Главная страница

Классный час «С чего начинается Родина? »


Скачать 77.8 Kb.
Название Классный час «С чего начинается Родина? »
Дата 25.02.2016
Размер 77.8 Kb.
Тип Классный час

Классный час
«С чего начинается Родина?...»
для учащихся 4 класса

2014


Цели и задачи:

-воспитывать чувство патриотизма;

-способствовать становлению и развитию нравственных качеств учащихся;

-развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление; способность к определению собственной жизненной позиции;

-показать значение родины в жизни каждого человека.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, лист ватмана, фломастеры, 2 конверта с пословицами, 2 листа А-4, ручки, веточка березы, листочки березы.

Музыкальное сопровождение: песня «С чего начинается Родина?», песня

«Уголок России отчий дом».
Учитель: Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы вы послушали песню «С чего начинается Родина?» из кинофильма «Щит и меч». Этот фильм был одним из самых известнейших и любимых фильмов ваших дедушек и бабушек, а также родителей.

(звучит песня в исполнении М. Бернеса)

С чего начинается Родина? 
С картинки в твоем букваре, 
С хороших и верных товарищей, 
Живущих в соседнем дворе, 

А может она начинается 
С той песни, что пела нам мать, 
С того, что в любых испытаниях 
У нас никому не отнять. 

С чего начинается Родина... 
С заветной скамьи у ворот, 
С той самой березки что во поле 
Под ветром склоняясь, растет. 

А может она начинается 
С весенней запевки скворца 
И с этой дороги проселочной, 
Которой не видно конца. 

С чего начинается Родина... 
С окошек горящих вдали, 
Со старой отцовской буденовки, 
Что где - то в шкафу мы нашли, 

А может она начинается 
Со стука вагонных колес, 
И с клятвы, которую в юности 
Ты ей в своем сердце принес. 

С чего начинается Родина...

Учитель: Как вы думаете, о чем поется в песне?

(ответы учащихся).

Учитель: Да, ребята, в этой песне у поэта М.Мусоргского понятие и образ Родины ассоциируется с запевкой скворца, старой отцовской буденовкой, картинкой в букваре потому, что он это все «прожил», «прочувствовал». Поэт отразил в песне близкие своему сердцу черты и сделал их достоянием многих людей. У каждого человека, гражданина «формула» Родины складывается из своих слагаемых - они очень широки и имеют свои признаки и особенности.

Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

- Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? (ответы учащихся)
Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

-Что значит малая? (ответы учащихся)
Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

-Что значит родина? (ответы учащихся)
Родина– потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Это страна, в которой он живет; дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Родина – это земля, государство, где человек рождается. 

-А кто-нибудь из вас знает, как произошло слово «Родина»?
-Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (родня).

-Работа в группах.

-Сейчас мы с вами проведем конкурс «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

Учитель: Попрошу зачитывать по одному слову из вашего списка по- очереди. Повторять слова нельзя.

Учитель: А сейчас, дорогие мои ребята, я хотела, чтобы вы объяснили значение названных слов.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку…
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

Работа в парах «Собери пословицу».

Учитель: В конвертах у вас лежат пословицы, которые вы должны собрать по смыслу. Время работы 4 минуты.

  • Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

  • Любовь к Родине сильнее смерти.

  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.

  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

  • Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.

  • Всякому мила своя сторона.

  • Где жить, тем и слыть.

  • За морем теплее, а у нас светлее.

  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

  • Где кто родится, там и пригодится.

  • Если народ един, он непобедим.

  • Кто за Родину горой, тот и герой.

  • Прилетел гусь на Русь — погостит да улетит.

  • Худая та птица, которая гнездо своё марает.

  • Своя земля и в горсти мила.

(Пословицы зачитывают по очереди).

Учитель: Вы прекрасно справились с заданием. А сейчас я хочу, чтобы рассказали о смысле некоторых пословиц. Пожалуйста, вам слово. Спасибо.

Свободный микрофон.

Учитель: Дорогие ученики, у вас на столах лежат вопросы, на которые я хочу получить ответы. Каждый из вас может ответить на любой из этих вопросов.

1. Когда ты произносишь слово «Родина», что ты можешь себе сразу представить?

2.Хотелось бы тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если- да, то почему?

3. Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?

4. Кого из известных тебе людей России можно назвать патриотами своей Родины?

5. Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?

6. Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины? В чем это проявляется?

7. Интересуешься ли ты историей, культурой своей Родины?

8. Поддерживают ли тебя родители в этом?

9. Какие памятные места твоей Родины ты посетил (а), чем тебе это запомнилось?

10. Чтобы о своей Родине ты хотел (а) рассказать, если бы у тебя была возможность встретиться со своим сверстником - представителем другой страны?

Учитель: Спасибо.

Работа в группах.
Учитель: Я уверена, что каждый из вас любит нашу родину, но я хочу узнать за что. Класс делится на две группы. Первая группа записывает на листочке, за что можно гордиться Россией, что можно в ней любить и уважать. Вторая группа называет то, что в России хотелось бы изменить, что вызывает неудовольствие жителей. Время для обсуждения 4 минуты. Затем учащиеся записывают по очереди на ватмане свои суждения: слева «люблю и уважаю за…», справа «не люблю и не уважаю за..».

Учитель. Обсуждение. Спасибо.

 Учитель: Дорогие мои ученики, у вас на столах лежат листочки березы, на которых вы должны написать, что нужно сделать, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей Родины.

Я прошу образовать один большой круг, зачитывая ваше предложение, прикрепите листочек к веточке березы и передайте стоящему рядом.

Учитель: Ваши предложения такие же чистые и нежные, как наша веточка белоствольной березы- символа нашей родины. Я благодарна всем вам за проведенный классный час и хочу вручить каждому из вас памятку.

Памятка.

-Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

-Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

-Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.

-Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.

-Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.

-Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.

-Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

-Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

Учитель: Хочу закончить нашу встречу стихотворением поэта Скотневского.

У каждого заботой своей

Глаза полны,

Наша Родина не что- то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет

Какими будем мы.