|
Конспект открытого занятия по теме : «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
Конспект открытого занятия
по теме : «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах».
Провел: учитель-логопед ГБОУ Школа № 1161
Миклина Ольга Александровна
2015 г.
Тема:
Автоматизация звука Ш по мотивам сказки «Маша и Медведь».
Цель:
закрепить навык правильного произношения звука Ш в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его
акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: «Русские народные сказки».
Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы «Ш» в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие,
целеустремлённость.
Ход занятия:
этапы
|
содержание
|
оборудование
|
Орг. момент
|
Раз, два, три, четыре, пять!
Вот и сказке мы опять!
- Догадайся, какая сказка к нам пришла в гости?
- Это русская народна сказка, она не имеет автора.
- Скажи, чем похожи эти слова:
МАША
МИША
-Какой звук общий в этих словах?
|
«Домик»
|
Характеристика
звука
|
Этот звук:
Согласный (т.к. имеет преграду при произнесении- язычок наверху);
Глухой (т.к. горлышко не вибрирует- тыльная сторона руки);
Всегда твердый (т.к. не имеет мягкой пары).
|
|
Распознавание звука на слух.
Определение места звука в слове.
|
Сейчас мы научимся слушать и распознавать этот звук в потоке других звуков:
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш:
Ш, Д, М, Щ, С, Ж, Ш
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш в слогах:
ШЕ, НЕ, РА, СА, ЩЕ, ЖИ, ШИ
- Топни ножкой, когда в словах услышишь звук Ш
ШУБА - где слышишь звук?
ГУБЫ, ЗЕБРА,
ЧАШКА - где слышишь звук?
ШОКОЛАД, ДОСКА,
ДУШ - где слышишь звук?
|
веер
|
Дыхательная гимнастика
|
Сейчас мы будем учится правильно произносить этот звук:
- для произнесения этого звука нужна
сильная воздушная струя: «ФОКУС»
«ВЕРТУШКА»
- займемся дыхательной гимнастикой:
Вдох ртом - выдох ртом 3раза
Вдох ртом – выдох носом 3 раза
Вдох носом – выдох носом 3 раза
Вдох носом - выдох ртом 3 раза
|
Ватка, вертушка.
Салфетка,
Маша
|
Артикуляционная гимнастика
Произнесение звука.
Гимнастика
Определение места звука в слове.
Произнесение звука в чистоговорках.
Графическое упражнен.
Итог.
|
Превращаемся в сказочников и вместе расскажем эту сказку по- новому. Ты мне поможешь?:
- В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька.
- Машенька проснулась, и УЛЫБНУЛАСЬ
- Почистила зубки
- Пошла на кухню и испекла блинчики
- Взяла чашечку, налила чаек
- Достала вкусное варенье (Какое варенье любишь?)Позавтракала
- Пошла во двор кататься на качелях
- Поиграла в мячик
- Поиграла в свою любимую лошадку
- И пошла в лес собирать грибы
В лесу подул теплый ветер и зашумели деревья:
ШШШШШШ
(Картинка с дорогой … подставляю предметы)
- Маша по дороге встретила Ежиху с ежатами:
Ежиха испугалась Машу и зашипела на нее: ШШШШШ
Но Маша успокоила Ежиху:
- Сделай массаж
правой ручкой: Гладила мама Ежиха ежат,
левой ручкой: Что за пригожие детки лежат.
- Маленький ежик замерз – погрей его: ШШШШШШШ
Внутри ежика есть сюрприз – массаж пальчиков каждой руки.
- Встретила Улитку, которая медленно ползла ей навстречу. Улитка ползет навстречу к Машеньке.
- Машенька по дороге нашла мешочек с сюрпризом. Что там, отгадай сам…
- Сколько звуков Ш в слове ШИШКА?
В конце пути Машенька встретила избушку, а кто в ней живет, отгадай загадку:
Кто в малине знает толк,
Косолапый, бурый волк (Медведь)
_____________________________________________________
Двигаемся под музыку «Миша»
_____________________________________________________
У Мишки в избушке был большой беспорядок. Маша решила убраться:
- Расставь в нужные окошки карточки с картинками.
В названии каждой картинки есть звук Ш - в начале, в середине или в конце слова. Достань картинку и поставь ее на место.
- Придумай свои слова, которые начинаются на звук Ш; шалаш, шарик,
- Я придумала слова: ШАПКА, ШУБА, ШКАФ, ЖУК –какое слово лишнее?
- Придумай с этими словами фразу или предложение.
____________________________________________________
Машенька решила приготовить кашу себе и Мишке:
- Слушай чистоговорки и повторяй за мной:
Ошка- ошка-ошка- где моя большая ложка!
Ошку-ошку-ошку- дайте мне большую ложку!
Ошку-ошку-ошку- я держать умею ложку!
Ошкой-ошкой-ошкой-буду кашу кушать ложкой!
Мишутка наелся и поблагодарил Машеньку. Подарил ей.
- С каким звуком мы с тобой познакомились?
- Расскажи, что ты знаешь об этом звуке.
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, четко, правильно я говорить хочу.
|
Заборчик
Чистим зубки
Лопаточка
Чашечка (боковые края язычка)
Вкусное варенье
Качели (кончик язычка прячем за зубки)
Лошадка+пес.час.
Грибок
Картинка с дорогой + Маша
Щетка + зеленый шарик;
Мешочек с шишкой.
Избушка
Музыка «Мишка»
Окошки и картинки
Картинки
ШАПКА
ШУБА
ШКАФ ШУБА
ШКАФ
ШУБА
ШКАФ
Карточка с графическими упражнениями.
|
|
|
|