Стал писать юмористические рассказы. Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Он даже ушел из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы». Эти рассказы принесли автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно – так назвали сына. В 2012 году «Денискиным рассказам» исполнилось 53 года.
|
б) Проверка
- Что знали?
- Что узнали нового?
Вывод:
Какая перед нами стояла учебная задача?(Расширить свои знания о писателе В.Ю. Драгунском)
- Справились с решением?
V. Работа над новым материалом.
Методический прием «Предположение»
- Какая перед нами стоит задача сегодня? (Продолжить знакомство с произведениями В.Ю. Драгунского)
Посмотрите на рисунок. Слайд 2.
Определите тему произведения (демонстрация на экране - рисунок маскарада)
Тема: О детях…
- Что знаете об этом?(маскарад, карнавал, каникулы…)
- Как бы вы озаглавили? Слайд 3.
- Какие ассоциации?
Задание до чтения:
- Какая задача стоит перед нами? Слайд 4.
1. Определите жанр произведения (сказка, рассказ)
Вид текста (научно – познавательный, художественный)
2. Ответить на вопросы:
- Что заинтересовало? (что это, сказка или рассказ?)
- Как же ответить на эти вопросы? (прочитать текст)
- Какая учебная задача стоит перед нами? (прочитать произведение)
- Какие умения понадобятся? (внимательно читать, слушать, определить жанр и вид произведения, понимать услышанное)
I. Чтение текста учащимися
- Определите жанр произведения .(это юмористический рассказ)
- Докажите.
- Определите вид текста. (художественный)
- Докажите (Выражает чувства)
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (веселые , грустные, торжественные и т.д.)
- Какую учебную задачу ставили?
- Справились с её решением?
Музыкальная физкультминутка.
- Что хотели бы перечитать?
- Какая учебная задача стоит перед нами? (перечитать рассказ с целью проанализировать и сделать выводы)
II. Чтение и анализ произведения
1. Словарная работа.
Прием: «Стол находок»
- Прежде чем перечитать рассказ уточним значение некоторых слов. Какие слова вам не знакомы? (Карнавал, бахилы)
- У меня есть шкатулка, в которой находятся толкования этих слов.
Слайд 5.
- Что по-вашему мнению, означает слово карнавал?
- От какого слова произошло? (Карнавал – народное празднество в костюмах. – Ожегов) Слайд 6.
- Как вы думаете, что означает слово «бахилы»? (Бахилы – высокие резиновые сапоги)
- А в наше время какое еще значение внесли в это слово?
2. Речевая разминка
Приемы: речевая зарядка, работа со скороговоркой.
- Работа со скороговоркой: Слайд 7.
Дениска Мишке подарил две книжки.
3.Чтение по цепочке.
- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе, по цепочке друг за другом. С какой целью? ( проанализировать героев)
Анализ произведения
Приемы: выборочное чтение, языковой анализ.
- От чьего лица ведется речь в этом рассказе?
- Кто главные герои произведения?
- Где происходит событие?
- Когда происходит?
- Почему Дениска забыл про карнавал?
- Чем же так сильно занят Дениска?
- Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме?
- Какое у него настроение- приподнятое или наоборот, подавленное, невеселое?
- Как оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма?
- Почему же вожатая Люся выбрала призером именно Дениску?
- Найдите и прочитайте фрагмент рассказа, который относится к рисунку на стр. 27
- О чем говорят эти слова?
- Какой Мишка?
- А что можно сказать о Дениске?
Слайд 8.
- Какие слова не подходят к его характеристике?
Вывод:
- Какая перед нами стояла учебная задача? (Проанализировать героев и сделать вывод)
- Справились с решением задачи?
- Я вам предлагаю проверить свои знания. Цель: выяснить, как вы запомнили текст. Самостоятельно выберите ответ, который считаете правильным, отметьте его галочкой.(У каждого карточка с вопросом и предлагаемые варианты ответа)
Варианты карточек:
О чем главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ V.
|
1
|
О жизни Дениски во время каникул
|
2
|
О том, как можно самому изготовить костюм Кота в сапогах
|
3
|
Об отношения Дениски с его другом и близкими(мамой, папой)
|
4
|
О школьном карнавале
|
Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ V.
|
1
|
Дениска не любит читать
|
2
|
Дениска понял, что Мишка расстроен и ему тоже хочется награду
|
3
|
Мишка очень любит «Дядю Степу»
|
4
|
У Дениски дома уже есть «Дядя Степа»
|
Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ V.
|
1
|
Гордость: получил премию за лучший костюм
|
2
|
Облегчение: наконец – то снял неудобный костюм
|
3
|
Радость: наконец –то скоро придет мама
|
4
|
Огорчение: жалко книжку, отданную Мишке
|
Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ V.
|
1
|
Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями
|
2
|
Из подручных средств можно изготовить прекрасный карнавальный костюм
|
3
|
Все, что у тебя есть, надо с другом делить пополам
|
4
|
Не спеши выбрасывать старые вещи: они могут пригодиться.
|
В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ V.
|
1
|
Сказка за сказкой
|
2
|
Рассказы о дружбе
|
3
|
Стихи о дружбе
|
4
|
Исторические рассказы
|
Проверим, как вы ответили на вопросы, какие варианты ответа вы выбрали.
Слайд 9.
- Почему? Слайд 10.
- Какова главная мысль этого произведения?
- В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
Слайд 12
- Сейчас вам необходимо будет подобрать пословицу к рассказу В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах», наиболее соответствующую его главной мысли.
Работаем в группе Слайд 11.
Ум хорошо, а два лучше.
|
Шутке – минутка, делу час.
|
Без беды друга не узнаешь.
|
- Итак, главная мысль произведения В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами русской пословицы «Без беды друга не узнаешь».
- Какую учебную задачу ставили? (проанализировать и сделать вывод)
- Справились с решением задачи?
- Что вам в этом помогло? (умение наблюдать, анализировать, делать выводы, работать дружно, уметь договариваться)
Самооценка. Работа на уроке (У каждого на парте карточка самооценки)
Домашнее задание Слайд 13.
Стр. 22-30 – выразительное чтение по ролям для игры «Радиотеатр»
Слайд 14.
Хотелось бы вернуться в детство,
Где радость, смех и добрые мечты.
Для этого одно есть средство:
Драгунского перечитайте вы.
Пусть книг его задор, веселье.
Зарядит оптимизмом вас,
Поднимут ваше настроение.
До новых встреч и в добрый час!
Спасибо за урок!. Слайд 15
Желаю успеха в домашней творческой работе!
Карточка на парте учеников :
|
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.
|
1
|
Сегодня на уроке я узнал (а) (что?)_________________________
|
2
|
Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?)__________________
|
3
|
Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать( что?)________
|
4
|
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?)__________
|
5
|
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше( что сделать?)____
|
6
|
Осталось непонятным (что?)_______________________________
|
7
|
Сегодня на уроке я был (а)(Каким учеником? Какой ученицей?)_____________________________________________
|
|
|
|