Коммуникативная компетентность – одно из условий формирования социально – активной личности.
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», так считал Антуан Экзюпери.
Человеческое общество немыслемо без общения. В российских стандартах школьного образования сказано, что основное назначение обучения состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение.
С древнейших времен краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Владение речью приводит человека к успеху, ведь « хорошее слово – половина дела». Современные школы, а также школы дополнительного образования должны подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Актуальность проблемы очевидна, поскольку перед педагогами стоит задача формировать социально активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентоспособной в современном мире.
Коммуникативная компетентность предполагает владение всеми видами речевой деятельности ,культурой речевого поведения.
Коммуникативная культура личности включает в себя развитие таких качеств как:
Творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления)
Культура речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей);
Культура жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением);
Культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению;
Культура эмоций (как выражение эмоционально оценочных суждений в общении);
Другими словами коммуникативная культура – это умение общаться, уметь расположить к себе собеседника, выслушать его, быть доброжелательным в общении с людьми, уметь управлять собой, сдерживаться в сложной эмоциональной обстановке.
Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально – экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью.
Коммуникативная компетентность педагога предполагает качество действий работника с другим человеком; установление контакта с обучающимися (детьми) разного возраста, родителями, коллегами по работе, быть грамотным.
Научится ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимы каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи говорят: «Лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать». Это позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному процессу в целом.
Профессионально – педагогическая организация общения предъявляет значительные требования к коммуникативной культуре педагога, которая предполагает:
-- умение педагога быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения;
-- правильно планировать и осуществлять систему коммуникации, в частности ее важнейшее звено – речевое воздействие;
-- быстро и точно находить адекватное содержание акта общения, коммуникативные средства, соответствующие одновременно и творческой индивидуальности педагога, и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям учащихся;
-- постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
Эффективность педагогического труда во многом определяется стилем педагогического общения. Стилевые особенности педагогического общения зависят, с одной стороны, от индивидуальности учителя, с другой стороны,- от особенностей учащихся, их возраста, пола, воспитанности. Психолог А.А. Кан-Калик выделяет:
1).Общение на основе увлеченности совместной деятельностью, предполагающее сотрудничество, заинтересованность.
2).Общение на основе дружеского расположения, при котором важна мера, целесообразность дружественности.
Это – стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности учеников. В системе взаимоотношений «учитель – ученик» А.А. Кан –Калик выделяет также стиль общения –дистанции. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей.
Сегодня перед учебными заведениями, в том числе и дополнительного образования, стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, способной реализовать себя в обществе. А чтобы достичь успешности личностного и профессионального роста, необходимо быть компетентным в вопросах коммуникативной культуры.
Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и сициально-прихологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с равестниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В – третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Общее образование, освоение культурных ценностей, формирование социальной компетентности, гражданственности и ответственности составляют базу содержания воспитания.
Таким образом, неумение ученика общаться часто влияет на учебную успешность. От умения общаться во многом зависит и процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе, в том числе, придя обучаться в ДШИ, где ему приходится вливаться в новый для него коллектив.
Какой вклад в этот процесс может и должен внести учитель начальных классов? А в ДШИ дети приходят с 6-7 лет, это младший возраст. Ведь не секрет, что от успешности развития речи в младшем школьном возрасте во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Имея достаточный опыт работы с учащимися начальных классов, хочется сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции у детей огромны. Но при условии:
1.Компетентность учителя. Если учитель не может разумно распределить время урока, правильно выбрать формы и методы изучаемого материала, это убивает активность детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся. Педагог – это знаковая фигура. Младшие школьники стараются подражать ему. Ведь не зря наши дети ,часто, обучаясь на одном инструменте, играют по-разному. Каждый старается подражать своему учителю.
2. Урок. Ведь что такое современный урок? Это такой урок, на котором сливается труд учителя с трудом учащихся, в цепком единстве сотрудничают мысль, чувства, воля, на котором радуются ,огорчаются, устают, но ощущаются результаты своих усилий. Да, такой урок – подлинное творчество, такой урок – современный урок.
Учитель, который поставил задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы развития будут более эффективными на уроке. Выделяются следующие коммуникативные формы.
Монологические формы:
Рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;
Выступать с подготовленной или неподготовленной речью;
Делать сообщение;
Представлять перед аудиторией учебные исследования.
Диалогические формы:
Все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах);
Дискуссии, споры;
Некоторые из этих коммуникативных форм вполне можно использовать педагогам теоретических дисциплин.
Учащиеся устают не столько от больших объемов, сколько от несовершенства технологии урока, от однообразия и пассивности.
Большие возможности для отработки навыков общения дают игры. Игра – веселое занятие. Игру можно использовать при решении практически любой проблемы, стоит только внести в него элемент соревнования.
Игровой метод несет в себе функцию увлекательности, т.к. увлекая, игра ведет к познанию, дает возможность для взаимообучения, предполагая групповые формы работы и совещательский процесс.
Практика показывает, что деление класса на группы также положительно сказывается на формирование коммуникативных навыков учащихся. В процессе игровой деятельности формируются такие коммуникативные умения и навыки как: умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми ( вступать в диалог, задавать вопросы); умение участвовать в дискуссии, умение отстаивать свою точку зрения, умение слушать других. Чтобы воспитать у учащихся стремление к достижению намеченной цели, сформировать коммуникативные навыки каждого отдельно взятого ученика, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и обладать коммуникативной энергичностью.
Предполагается, что учащийся начальной школы, обучающийся в современных условиях, научится:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Задавать вопросы.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Только хорошо продуманная система целенаправленного развития коммуникативных умений может дать положительные результаты.
Речь человека – своеобразное зеркало культуры и образованности. По речи можно определить уровень развития говорящего. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Она помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Таким образом общение, и как основа общения – коммуникативная компетентность – являются основной составляющей процесса воспитания и формирования социально-активной личности.
|