Главная страница

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Пресветлое солнце» Подготовила воспитатель


Скачать 76.12 Kb.
Название Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Пресветлое солнце» Подготовила воспитатель
Дата 14.02.2016
Размер 76.12 Kb.
Тип Конспект

Департамент образования

Северо-Западного округа города Москвы

ГБОУ СОШ №1985 (дошкольное отделение)

«Солнечный город»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

«Пресветлое солнце»

Подготовила воспитатель

Григорова Е.В.

Москва 2013

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

«Пресветлое солнце»

Задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны;

  • Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России;

  • Развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира, интереса и любви к народному искусству.

Материалы:

Иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России», выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, хохломская посуда, вышитые полотенца и пр.), цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, необходимые для раскрашивания контурного рисунка солнечной колесницы.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Звучит фонограмма “Счастье русской Земли ”.

Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта

Воспитатель:

- За морем теплее, а у нас светлее.

 На чужой стороне Родина милее вдвойне.

 Где кто родился, там и пригодился.

- О чём эти пословицы? (О Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц).

2. Формирование образных представлений по теме деятельности; мотивация; постановка задачи.

- Повернитесь, пожалуйста, ко мне. (Слайд №1). Посмотрите на карту. Что вы видите? (Ответы детей).

 - Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов).

 Населяют Россию люди разных национальностей (Русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, мордва, удмурты, осетины, кабардинцы, якуты, буряты, ингуши, калмыки, ненцы, эвенки, ханты, саамы и многие другие).

 - Всех их объединяет язык общения – русский.

- Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие и узнаем о происхождении и символическом значении изображений на гербе России.

- Ребята, чтобы побольше узнать о символах России я приглашаю вас совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь.

(Дети вместе с воспитателем подходят к интерактивной доске, где изображено “колесо истории”).(Слайд 2)

 - Покрутите колесо и повторяйте за мной следующие слова:

- “Слава нашей стороне!
 Слава нашей старине!
 Колесо историй мы повернём
 И рассказывать о нём начнём
 Чтобы люди знать могли
 О делах родной земли!”.

 Дети проходят и присаживаются на свои места.

3. Основная часть.

 - А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (Русский народный). Посмотрите, какой он красивый.

- А теперь вы внимательно рассмотрите изображение. (Слайд №3)

- Что вы видите на рисунке? (Герб нашей страны – России)

- Кто изображен на гербе нашей страны? (Двуглавый орел, всадник.)

У нашего российского герба есть своя история. Началась она очень давно, в незапамятные времена. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество сравнений придумали, множество имен дали люди солнцу. (Слайд №4). Иногда виделось им солнце огнем, как в костре или в очаге, только горящим высоко в небе. Так пели о солнце в старинных народных песнях.

- Как вы думаете, почему человек сравнивал солнце с огнем? (Солнце – горячее, дарит нам тепло и свет.)

- Кого напоминает солнце в небе? (Птиц, летающих в небе.) (Слайд№5).

- Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами: с орлом, жар-птицею (Слайд №6) или птицей-павой, ведь солнце парит в небе, как златокрылая, светозарная птица. (Слайд №7). Лучи восходящего солнца напоминают петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья петушиного хвоста.

Отгадайте загадки:

- Красная девушка по небу ходит. (Солнце.) (Слайд №8)

- Встану я рано, бело да румяно, умоюсь росой, расчешу золотые косы. (Солнце.) (Слайд№9)

- Почему в загадках солнце сравнивают с молодой и красивой девушкой? (Потому что солнце красивое.)

- Давайте рассмотрим портрет молодой крестьянки (Слайд №10) в праздничной, нарядной одежде, полюбуемся тем, как блестит и переливается шелковая, атласная ткань сарафана, украшения из речного жемчуга, сверкает золотое шитье. Сама крестьянка, которая жила почти двести лет тому назад в селе неподалеку от города Твери, в праздничном наряде напоминает солнышко, утреннюю зарю, или сказочную царевну.

-Солнце напоминало людям не только девушку, в сиянии лучей проходящую по небосклону, но и добрую, заботливую, ласковую матушку. (Слайд №11) «Матушка Красна Солнушка», - величало солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила, как дружную семью:

(Слайд №12)

Светел месяц-

То хозяин дому,

Красно солнышко-

То хозяюшка,

Часты звездочки-

Малы деточки.

Физкультминутка ( Русская народная игра «Солнце и месяц»).

Воспитатель выбирает ведущих – двоих детей, которые повыше ростом. Один из них будет солнце, а другой – месяцем.

Воспитатель говорит:

- Солнце греет, к нему все идут. Месяц – ясный, ночью светит, к нему все идут.

Ведущие берутся за руки, поднимают их, изображая ворота. При этом можно говорить какой-нибудь стишок или напевать простую песенку:

Шла курочка,

Шла рябенькая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего,

Меньшого,

Среднего,

Большого.

Солнце и месяц пропускают вереницу, а последнего тихонько спрашивают:

- К кому хочешь к солнцу или месяцу?

Тот становится сбоку от солнца или месяца в соответствии со своим выбором.

Воспитатель продолжает свой рассказ.

- От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей – славяне стали представлять себе солнце могущественным царем. (Слайд №13) В сказках рассказывали, что обитает Солнце на востоке, далеко за морем, в тридевятом царстве, в тридесятом солнечном государстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями, (Слайд №14) шелковой травой-муравой, жемчужными цветами и ягодами. Вот что пели когда-то в старину о деревьях, травах и цветах, растущих в волшебном саду:

(Слайд №15)

У этой березы коренье булатное,

У этой березы кора позолочена,

У этой березы прутья серебряны,

На этих же прутьях листья камчатные. (шелковые, блестящие)

Даже трава в саду росла необыкновенная:

Трава-мурава, трава шелкова.

На каждой травинке по цветочку цветет,

На каждом цветочке по жемчужинке висит

- Посреди сада высится золотой дворец, ослепительно сверкающий. Во дворце Царь-Солнце восседает на золотом троне. (Слайд №16) Подле него стоят сестры Солнца – Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает на колеснице (повозке), запряженной двумя орлами с золотыми перьями. Золотые орлы летят по небу, а Царь-Солнце освещает землю. (Слайд №17) Солнцева сестрица Утренняя Заря выводит солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимает ее.

(Слайд №18)

В три ряда его желты кудри завивалися,

Во первой-то раз завивались красным золотом,

Уж в другой-то раз завивались чистым серебром,

А в третий раз завивались скатным жемчугом.

- Как вы, ребята, думаете, что же это такое – золотые, серебряные, жемчужные кудри солнца? (Сверкающие солнечные лучи).

(Слайд №19)

- Внимательно рассмотрите кокошник на портрете тверской крестьянки, фотографии других кокошников, найдите и покажите изображение солнечной колесницы.

(Слайд №20)

- Солнечную колесницу вышивали на белом полотне яркими красными, синими нитями русские крестьянки. Когда-то давно украшали такими вышивками нарядные рубахи, края полотенца, скатерти-столешницы, подзора кровати. (Слайд №21) На фотографии вверху слева – два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху – само Солнце. На фотографии справа – можно увидеть и сестер Солнца – Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю. Вышивка упрощает форму изображений, но она выразительна и отражает какую-либо, наиболее яркую, особенность образа. Например, поворот голов птиц, везущих солнечную колесницу по небу.

Воспитатель предлагает детям следующее задание: (демонстрационный материал)

- Внимательно рассмотрите вышивки, найдите и покажите изображение орлов, солнечной колесницы, Зари Утренней и Зари Вечерней.

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

- Почему у орла две головы? старину люди думали, что солнце днем путешествует в колеснице, запряженной двумя птицами.)

- На что похожи перья орла? (Они похожи на солнечные лучи.)

- Что означает изображение орла на гербе России? (Солнце.)

- Почему орел золотой? (Потому что золотой цвет – это цвет солнца.)

Проводится речевая игра “Хозяйка»

Хозяйка, хозяйка! (ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону)
Что, что, что? (хлопки по ладошкам)
Гости едут! (наклоны)
Хорошо (хлопки)
Здрасьте! (хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху)
Здрасьте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Здрасьте! (хлопки  сверху)
Здрасьте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Обниму тебя, дружок! (обнимаемся)


 (Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения)

В конце занятия воспитатель предлагает детям раскрасить солнечную колесницу, используя иллюстративные материалы, обращает внимание на то, какие цвета лучше использовать, чтобы передать солнечный свет.

(Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях цветовой гаммы.)

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта.

Список литературы

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М., «Мозаика – Синтез», 2011 .

2. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)

3. Синова И. В. Герб, гимн, флаг России. – СПб: «Литера», 2006.-96 с. : (Серия «Моя Родина – Россия)

4. Степанов В. Моя родина – Россия. Издательство Фламинго, 2004. – 48 с. (Серия «Учебник для малышей»)