Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – «Детский сад №8 «Лесная сказка»
Конспект
индивидуальной непосредственно образовательной деятельности
по устранению нарушений звукопроизношения
у ребёнка старшего дошкольного возраста
с тяжёлым нарушением речи (заикание)
Подготовила:
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Павленко Ю.Ю.
г. Северодвинск
2012 г.
Образовательная область: коммуникация.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация.
Тема: «Гномы готовятся к приходу гостей».
Цель: автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Учить произносить звук [р] в словосочетаниях;
2. Продолжать автоматизировать произношение звука [р] в слоговых цепочках и словах.
3. Продолжать развивать плавность речи в самостоятельных однословных ответах, ответах словосочетанием.
4. Упражнять в согласовании числительных с существительными.
5. Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
6. Развивать фонематический слух (определение наличия звука в слове; подбор слов, близких по звуковому составу), слухоречевую память.
7. Развивать артикуляцию и мимику.
8. Совершенствовать просодическую сторону речи.
9. Развивать зрительное восприятие (предметность, целостность) и зрительную память.
Коррекционно-воспитательные:
10. Воспитывать стремление к правильной речи.
11. Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: шаблоны из плотного полотна («тени»), картинки-символы артикуляционной гимнастики, разрезная картинка «Гномы», звуковые спиральки, мультимедийная презентация «Гномы Тихоня и Торопыжка»; игры: «Рифмы», «Кубики», «Рисунки».
Структура:
Организационный момент.
1. Развитие зрительного восприятия в игре «Тени».
Основная часть.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Упражнение фонетической ритмики. Автоматизация звука [р] в слогах.
4. Упражнения на развитие просодической стороны речи, мимики.
5. Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях. Динамическая пауза. Развитие фонематический слуха и слухоречевой памяти в игре «Рифмы».
Заключительная часть.
6. Рефлексия.
Ход.
I. Организационный момент.
- Злая колдунья превратила предметы в невидимок. А добрая волшебница оставила их тени. Посмотри, потрогай их, обведи пальчиком по контуру, подумай, что это за предмет.
- Я назову все тени, а ты слушай внимательно и выложи их в том же порядке.
- Замечательно! Как можно назвать одним словом эти предметы? (Транспорт.) Молодец! Чтобы завести любой транспорт ему нужен мотор, не правда ли? Мы с тобой сегодня будем продолжать «заводить моторчик»:
Мы с тобой учим звук [р], мы «заводим мотор»,
И станет красивым у нас разговор.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
- Гимнастику для язычка выполняем по картинкам, перевернув которые мы узнаем, к кому в гости сегодня отправимся.
- Молодец! Сегодня мы снова отправимся в гости к гномам.
Упражнение фонетической ритмики.
- Чтобы встретиться с гномами, нам надо «завести моторчик». Пальцы сжаты в кулачки на уровне груди, локти в стороны. «Заводим моторчик», и делаем вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие.
- Движению «моторчик» добавляем движение на гласный звук – проговариваем слоги.
- Проговариваем слоги и крутим звуковые спиральки.
Упражнения на развитие просодической стороны речи, мимики.
- Умница! А ты помнишь, какой песенке гномы нас научили?
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!».
Кто встречается с бедой,
Произносят слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух,
Произносят слово «Ух!».
Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях.
- Гномы готовятся к приходу гостей. Давай посмотрим, что у них происходит? Поприветствуй гнома Тихоню!
- Гном Тихоня обустраивает свой двор, поможем ему? Если ты правильно назовёшь картинку и чётко произнесёшь звук [р], предмет окажется во дворе.
- Посчитай, сколько ромашек выросло у Тихони на клумбе? А сколько роз?
- А вот гном Торопыжка. Он готовит для гостей угощение. Что поставит гном на стол? Называй картинку, чётко произнося [р].
- Самое любимое лакомство Торопыжки – это его пироги. Для начинки гном осенью запасается разнообразным вареньем. Посмотри, сколько разных баночек в его кладовой! Называй варенье из черники (брусники, смородины, морошки, груши, персика). Молодец!
Динамическая пауза .
- Давай покажем гному, как мы умеем играть.
Гномы утром рано встали, (Тянуться)
И уборку делать стали.
Моют окна, (Стоят прямо и имитируют движение)
Моют пол, (Наклонились, имитируют движение)
Чистят коврик, (Имитируют движение – подметают пол)
А потом….
Приглашают в дом друзей,
Чтобы было веселей. (Прыгают на двух ногах).
- Гномы хотят от души повеселиться со своими гостями и приготовили для них игры. Первая игра на ловкость - «Ладонь - кулак».
Руки, как глазки,
Закрылись – открылись,
Словно из сказки
Они появились.
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!
- Потом они решили поиграть с ними в «Рифмы». Давай посмотрим, какие рифмы они подобрали? ( Рубашка-ромашка, пирожное-мороженое, парта-карта, ворона-корона, трава-дрова, воробей-муравей).
- Торопыжка приготовил «Кубики». Из них он предлагает построить башню. Но подойдут для постройки только кубики, все картинки которых со звуком [р].
- А Тихоня решил нарисовать для гостей рисунок. Посмотри, что у него получилось. Назови все картинки. Запомни.
- Вот его следующий рисунок. Что в нём он добавил?
- Понравилось тебе у гномов? Хотел бы ты погостить у них ещё? Давай с ними попрощаемся!
III. Заключительная часть.
- Тебе понравилось сегодня заниматься? Что запомнилось больше всего? Что было сложным?
- Мне очень понравилось, как ты сегодня занимался, каким чётким, раскатистым стал твой «моторчик».
- Помнишь, тени каких предметов остались у нас после превращений злой колдуньи? Я хочу, чтобы ты оживил их. Заведи дома свой «моторчик» и раскрась тени карандашами или красками.
|