|
Изготовление объемных цветов
Гнеушева Т.А. учитель технологии
Киретской СОШ Бичурский р-н
План-конспект открытого урока по технологии
для учащихся 5-го класса по разделу
«Технология вышивания» (1 час).
Тема: Изготовление объемных цветов.
Цели урока.
Цель обучения:
-
расширить знаний об истории вышивания, инструментами, материалами и приспособлениями ; ознакомить учащихся с технологией вышивания ленточками;
отрабатывать и совершенствовать навыки изготовления цветов;
проверить сформированность умений осуществлять вышивание ленточками по инструкционно-технологическим картам, подбирать возможные сочетания ленточек по
цвету и оттенкам.
Цель воспитания:
воспитывать интерес к вышиванию, как к ремеслу;
воспитывать чувства прекрасного через развитие творческих
способностей учащихся, эстетических взглядов;
Цель развития:
Тип урока: комбинированный. (УИНЗ+УПЗЗ)
Вид урока: лабораторный.
Методы: беседа, демонстрация, практический, самостоятельная творческая работа.
Средства обучения:
Компьютер – демонстрация презентации «Вышивка шелковыми ленточками»
Материалы: канва, нитки, ленточки.
Инструменты: ножницы, иголки, пяльцы.
наглядные пособия: инструкционные карты, образцы
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи:
Рисование: правильный подбор цветов.
История: история вышивания.
Литература: устный материал – стихотворение.
Экономика: расчет ленточек при вышивании.
ОБЖ: знание правил безопасной работы с инструментами.
Список использованной литературы:
Д. Чиотти «Украшения из шелковых лент». Новые идеи. 2006
Джина Кристинини, Вилма Страбелло «Вышивка шелковыми лентами». Аксессуары, подарки, украшения.. 2006
Журнал «Школа и производство» №4, 2006
Структура урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала:
сообщение темы, целей урока, беседа учителя по теме ;
показ образцов изделий-украшений.
3. Вводный инструктаж:
а) выбор объемных цветов;
б) подбор лент.
4. Текущий инструктаж:
выполнение отдельных деталей - лепестков, листьев, цветов
по технологическим картам;
5. Заключительный инструктаж:
закрепление нового материала;
оценивание работ учащихся;
подведение итогов урока.
Домашние задание.
Уборка рабочих мест.
Ход урока.
I. Организационный момент: 2-3 мин.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Психологический настрой.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке, девочки, вы должны приобрести знания и умения по вышиванию. За 3 урока мы должны с вами освоить технологию вышивания лентами. Я надеюсь, что полученные знания и умения вам пригодятся в жизни. Вы узнаете о истории вышивания, об изготовлении изделий из лент. Мы с вами будем вместе работать, учиться создавать изделия, которыми можно украсить одежду, повесить в виде панно на стену.
Тема нашего урока «Изготовление объемных цветов. Запишите тему в тетрадях. (слайд № 2)
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Учитель: Вышивание – это техника украшения изделий различного вида стежками из ниток, пряжи, ленточек, бисера. (слайд № 3)
Искусство вышивки возникло в глубокой древности и связано с появлением шва на одеждах из шкур животных.
Образцы высокого мастерства вышивки встречаются среди памятников искусства древнейших народов. И всюду в основу вышивки положены национальные народные мотивы и орнаменты. Вышивки всегда тесно связаны с культурными особенностями каждого народа и эпохи. На весь мир известны тончайшие китайские и индийские вышивки, старинные французские гобелены, своеобразные работы народов Севера, русские народные вышивки. На русском Севере вышивка выполнялась преимущественно красной нитью. Цвет этот в народном представлении всегда был связан с солнцем, дарующим тепло и свет. (слайд № 4)
Вышивкой украшали одежду и предметы бытового убранства.
«Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка и получая особенный объемный эффект. Это искусство зародилось во Франции XVIII в., когда ленты были неотъемлемой деталью нарядов знати и верхушки буржуазии и использовались как элементы убранства интерьера. После первых лет триумфа во Франции мода на вышивку шелком завоевывает всю Европу. Особенно прижилась она в Англии, где со временен была создана школа со своими традициями. Вышивкой шелковыми ленточками стали украшать бархатные сумочки, шляпки и зонтики для прогулок. Со временем, однако, этот вид вышивки был забыт, из-за отсутствия спроса на шелковые ленты производители перестали их выпускать. Только в Японии этот вид рукоделия дожил до наших дней. В Европе же этот вид вышивки просуществовал до сороковых годов прошлого века, однако использовался только для украшения конфетных коробок. В последние годы вышивка шелковыми ленточками опять возрождается и ценится, прежде всего, за ощущение и объемный эффект. (слайд № 5)
Как называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка и получая особенный объемный эффект? (ответы учащихся)
Учитель: Сейчас рассмотрим различные изделия вышитые шелковыми лентами.
Демонстрация учителем образцов вышитых изделий.
(слайд № 6-11)
Вопросы учителя к учащимся:
Что вы можете сказать, посмотрев на эти изделия?
Какие чувства они у вас вызывают?
Ответы учащихся.
При помощи чего они приобретают красоту, нарядность?
Ответы учащихся.
Учитель: Итак, красота изделия достигается при правильной аккуратно выполненной работе.
Инструменты и приспособления: (слайд № 12, 13)
Иглы;
Наперсток (необходим для проталкивания иглы через ткань, он предохраняет палец от уколов иглой);
Ножницы (для подрезания ниток и раскроя);
Сантиметровая лента (определяет размер изделия);
Пяльцы (для удержания ткани в натянутом состоянии и предохраняет ее от деформации);
Калька (для подготовки рисунка к переводу на ткань);
Копировальная бумага;
Миллиметровая бумага (для составления орнаментов);
Карандаш.
Материалы:
Ткань (от тончайшего шелка до вязаной ткани аида-
канва для вышивания);
нитки для вышивания –мулине;
шелковые ленточки;
бисер.
3. Практическая работа.
А) Вводный инструктаж.
I. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ: (слайд № 14)
Опасности в работе:
· Повреждение пальцев иглой или булавками;
· Травма руки ножницами;
· Травма глаз;
2. Что нужно сделать до начала работы:
Сосчитать количество иголок и булавок;
Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
Быть внимательной;
Вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед
4. Что нужно сделать по окончании работы:
Посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
Убрать рабочее место.
II. Правильная посадка во время работы: (слайд № 15)
-
Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед.
Голову слегка наклонить вперед.
Нельзя опираться грудью о стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
При работе не следует ставить локти на стол.
Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса
III.Последовательность выполнения работы (демонстрация технологических операций): (слайд № 16)
Чтобы изделие было красивым, и в нем сочетались цвета и оттенки, необходимо знать некоторые свойства гармонии цветов. Гармонично сочетаются контрастные цвета, которые расположены в цветовом кругу друг против друга:
красный-зеленый;
оранжевый – синий;
желтый – фиолетовый.
Менее гармоничны сочетания цветов через сектор в цветовом кругу:
красный – синий;
фиолетовый – зеленый;
синий – желтый.
Не сочетаются цвета, находящиеся рядом в цветовом кругу.
Демонстрация приемов выполнения ленточного шва, узелкового шва «цветочек». (слайд № 17,18,19)
У каждого из нас есть любимый цветок.
А у вас какой любимый цветок? (ответы учащихся)
Как говорится, о вкусах не спорят. Но во все времена многие народы отдавали предпочтение розе. (слайд № 20)
Демонстрация приемов выполнения розочки. (слайд № 21)
Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Л. Чернышова.
Сорвали цветок.
Сорвали цветок
И бросили в лужу.
Он шепчет печально:
- Не нужен, не нужен..
Зачем вы, ребята,
Сорвали меня.
Ведь жизнь моя длилась
Всего лишь три дня!
(слайд № 22)
Б) самостоятельная работа – текущий инструктаж учителя.
Учащиеся работают индивидуально. Выдается задание в двух вариантах (технологические карты). Задания разноуровневые. (слайд № 23)
I вариант – цветочек (I уровень сложности).
II вариант – розочка (II уровень сложности).
В течение выполнения работы учитель проводит текущий инструктаж и индивидуальную работу с учащимися. Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов выполнения параллельного низания, соблюдение ТБ.
В) Заключительный инструктаж.
Обобщить ответы учащихся на проблемные вопросы.
Дать анализ выполненных работ учащихся: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления (без демонстрации работ)
Оценить все работы, выставлением оценок в журнал
Убрать рабочие места.
4. Итоги урока
Рефлексивная оценка урока: понравился урок? Чем понравился? Чему вы научились? Что нового узнали?
Сегодня мы расширили свои знания о вышивании, узнали что существует много разных видов вышивок. В народной одежде вышивались и воротник, и грудь и рукава. И сейчас ручную вышивку можно часто видеть на рубашках, блузках, различных куртках, джинсовых брюках и т.д. Подарить купленную в магазине вещь или же вещь расшитую своими руками, - значит сделать вдвойне приятный подарок. Результаты вышивания порою поражают своей высокой художественностью. А достичь ее может каждый из вас, овладевая приемами этого вида рукоделия.
Домашнее задание: (слайд № 24)
составить кроссворд. (задание базового уровня);
подбор иллюстративного материала о вышивание (задание базового уровня);
выполнение творческой композиции (повышенный уровень)
|
|
|