|
«Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков»
Районные педагогические чтения
для педагогов дополнительного образования
«Роль педагогов дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков, реализация внеурочной деятельности»
Тема:
«Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков»
Автор: Кочергин С.А.,
педагог дополнительного
образования МОУДОДСЮТ
г.Тайшет
2011 год.
Содержание:
I.Вступительная часть.
Дополнительное образование как значимое направление современного образования человека.
II.Основная часть.
1. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития.
2. Профессиональный портрет педагога дополнительного образования.
III.Заключительная часть.
Список использованной литературы.
I.Вступительная часть.
Дополнительное образование как значимое направление современного образования человека.
Задача развития личности ребёнка в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе Российской Федерации "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного развития российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Современное российское общество нуждается в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за все, что происходит вокруг. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Уровень сформированности творческой личности в современном обществе должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы. На выполнение этой задачи направлены усилия педагогов. Именно в школьные годы закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Такая задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении играет семья, окружение, средства массовой информации, дополнительное образование детей. Дополнительное образование детей оказывает существенное влияние на процесс развития личности ребенка, его самоопределения.
II.Основная часть.
Дополнительное образование детей как средство их творческого развития.
Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.
Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.
Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.
Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. Одним из основных требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называется результативность. Никакая деятельность не может считаться профессиональной, если в ней не предусмотрен чёткий механизм отслеживания её эффективности. Образовательный результат-это итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребёнка в процессе образовательной деятельности.
Проверка и оценка достижений учащихся являются существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности педагога дополнительного образования.
Проблема результативности и качества образовательного процесса очень актуальна сегодня.
Результат, его измерение, отслеживание и оценка – эти проблемы волнуют сегодня многих педагогов дополнительного образования..
К «внутренним» результатам деятельности относятся:
- уровень воспитанности, степень сформированности нравственных понятий, качеств у воспитанников;
- значимый уровень мотивации к занятиям;
- уровень развития творческих способностей, творческой активности воспитанников;
- уровень самооценки;
- уровень личностной и ситуативной тревожности;
- психическое и физическое самочувствие воспитанников.
Проблема результативности и качества образовательной деятельности является суперпроблемой.
Диагностику результативности я провожу после изучения каждой темы.
В 2010 году я разработал адаптационную образовательную программу дополнительного образования «Автоконструктор- картингист» для детей среднего и старшего школьного возраста от 10 до 16 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы 2 года. Карт – небольшой спортивный (гоночный) автомобиль, несложный по устройству и простой в управлении. Многовариантность конструкторских решений создает условия для проявления и развития творческих способностей обучающихся.
Участие в конструировании и постройке карта приносит ребенку большую пользу, он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и пользуется плодами своего труда (испытывает, обкатывает свою машину, учится на ней ездить, участвует в соревнованиях). Основными целями данной программы являются профилактика и предупреждение безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения детей и подростков через вовлечение их в технические виды спорта, привитие им любви к технике и спорту, а также выявление наиболее одаренных детей для подготовки их к участию в соревнованиях. Основные задачи программы: изучение общего устройства карта и двигателей для него; изучение правил дорожного движения; овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками при управлении гоночным автомобилем, навыками работы с различными инструментами; подготовка обучающихся к участию в соревнованиях картингистов.
В программе отражены требования к знаниям и умениям кружковцев (отдельно по годам обучения), также предусмотрены и формы педагогического контроля за уровнем знаний, умений и навыков(творческие конкурсы, турниры любознательных, викторины по ПДД, двигателю, соревнования по вождению картов, выставки). Результативность освоения программы учащимися определяется по критериям: самостоятельность в работе, трудоёмкость, качество исполнения.
Результаты контроля я фиксирую в таблицах. В таблицах зафиксированы фамилии учащихся группы и названия всех учебных тем, по которым проводится диагностика. Я оцениваю знания учащихся по 5-бальной системе, в нижней строке вывожу средние показатели по группе.
Система оценки качества знаний учащихся: 3-не справляется с работой без помощи педагога; 4- выполняет работу с незначительной помощью педагога; 5-самостоятельно выполняет задание.АА
Система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования даёт возможность определить степень освоения каждым ребёнком программы, выявить наиболее способных и одарённых учащихся, а также проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.
2. Профессиональный портрет педагога дополнительного образования.
Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.
В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.
Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:
быть чутким и доброжелательным;
понимать потребности и интересы детей;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
-
обладать широким кругом интересов и умений;
быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
быть активным;
обладать чувством юмора;
располагать творческим потенциалом;
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.
Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, — целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации — лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.
С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.
Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.
Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:
способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.
Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.
Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.
Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним относятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.
Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворенных деятельностью, используя систему субъективных критериев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.
Внешнее поведение и состояние человека во многом зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуществлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка центральной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утренняя гимнастика.
Регулировать свое психическое состояние можно следующим образом:
Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление — выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют снижению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.
Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение «рож» перед зеркалом.
Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.
Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.
Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.
.
III.Заключительная часть.
Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.
К профессионально значимым качествам педагога относятся:
-педагогическая направленность- важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
-педагогическое целеполагание- умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
-педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;
-педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;
-педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.
И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Список использованной литературы:
Возрастная анатомия и физиология. Учебное пособие. – М., 2002.
Как научить ребенка безопасному поведению на дороге. – М., 1989.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности (методическая разработка для 1-4 классов). – М., 1995.
РАФ Ежегодник «Картинг». – М., 2002, 2003.
РАФ «Ежегодник автомобильного спорта». – М., 2002.
Рихтер Т. Картинг. – М., 1988.
Тодоров М.Р. Картинг. Изд. 2-е. – М., 2002.
Трудовое обучение в начальных классах. – М., 1978.
Уриханян Х.П. Картинг – спорт юных. – М., 1988.
Экзамены в ГИБДД. – М., 2010.
|
|
|