Департамент образования
Северо-Западного округа города Москвы
ГБОУ СОШ №1985 (дошкольное отделение)
«Солнечный город»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Пресветлое солнце»
Подготовила воспитатель
Григорова Е.В.
Москва 2013
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
«Пресветлое солнце»
Задачи:
Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны;
Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России;
Развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира, интереса и любви к народному искусству.
Материалы:
Иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России», выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, хохломская посуда, вышитые полотенца и пр.), цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, необходимые для раскрашивания контурного рисунка солнечной колесницы.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Звучит фонограмма “Счастье русской Земли ”.
Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта
Воспитатель:
- За морем теплее, а у нас светлее.
На чужой стороне Родина милее вдвойне.
Где кто родился, там и пригодился.
- О чём эти пословицы? (О Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц).
2. Формирование образных представлений по теме деятельности; мотивация; постановка задачи.
- Повернитесь, пожалуйста, ко мне. (Слайд №1). Посмотрите на карту. Что вы видите? (Ответы детей).
- Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов).
Населяют Россию люди разных национальностей (Русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, мордва, удмурты, осетины, кабардинцы, якуты, буряты, ингуши, калмыки, ненцы, эвенки, ханты, саамы и многие другие).
- Всех их объединяет язык общения – русский.
- Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие и узнаем о происхождении и символическом значении изображений на гербе России.
- Ребята, чтобы побольше узнать о символах России я приглашаю вас совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь.
(Дети вместе с воспитателем подходят к интерактивной доске, где изображено “колесо истории”).(Слайд 2)
- Покрутите колесо и повторяйте за мной следующие слова:
- “Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём
И рассказывать о нём начнём
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!”.
Дети проходят и присаживаются на свои места.
3. Основная часть.
- А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (Русский народный). Посмотрите, какой он красивый.
- А теперь вы внимательно рассмотрите изображение. (Слайд №3)
- Что вы видите на рисунке? (Герб нашей страны – России)
- Кто изображен на гербе нашей страны? (Двуглавый орел, всадник.)
У нашего российского герба есть своя история. Началась она очень давно, в незапамятные времена. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество сравнений придумали, множество имен дали люди солнцу. (Слайд №4). Иногда виделось им солнце огнем, как в костре или в очаге, только горящим высоко в небе. Так пели о солнце в старинных народных песнях.
- Как вы думаете, почему человек сравнивал солнце с огнем? (Солнце – горячее, дарит нам тепло и свет.)
- Кого напоминает солнце в небе? (Птиц, летающих в небе.) (Слайд№5).
- Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами: с орлом, жар-птицею (Слайд №6) или птицей-павой, ведь солнце парит в небе, как златокрылая, светозарная птица. (Слайд №7). Лучи восходящего солнца напоминают петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья петушиного хвоста.
Отгадайте загадки:
- Красная девушка по небу ходит. (Солнце.) (Слайд №8)
- Встану я рано, бело да румяно, умоюсь росой, расчешу золотые косы. (Солнце.) (Слайд№9)
- Почему в загадках солнце сравнивают с молодой и красивой девушкой? (Потому что солнце красивое.)
- Давайте рассмотрим портрет молодой крестьянки (Слайд №10) в праздничной, нарядной одежде, полюбуемся тем, как блестит и переливается шелковая, атласная ткань сарафана, украшения из речного жемчуга, сверкает золотое шитье. Сама крестьянка, которая жила почти двести лет тому назад в селе неподалеку от города Твери, в праздничном наряде напоминает солнышко, утреннюю зарю, или сказочную царевну.
-Солнце напоминало людям не только девушку, в сиянии лучей проходящую по небосклону, но и добрую, заботливую, ласковую матушку. (Слайд №11) «Матушка Красна Солнушка», - величало солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила, как дружную семью:
(Слайд №12)
Светел месяц-
То хозяин дому,
Красно солнышко-
То хозяюшка,
Часты звездочки-
Малы деточки.
Физкультминутка ( Русская народная игра «Солнце и месяц»).
Воспитатель выбирает ведущих – двоих детей, которые повыше ростом. Один из них будет солнце, а другой – месяцем.
Воспитатель говорит:
- Солнце греет, к нему все идут. Месяц – ясный, ночью светит, к нему все идут.
Ведущие берутся за руки, поднимают их, изображая ворота. При этом можно говорить какой-нибудь стишок или напевать простую песенку:
Шла курочка,
Шла рябенькая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего,
Меньшого,
Среднего,
Большого.
Солнце и месяц пропускают вереницу, а последнего тихонько спрашивают:
- К кому хочешь к солнцу или месяцу?
Тот становится сбоку от солнца или месяца в соответствии со своим выбором.
Воспитатель продолжает свой рассказ.
- От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей – славяне стали представлять себе солнце могущественным царем. (Слайд №13) В сказках рассказывали, что обитает Солнце на востоке, далеко за морем, в тридевятом царстве, в тридесятом солнечном государстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями, (Слайд №14) шелковой травой-муравой, жемчужными цветами и ягодами. Вот что пели когда-то в старину о деревьях, травах и цветах, растущих в волшебном саду:
(Слайд №15)
У этой березы коренье булатное,
У этой березы кора позолочена,
У этой березы прутья серебряны,
На этих же прутьях листья камчатные. (шелковые, блестящие)
Даже трава в саду росла необыкновенная:
Трава-мурава, трава шелкова.
На каждой травинке по цветочку цветет,
На каждом цветочке по жемчужинке висит
- Посреди сада высится золотой дворец, ослепительно сверкающий. Во дворце Царь-Солнце восседает на золотом троне. (Слайд №16) Подле него стоят сестры Солнца – Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает на колеснице (повозке), запряженной двумя орлами с золотыми перьями. Золотые орлы летят по небу, а Царь-Солнце освещает землю. (Слайд №17) Солнцева сестрица Утренняя Заря выводит солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимает ее.
(Слайд №18)
В три ряда его желты кудри завивалися,
Во первой-то раз завивались красным золотом,
Уж в другой-то раз завивались чистым серебром,
А в третий раз завивались скатным жемчугом.
- Как вы, ребята, думаете, что же это такое – золотые, серебряные, жемчужные кудри солнца? (Сверкающие солнечные лучи).
(Слайд №19)
- Внимательно рассмотрите кокошник на портрете тверской крестьянки, фотографии других кокошников, найдите и покажите изображение солнечной колесницы.
(Слайд №20)
- Солнечную колесницу вышивали на белом полотне яркими красными, синими нитями русские крестьянки. Когда-то давно украшали такими вышивками нарядные рубахи, края полотенца, скатерти-столешницы, подзора кровати. (Слайд №21) На фотографии вверху слева – два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху – само Солнце. На фотографии справа – можно увидеть и сестер Солнца – Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю. Вышивка упрощает форму изображений, но она выразительна и отражает какую-либо, наиболее яркую, особенность образа. Например, поворот голов птиц, везущих солнечную колесницу по небу.
Воспитатель предлагает детям следующее задание: (демонстрационный материал)
- Внимательно рассмотрите вышивки, найдите и покажите изображение орлов, солнечной колесницы, Зари Утренней и Зари Вечерней.
Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:
- Почему у орла две головы? (В старину люди думали, что солнце днем путешествует в колеснице, запряженной двумя птицами.)
- На что похожи перья орла? (Они похожи на солнечные лучи.)
- Что означает изображение орла на гербе России? (Солнце.)
- Почему орел золотой? (Потому что золотой цвет – это цвет солнца.)
Проводится речевая игра “Хозяйка»
Хозяйка, хозяйка! (ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону)
Что, что, что? (хлопки по ладошкам)
Гости едут! (наклоны)
Хорошо (хлопки)
Здрасьте! (хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху)
Здрасьте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Здрасьте! (хлопки сверху)
Здрасьте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Обниму тебя, дружок! (обнимаемся)
(Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения)
В конце занятия воспитатель предлагает детям раскрасить солнечную колесницу, используя иллюстративные материалы, обращает внимание на то, какие цвета лучше использовать, чтобы передать солнечный свет.
(Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях цветовой гаммы.)
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта.
Список литературы
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М., «Мозаика – Синтез», 2011 .
2. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)
3. Синова И. В. Герб, гимн, флаг России. – СПб: «Литера», 2006.-96 с. : (Серия «Моя Родина – Россия)
4. Степанов В. Моя родина – Россия. Издательство Фламинго, 2004. – 48 с. (Серия «Учебник для малышей»)
|