|
Конкурс на звание Лучшего учителя технологии года. Мастер класс
Региональный конкурс на звание Лучшего учителя технологии года.
Мастер – класс
учителя технологии МОУ СОШ - №2 ЗАТО Светлый
Алексеева Ю. П.
«Игровой метод обучения на уроках технологии (5 – 7 классы).
2011 год
г. Саратов
План
проведения мастер – класса
«Игровой метод обучения на уроках технологии (5 – 7 классы).
1.Ознакомить присутствующих коллег и членов жюри конкурса с применением игрового метода обучения (организационно – деятельные игры) на уроках технологии в 5 – 7 ых классах МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый.
Ход мастер – класса:
1. Введение (адаптация учебного процесса к условиям и быту военного городка, принципы игры «Солдаты»).
2. Технология (описание и комментирование игры):
а) структура игры «Солдаты»;
б) порядок присвоения воинских званий;
в) цель игры и продолжительность учебного времени.
3.Результативность и применение на открытых уроках, исследования школьного психолога.
4. Заключение (уважение к личности ребенка, учитель и ученик растут вместе).
5. Приложение (диск с презентацией: фрагменты открытого урока, проекты учащихся).
Введение.
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
* в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета;
* как элемент общей технологии;
* в качестве урока или его части (введение, контроль);
* как технология внеклассной работы.
Свою игровую форму отношу к игровой технологии «Организационно – дея тельные игры», использую в качестве урока или его части. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности. Применяя игру «Солдаты», учитель технологии адаптирует учебный процесс к условиям и быту военного городка, присваивая воинские звания за достижения в обучении предмета технология. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение не навязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, воздействие на становление личности в группе сверстников. Игровая атмосфера позволяет добиваться успешности в обучении и воспитании, втягивает учащихся в решение учебных проблем в реальных условиях школы, исчезают проблемы дисциплинированности и негативного отношения к школе.
Принципы организации игры:
а) отсутствие принуждения в любой форме;
б) развитие игровой динамики;
в) поддержание игровой атмосферы;
г) переход от простейших правил к более
сложным.
Технология (описание и комментирование игры).
Структура (основные понятия).
Школа – в/ч МОУ СОШ №2;
директор школы – полковник, командир в/ч;
завучи – майоры, заместители командира в/ч;
учитель технологии – капитан – командир группы;
девочки (обслуживающий труд) – женский батальон;
командировка в женский батальон (Новый год – оформление коридоров, рас-
садка цветов, работа на клумбах, носиль-
щики, копка);
параллели классов – роты (5 рота, 6 рота, 7 рота);
класс – взвод;
ученические бригады – отделения (формируются по желанию, от двух до трех от наполняемости класса);
участники игры – рядовые, солдаты;
командир отделения – сержант ( на 3 звания выше).Условия: рядовой, обогнавший в звании сержанта по какой-либо причине, автоматически становится командиром отделения. Командир отделения выбирается личным составом отделения, должен иметь авторитет, владеть технологическими навыками, быть честным, принципиальным и справедливым, имеет право снизить оценку до 3х баллов, мотивируя свои требования.
Штрафбат – лишение всех воинский званий и наград и права выхода на военную пенсию. Перекличка - Гражданин;
выход из штрафбата в действующую армию – две пятерки подряд, начинаем с рядового;
разжалование на одно звание вниз –двойка по технологии;
наряд вне очереди – самоволка – внеочередное дежурство по мастерской;
перекличка – кто есть кто в начале урока (по званиям);
подведение итогов учебной боевой работы – в конце четверти, года;
техобслуживание учебного оборудования – боевой регламент;
Получение очередного воинского звания – в классном журнале должны стоять две пятерки подряд. Их можно получить на одном занятии (сдвоенные уроки) или на двух. 5 с минусом не дает право на присвоения звания.
Классный журнал – личное дело военнослужащего. Дополнительное оценочное поощрение – представление дидактического материала (рисунки, раскраски, чертежи, шаблоны, принтерные распечатки, ксерокопии ).
Смысл игры – в результате активной учебной деятельности добиться продвижения по служебной лестнице от рядового до генерала или маршала.
Игра проходит в течение учебного года. Новый учебный год снова начинаем с рядового состава. Игровой метод обучения использовался при проведении открытого урока на муниципальном уровне в 6- ом классе по теме: «Работа на токарном станке по дереву. Приготовление и установка на станок заготовок. Цилиндрическое точение заготовок».
Используя игровую форму работы с учащимися, учитель добился следующей результативности:
стабильное 100% качество знаний, 3 последних года без троек в четвертях и итогах года. В критериях и показателях качества и результативности
педагогического работника динамика качества знаний подсчитывается по соотношению оценок 5 и 4.
Исследование школьного психолога: 86% учащихся показали положительное отношение к своему учителю.
Неприятия, тревоги и эмоционального дискомфорта со стороны учеников не выявлено. Анализ полученных результатов опроса показывают удовлетворенность 97% родителей работой учителя (октябрь – декабрь 2010 года).
Заключение.
В игре «Солдаты» отдельные учащиеся изначально равны. Результат четверти, года зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умения, характера. Не авторитетным игра помогает укрепить авторитет, не активным – проявить активность, не дисциплинированным – стать организованными, новичкам – проявить себя, сдружиться со сверстниками. Главное – уважение к личности ребенка, стремление развивать интерес к предмету технология, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: « Учитель и учение растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
|
|
|