Главная страница

Из опыта работы: Учителя – логопеда Каблановой Т. П. Мадоу «Октябрьский детский сад «Сказка»


Скачать 66.35 Kb.
Название Из опыта работы: Учителя – логопеда Каблановой Т. П. Мадоу «Октябрьский детский сад «Сказка»
Дата 13.03.2016
Размер 66.35 Kb.
Тип Документы


Из опыта работы: Учителя – логопеда Каблановой Т.П.

МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка»


Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Развитие связной речи детей». А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них)

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Обозначив для себя проблему, актуальность выбранной темы, я определила цель и выделила задачи для каждой возрастной группы. (Задачи для среднего и старшего возраста представлены в презентации «Сказка - как средство развития связной речи»). (Перспективные планы представлены в приложении№1)

Цель: Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

Задачи для детей младшего дошкольного возраста возрасти:

Образовательные:

- учить пересказывать литературное произведение, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним и самостоятельно;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

Развивающие:

- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память;

Воспитательные:

- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных;

Работа рассчитана на три года и подробно разработана для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе решения выделенных задач ожидала увидеть следующие результаты. Ребёнок должен различать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е отличать один звук от другого по акустическим признакам, осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением в собственной речи звуков), применять в речи новые словарные слова, правильно употреблять ряд грамматических категорий русского языка, составлять небольшие рассказы 2-3 предложений, уметь пересказывать, составлять рассказы по сюжетным картинкам, давать полные и выразительные ответы по содержанию прочитанной сказки. Средства для развития связной речи: сказки, дидактические игры, театрализованные игры, игрушки, картинки, кукольный театр, рассказы, стихи, игры драматизации. Элементы ТРИЗ проблемные ситуации и вопросы, игровые задания, игры, творческие задания, мнемотаблицы (Приложение2), пиктограммы. Прежде чем приступить к работе я определила, на каком уровне находятся дети моей группы, и выбрала конкретные способы реализации материала. Я наметила последовательность чтения сказок в течение года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года, для пальчикового театра своими руками были сделаны сказочные персонажи, подборка дидактических игр.

В своей группе я работаю над развитием связной речи, во всех образовательных областях (Приложение №2), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Не забываю при этом о самостоятельной художественно-речевой деятельности, для которой создаем необходимые условия в развивающей среде (уголок театра, ширма, книги). При развитии связной речи с детьми младшего возраста широко применяю игрушки и предметы, Подбираю игрушки одного наименования, но различные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема элементарного сравнения. В этом возрасте описание начинается с тщательно продуманных вопросов воспитателя. Рассказ воспитателя является образцом.

Также я использую разнообразные игровые приемы. М. М. Конина. С помощью воспитателя дети с удовольствием рассказывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле, собаке и др. Рассматривание сюжетной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. После непосредственной образовательной деятельности картина остается в группе на несколько дней. Дети ещё раз рассматривают ее, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их. Я знакомлю детей с кукольным театром, как и говорилось, ранее кукольный театр помогает, ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. Уже в младшей группе можно проводить занятия по пересказу литературных произведений (см. «Программу развития речи детей дошкольного возрастав детском саду» О.С.Ушаковой, М, 2004 г.). Дети учатся пересказывать литературное произведение, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем вместе с ним (воспитатель начинает одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

В своей работе я учитываю речевой уровень детей. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком. В индивидуальном общении легче обучать рассказыванию из личного опыта: о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, также широко использую сказки. Большое внимание уделяю дидактическим играм (Приложение №2). Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выстраивают сюжет сказки на фланелеграфе, пересказывая уже известные им сказки. Также в своей деятельности я использую пальчиковый театр, пальчиковые игры, игры драматизации, сопровождается показом соответствующих отобразительных действий людей и животных. В ходе таких действий проводится активный массаж ладошек и кистей рук ребёнка.

Для углубленной работы я разработала и апробировала программу дополнительного образования по профилактике и коррекции речи «Логовичок» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Приложение №3). В данной программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В работе по развитию связной речи я использую технологию сказкотерапия, так как сказка – наиболее плодотворный материал для развития связной речи. Рассказ из личного опыта (мира фантазии). Формируются умения последовательно повествовать о том, чего не было в реальности. Придумывать сказку с новыми героями. Придумывать сказку, изменив характер героев. Использую старую сказку с новым сказочным героем.

Куклотерапию я использовала в процессе адаптации ребёнка к детскому саду и в развитии театрально-игровых способностей детей. Например, я брала красивую, нарядную куклу и выходила с этой куклой навстречу ребенку. Начинала общение от лица куклы.

Работа по развитию связной речи проводится в тесной связи с родителями, что помогло добиться положительных результатов. Совместно с родителями были разработаны проект «В гостях у сказки» (Приложение №4), выставки «На кого из сказочных героев похож мой ребёнок» (Приложение №4), «Бабушкина кукла», подготовила консультации (Приложение №4), «Учимся рассказывать», «Приёмы обучения детей рассказыванию», «Что за чудо эти сказки». Проводились, дни открытых дверей родители вместе с детьми участвовали в играх, выполняли творческие задания. Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок, изготовление книжек-малышек). Также для родителей создан сайт «Солнышки»(solnyshki.ucoz.com), где находится доступная для них информация. Например, подборка стихов для совместного разучивания с родителями и рекомендации для родителей.

Таким образом, связная речь является важным аспектом в развитии ребёнка, с помощью связной речи ребёнок учится выражать свои мысли и чувства, общаться со сверстниками и взрослыми, у ребёнка появляется уверенность в себе и своих действиях, что проявляется в игре в придумывании сюжета. Результатом всей этой работы становится правильная речь ребенка, способность не только к монологу, но и к диалогу. Отвечая на вопросы, ребенок проявляет не только фантазию, но и умение обосновывать свои выбор. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению к школе.

Вся проводимая работа дала определённые результаты, которая отразила диагностика (Приложение №5).