|
Путешествие в лес
Конспект занятия по подготовке детей к грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
тема: «Путешествие в лес»
учитель – логопед
МДОУ «Детский сад №3
Прыгунова Лариса Владимировна
первая квалификационная категория
Дзержинск 2009г.
Цель: «Формирование фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа у детей с ОНР в процессе ознакомления их со звуками и буквами родного языка».
Образовательные задачи:
Обобщить знания о гласных и звуках и буквах;
Обучить навыкам звуко - буквенного анализа;
Обучить навыкам чтения односложных слов;
Формировать умение выполнять слоговой анализ слов из 1-2-3-х слогов;
Обогатить активный словарь детей на материале лексико – грамматических тем: «Лес. Дикие животные».
Закрепить правильное употребление в активной речи притяжательных прилагательных;
Коррекционно-развивающие задачи:
-
Развивать фонематический слух у детей;
Продолжать развивать навыки правильного звукопроизношения поставленных звуков;
Способствовать развитию психических процессов: внимания, восприятия, мышления.
Воспитательные задачи:
Воспитание навыков самоконтроля;
Воспитание у детей стремление к самостоятельности ответов и суждений;
Воспитание умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Воспитание стремления доделывать дело до конца.
Оборудование:
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, иллюстрирующая задания; аудиозапись «Звуки леса», «Песенка Винни-Пуха», физкультминутки «Правая и левая»; фрагмент компьютерной программы «Игры для Тигры», блок «Фонетика», задание «чтение односложных слов»;
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа односложных и двухсложных слов; индивидуальные альбомы под редакцией Подрезовой «Школа умелого карандаша»; карточки с пропущенными буквами; наборы для звукового анализа слов; картинки для определения количества слогов; фломастер, простой карандаш.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы проблемного и поискового характера; поддержка и поощрение.
Практические: пальчиковая гимнастика; физкультминутка; дидактические игры; индивидуальный подход.
Наглядные: сюжетные картины в виде мультимедийной презентации.
Предварительная работа:
Активизация активного словаря детей по лексико-грамматическим темам: «Лес. Дикие животные» на занятиях воспитателей, логопеда; обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа; развитие фонематического восприятия; постановка и автоматизация звуков; обучение детей работать на персональном компьютере; обучение детей элементам релаксации.
Способы организации детей:
Фронтально, стоя и сидя на ковре и за столами; индивидуально с тетрадями, картинками и карточками, сидя за столами и стоя на ковре.
Дифференцированный подход с учетом степени сложности речевого материала; по методам и приемам:
- дети с низким уровнем развития фонематических представлений: владение отдельными, случайными единицами знаний, полная зависимость от совместной деятельности с педагогом, механическое воспроизведение знаний.
-дети со средним уровнем развития фонематических представлений: овладение основным объемом знаний (более 50% от общего объема), потребность в помощи педагога (объяснение, дополнительное использование моделей, опор).
- дети с высоким уровнем развития фонематических представлений: полное усвоение знаний, самостоятельность в их использовании, осмысленность в их проявлении.
Речевой материал, используемый на занятии:
Пальчиковая игра:
Сидит белка на тележке, (ритмичное соединение пальцев рук
Продает она орешки: с большим пальцем;
Мишке – толстопятому, поочередное загибание пальцев, начиная
Заиньке – усатому, с большого пальца, в кулак;
Лисичке – сестричке, по два хлопка в ладоши и по коленям).
Воробью, синичке,
Кому в роток,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Двигательная разминка:
У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окно.
Мимо заинька бежит:
Тук – тук – тук – дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай,
Лапку подавай.
Физкультминутка:
Ход занятия:
№
п/п
|
Деятельность педагога
|
Дифференц. подход
|
Деятельность детей
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
|
Организационный момент:
Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса», стоя в кругу на ковре, вместе с детьми.
- Какие звуки вы услышали?
- Как вы думаете, где мы оказались?
-Ой, какой красивый лес, полный сказок и чудес! Прогуляемся по лесу? (первый слайд)
Основная часть:
Д/игра«Дятел – телеграфист»
Тук – тук – тук!
Тук – тук – тук!
Раздается чей – то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре. (второй слайд)
- На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передает, что увидел в лесу.
- Что увидел дятел?
- Отстукивая каждый слог, посчитайте, сколько слогов в каждом слове. Назовите первый слог, второй, третий.
Д/игра «Куда пойдет слово». Пройдите в «Лесную школу» - «Передайте по телеграфу» слова - картинки, которые лежат у вас на столе, выложите схему слогового состава слова, затем займите тот обруч – домик, в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в слове.
- Послушайте, кто-то идет!
(звукозапись: песенка Вини-Пуха) (третий слайд)
-О чем мечтает Винни-Пух?
Поможем Винни-Пуху ее найти?
Отправился Винни-Пух в путь, и по дороге решил заглянуть в гости к своим друзьям. (слайд) Они ждут его на балконе. Скажите кто его друзья?
Сколько этажей в доме? Каждый из друзей занимает свой этаж. Надо отгадать, кто на каком этаже живет. Помогут нам гласные звуки, они горят в слове красным огоньком.
-Погостил Винни-Пух у друзей и отправился в путь, (слайд) но попал под дождь, да не простой, а буквенный. Чтобы Винни-Пух не промок, давайте «поймаем» буквы на наши карточки. А для этого нужно составить схему слова.
Логопед оказывает индивидуальную помощь детям.
-Какой первый звук в слове?
-Какой гласный (согласный) звук в слове?
-Сколько гласных (согласных) звуков в слове?
-Какой последний звук в слове?
Кончился дождь, отправился Винни-Пух дальше в дорогу, но забыл где у него правая и левая нога. Поможем ему разобраться.
Физкультминутка «Правая и левая»
(слайд)
-Мы так расшумелись в лесу, что звери спрятались от нас в кустах, видны только головы и лапы. Поможем Винни-Пуху разобраться.
Д/игра «»Чья голова, чья лапа»
Аудиозапись слов Винни-Пуха. (слайд)
-Буквы спрятались в траву, и видны только половинки букв. Какие это буквы? Дайте характеристику гласных букв.
-Споем для Винни-Пуха песенку гласных звуков.
Пальчиковая гимнастика.
Оказывается Винни-Пух не знает букв и не умеет читать. А вы ребята умеете читать? Почитаем для Винни-Пуха? (блок «Фонематика» компьютерной программы «Игры для Тигры»)
(слайд)
Чтобы Винни-Пух нашел свою бочку меда, нужно помочь ему пройти сложный участок пути. А для этого начертим ему дорожку.
Вот и добрался (слайд) Винни-Пух до бочки с медом.
Итог:
-Вам понравилось путешествие? Что мы делали во время путешествия? Какие задания выполняли?
Добрался Винни-Пух до бочки с медом и радостно запел. (достаю бочку)
Аудиозапись песенки Винни-Пуха.
-Винни-Пух считает, что нет ничего слаще меда. Но люди говорят, что красивая речь слаще меда
|
|
Дети стоят в кругу и слушают аудиозапись «Звуки леса»
Ответы детей
Ответы детей
- Желуди, шишки, пень, березу, ёлку.
Дети, стоя в кругу, выполняют упражнение: отхлопывают слова, деля их на слоги, определяют количество слогов, называют первый слог, второй, третий.
Дети отстукивают слоги, определяют количество слогов, затем выкладывают схему слогового состава слова и занимают тот обруч – домик, в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в слове.
-О бочке с медом
-Да
(Волк, паук, лиса, кот)
Дети определяют количество звуков в слове, место гласных и подбирают этаж для слова.
Дети выполняют звуковой анализ слов на индивидуальных карточках, вставляют пропущенные гласные буквы.
Ответы детей
Дети выполняют движения физкультминутки «Правая и левая»
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети поют песенку гласных звуков.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику
Дети читают односложные слова
Дети за столами выполняют задание на странице 20 из альбома Подрезовой «Школа умелого карандаша»
Ответы детей.
Дети разглядывают сюрприз
|
Конспект подгруппового занятия по формированию фонетико – фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
учитель – логопед
МДОУ «Детский сад №3
Прыгунова Лариса Владимировна
первая квалификационная категория
Дзержинск 2009г
Цель: «Формирование фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа у детей с ОНР в процессе ознакомления их со звуками и буквами родного языка».
Образовательные задачи:
Уточнить произношение звуков «П», «ПЬ»;
Обучить навыкам звуко - буквенного анализа;
Закрепить навыки чтения обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов;
Учить дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости;
Учить выделять звук «П» из состава слова;
Закрепить умение соотносить звук и букву «П»
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематический слух у детей;
Продолжать развивать навыки правильного звукопроизношения поставленных звуков;
Способствовать развитию психических процессов: внимания, восприятия, мышления.
Воспитательные задачи:
Воспитание навыков самоконтроля;
Воспитание у детей стремление к самостоятельности ответов и суждений;
Воспитание умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Обучающая компьютерная программа «Учимся с Логошей», урок №7.
Раздаточный материал:
карточки для звукового анализа односложных и двухсложных слов; магнитный набор для звукового анализа слов; фломастер; картинки для дифференциации звуков «П», «ПЬ»; магнитная азбука.
Методы и приемы:
Словесные: загадки, вопросы проблемного и поискового характера; поддержка и поощрение.
Практические: пальчиковая гимнастика; физкультминутка; дидактические игры; индивидуальный подход.
Наглядные: Обучающая компьютерная программа «Учимся с Логошей», урок №7.
Предварительная работа:
Обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа; развитие фонематического восприятия; постановка и автоматизация звуков; обучение детей работать на персональном компьютере; обучение детей элементам релаксации.
Дифференцированный подход с учетом степени сложности речевого материала; по методам и приемам:
- дети с низким уровнем развития фонематических представлений: владение отдельными, случайными единицами знаний, полная зависимость от совместной деятельности с педагогом, механическое воспроизведение знаний.
-дети со средним уровнем развития фонематических представлений: овладение основным объемом знаний (более 50% от общего объема), потребность в помощи педагога (объяснение, дополнительное использование моделей, опор).
- дети с высоким уровнем развития фонематических представлений: полное усвоение знаний, самостоятельность в их использовании, осмысленность в их проявлении.
Ход занятия:
№
п/п
|
Деятельность педагога
|
Дифференц. подход
|
Деятельность детей
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
|
Организационный момент:
Дыхательная гимнастика
Основная часть:
-Сочиняет он поэмы,
Песни и стихи.
Рифму к слову «дуэт»
Подберет нам …. (поэт)
- Поэт сочинил стихи.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну. А вы кончайте:
Слово быстро добавляйте:
-Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней….. (помидора)
-Если все ты будешь знать,
То получишь в школе ….(пять)
- Догадались? О каких звуках будем говорить?
-Дайте характеристику звукам «П», «ПЬ».
- Кричат из зала: «Молодец!»
Для вас со сцены пел … (певец)
- Певец тренирует голос, пропевая слоги. Произнесите слоги с изменением высоты голоса:
па
па
пи
па пи
пи
-Помидоры, патиссоны,
Лук, чеснок и огурец
Продает нам ….(продавец)
-У продавца в продаже:
На компьютере работает он со сноровкой,
Любую программу составит он ловко.
Не гитарист, не пианист
Его профессия -….(программист)
-Программист написал на компьютере программу, но прежде чем сесть за компьютер, давайте потренируем глазки
Урок № 7.
Задания:
Физкультминутка:
«Три медвежонка»
Итог:
-С каким звуком сегодня познакомились?
-Какие задания выполняли?
-Понравилось?
|
|
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Дети поют слоги со звуком «П»
Ответы детей
У детей фишки синего и зеленого цвета, на которые они «покупают» картинки со звуком «П» или «ПЬ» соответственно
Ответы детей
Дети садятся к компьютеру
Дети выполняют задания
Дети работают на компьютере
Дети выполняют движения под музыку.
Ответы детей
|
|
|
|