|
Урок по литературе в 7 классе с использованием икт технологии Выполнила Фролова Галина Ивановна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Богородска Нижегородской области
«Счастливая пора детства»…
( По повестям Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество»)
Образ главного героя.
Урок по литературе
в 7 классе
с использованием ИКТ технологии
Выполнила
Фролова Галина Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
г. Богородск
2012
Тема урока: «Счастливая пора детства»… ( По повестям Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество») Образ главного героя.
Цели и задачи урока:
Сосредоточить внимание учащихся на внутреннем состоянии главного героя Николеньки Иртеньева.
Проанализировать изменения в характере героя под воздействием жизненных ситуаций,
-
Подойти к пониманию сложности человеческой души и мыслей автора о нравственных убеждениях и поступках
Оборудование:
Компьютер, проектор, цветные репродукции Ясной Поляны,
Портреты Л.Н.Толстого, детские рисунки, учебные принадлежности.
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
- Сегодня,ребята, мы поведем
разговор о характере главного
героя повестей Л.Н.Толстого
Николеньке Иртеньеве.Но
вначале несколько слов о самом
авторе
- Сколько лет было Толстому,
когда он задумал написать
повесть об истории своей жизни?
(см. уч-к с.17.)
- Как вы понимаете выражение
«моральное развитие»?
Нравственное развитие?
Духовность?
- ответ записываем в тетрадь
- А что такое характер?
- Итак, в зависимости от
нравственности и
формируется характер
человека ,как утверждал
и показывал Толстой.
-Мы с вами постараемся
на примере Николеньки
Иртеньева проследить это
Что вы можете сказать о
портрете героя?
-Записываем в тетради
понятие «штрихового
портрета»: это словесная
зарисовка внешности героя
отдельными намеками,
ремарками ,тонкими чертами.
-Каким мы его себе представляем?
- Что мы узнаем о семье
мальчика? Кто из близких
окружает его?
-Каковы были взаимоотношения
в семье и как воспитывались
дети?
-Какие черты характера при-
ввивались детям?
- А какие черты характера
Были присущи Николеньке
В детстве?
Работаем по таблице, заранее заданной ученикам на дом
(таблицу чертим на доске, см. приложение)
-Какие из них автор считает
основными для этой поры?
-В каких главах это показано? И в каких эпизодах?
|
Показ презентации о
Биографии Толстого, заранее подготовленной учениками
- ему было 23 года, он находился на распутье и захотел проследить»ход своего
морального развития».Он написал трилогию»Детство»,»Отрочество»,»Юность»
-это развитие духовных и душевных качеств,необходимых
человеку в обществе,а также
выполнение правил поведения
-вера в Бога
-это совокупность всех пси-
хических , духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
- автор не дает конкретного портрета
-тоненький ,худенький, не очень
красивый мальчик лет 10-12
- мама, папа, брат Володя, сестра
Любочка, бабушка в Москве
-няня Наталья Савишна, кузина
Катенька, учитель Карл Иванович
-дружеские, уважительные
-уважение к родителям, к старшим, любовь к близким
вера в Бога, этикет , прилежание
-«беззаботную веселось и беспредельную ко всем любовь»
-в главе «Детство», «Карл Иванович», «Наталья Савишна». Эпизоды с маменькой и няней
|
|
Ученик читает наизусть лирическое отступление из главы «Детство» «Счастливая, счастливая , невозвратимая пора детства»…
|
- «Отрочество» Кто такой
отрок?
-Что произошло в жизни
Николеньки?
-Какие черты характера
сохранились и какие появились
у мальчика? Как он изменился
внутренне?
Работаем со второй частью таблицы( см. приложение)
--Делаем вывод о том каких черт
стало больше, положительных
или отрицательных?
-Вытесняют ли они первые?
И как автор говорит об этом?(см. уч-к с.40)
-Какая моральная перемена произошла с главным героем?
-Почему он так изменился?
Что влияет на это и как говорит автор?(с.52)
-Какие черты Николеньки показались вам привлекательными, а какие нет?
|
- отрок- подросток
-Николенька пережил смерть матери
-в нем появилась «склонность к анализу», он пробует размышлять, делать выводы. Это показано в главах «Гроза», «Старший брат» в эпизоде где показано, как Николенька думает о бедных и богатых
-но появилась и надежда на будущее (эпизод после грозы)
- больше отрицательных
- цитата из статьи уч-ка на с.40
-люди, среда оказывают влияние на изменения в характере
Главы «Гроза», «Старший брат», «Новый взгляд»
|
Пробуем сделать вывод о том, как изменилось внутреннее состояние героя и записываем в тетрадь
Итак, автор считает детство самой счастливой порой, потом с взрослением человек утрачивает лучшие качества души, он меняется, как утверждает писатель, под воздействием разных обстоятельств, но Толстой убежден также, что можно сохранить в себе детскую непосредственность и чистоту души, если каждый день, каждый час работать над собой, нравственно самосовершенствоваться.
В конце урока, если останется время , можно порассуждать с детьми об их сверстниках, какие изменения в них заметны и похожи ли современные дети на Николеньку Иртеньева.
В качестве д-з можно предложить сочинение-рассуждение по образу главного героя ( сильным ученикам, тему формулирует уч.) или на выбор темы по уч-ку с.53.
|
|
|
|