Главная страница

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье


Скачать 69.69 Kb.
Название Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье
Дата 20.02.2016
Размер 69.69 Kb.
Тип Документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Ерновская основная общеобразовательная школа»

Зарайского района Московской области


Родительское собрание

Поощрение и наказание

детей в семье


подготовила

учитель начальных классов

Зайцева Варвара Ивановна

Зарайск 2012
Наказание — это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала — педагогический домкрат.

В. Кротов

Задачи собрания:

Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ре­бенка в семье.

Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Форма проведения собрания: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения:

Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

Значение наказания и поощрения детей в семье.
Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

Ситуация 1.

Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу.

Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я дума­ла, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители вело­сипед купили!»

Ситуация 2.

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказы­ваем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет -начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».

Ситуация 3.

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 4.

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок — уче­ник третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители бы­ли страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5.

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хо­рошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Ес­ли родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать пол­ную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти все­гда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

2. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме со­брания.
Анкета для родителей.

  • Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?

  • Что может послужить в вашей семье поводом для наказа­ния?

  • Как реагирует ваш ребенок на наказание?

  • Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?

  • Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?

  • Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье счи­таете наказанием?

  • Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказа­ния своего ребенка или делаете в одиночку?

  • Как долго помнит ваш ребенок наказание?

  • Какие меры наказания в вашей семье исключены?


3. Сочинение учащихся по теме собрания:

«Если бы я был вол­шебником, я запретил бы наказывать детей...»

Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех на­казаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сего­дняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами пе­риодически страдают:

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети пла­чут. Мне их жалко».

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей час­то ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник».

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плака­ла, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по ли­цу».

4.Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.

Меня хвалят, если...

Мне дарят подарки, если ...

Мне дарят деньги, если...

Мне разрешают..., если...

5. Оформление памятки для родителей.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родитель­ского собрания логически продолжает тему предыдущего собрания. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неурав­новешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо ис­пользуют по отношению к своему ребенку методы наказания и по­ощрения.

Прежде, чем мы перейдем к активному анализу данной пробле­мы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняш­ним эпиграфом нашего собрания.

(Родители высказывают свое мнение по высказываниям, написан­ным на доске).

А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по дан­ной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

Прежде, чем вы увидите результаты статистики, мне, как клас­сному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родите­ли неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощ­рением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учеб­ной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод

воспитания, не всегда играет свою положительную роль в форми­ровании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор. А пока говорят дети...

Знакомство родителей со статистикой мнений учащихся по проблеме родительского собрания.

Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнения­ми родителей по предложенным ситуациям. В родительский дневник.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это — метод вос­питания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная лич­ность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их си­ле их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться ро­дителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадост­ным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.


Памятка №1.

Как поощрять ребенка в семье.
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку:
и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет
со своими игрушками.

Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготов­ления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким ус­пехом своего ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его при­нимать подарки.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ре­бенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сен­тября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки
внимания, проявленные к нему, независимо от суммы де­нег, затраченных на подарок.

Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его же­ланий, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только
подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликви­ей в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного
изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учил­ся и ми распоряжаться разумно.

Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, ка­ким образом он распорядился и обсудить это с ним.

Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком ивами.

Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализи­руйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

IV. Рефлексия собрания.

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.
Литература по подготовке к собранию:

Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.

Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Мн., 1995.

Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и реше­ния./Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивано­вой, Е. И. Соколовой. М., 1999.

Овчинникова И. Г. Отцовство. М.: Знание, 1981.