Главная страница

Одаренные дети в общеобразовательной школе


Скачать 234.61 Kb.
Название Одаренные дети в общеобразовательной школе
Дата 02.03.2016
Размер 234.61 Kb.
Тип Документы

Педагог-психолог МОУ «СОШ№42»

Г.Братска Иркутской обл.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понятие детской одаренности

Под одаренностью понимаем качественно своеобразное соче­тание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не­обычных, незаурядных) результатов.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспек­ты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных уче­ных (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.). одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

Потенци­альная одаренность по отношению к разным видам деятельности при­суща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способ­ностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышле­ния, организаторской, художественной, спортивной и др.

Или тех де­тей, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких дости­жений) в том или ином виде деятельности.

Основные цели, задачи и принципы работы

образовательного учреждения с одаренными детьми

Основная цель работы – это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей.

Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарен­ных детей;

2) отслеживание развития одаренности каждого ребенка через созда­ние и ведение банка данных;

3) создание максимально благоприятных условий для интеллекту­ального, творческого и морально-физического развития одарен­ных детей;

4) разработка и поэтапное внедрение нового содержания образова­ния, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми;

6) создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности;

7) создание условий для комфортного развития и становления ода­ренного ребенка как социально адаптивной и социально ответст­венной личности.

Основные принципы работы с одаренными детьми.

1. Не навреди! В работе с одаренными детьми необходимо в первую очередь определить сильные и слабые стороны каждого ребенка. Этот принцип особенно значим при построении индивидуальной траекто­рии развития ребенка.

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

2. Из вышеназванного принципа вытекает принцип научности, согласно которому необходима хорошо организованная, эффективная и по­стоянно действующая система выявления одаренности, причем в этой работе должны быть задействованы не только дети, но и педагоги и родители.

Этот принцип реализуется через диагностико-статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого-педагогический инструментарий (см. приложение 3 на ком­пакт-диске).


3. Принцип взаимодействия с семьей?

Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте.

Этот принцип реализуется через систему просвети­тельских, консультационных и развивающих мероприятий, активны­ми участниками которых становятся родители одаренных детей. Как правило, эту категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо прово­дить родительские лектории, собрания и тренинговые занятия как для родителей, так и для родителей совместно с детьми и педагогами.

4. Принцип гуманности и открытости.

Обретение ребенком реали­стичного представления о себе является важнейшим принципом работы. И это закономерно в свете того факта, что школьное детство является сензитивным периодом для формирования самооценки и уровня притязаний детей. Ребенок, имеющий представление о своих потенциальных и актуальных способностях, обретает еще больше воз­можностей для индивидуальной самореализации.

5. Принцип доступности.

У большинства детей уже в раннем детстве проявляются способности достаточно широкого спектра. Важным аспектом психолого-педагогической работы является развитие ребенка как в направлении уже выявленных и реализуемых способностей, так и развитие других сторон специальной одаренности и формирование новых качеств личности. Принцип доступности дает возможность ре­бенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

6. Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несов­падения его требований с темпами роста интересов сверстников.

7. Принцип коммуникативности.

Означает возможность общения детей разного возраста. Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад, организацию на­учного общества учащихся.

8. Принцип сотрудничества, реализуемый через совместную продук­тивную творческую деятельность, предполагает специальную подго­товку педагогов к работе с одаренными детьми. Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, са­мообразование, методическую работу.

9, Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.
Классификация детской одаренности

Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми мы рекомендуем использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре ос­новных вида одаренности.

1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специ­альной деятельности).

3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможно­сти реализации неких способностей при соблюдении определен­ных условий).
Специальная одаренность в свою очередь имеет несколько харак­терных типов. Мы выделили наиболее важные, с нашей точки зрения, разновидности специальной одаренности школьников (рис. 1).

Одаренные дети






Академически и интеллектуально одаренные

Спортивно и физически одаренные

Социально- одаренные

Творчески и художественно одаренные

Академически и интеллектуально одаренные дети

Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академиче­скую одаренность).

Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показа­тели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны (интеллектуальная одаренность).

Академически одаренных детей мы специально объединили в одну группу с интеллектуально одаренными детьми. Этот шаг был обосно­ван, во-первых, тем фактом, что академически одаренные дети име­ют, как правило, коэффициент интеллекта и уровень развития мысли­тельных операций па высоком или выше среднего уровне развития. Безусловно, прямая зависимость между успешностью в учебной дея­тельности и интеллектуальным развитием существует, и это доказыва­ют проводимые нами диагностические исследования, но среди акаде­мически успешных детей немалую группу составляют дети, имеющие уровень развития интеллекта выше нормы, но не высокий. Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда (в свете того факта, что школьная общеобразовательная програм­ма рассчитана па средний уровень интеллектуального развития, т. е. па возрастную норму). Во-вторых, работа по сопровождению акаде­мически и интеллектуально одаренных детей имеет много общего, и этот момент является важным при планировании работы со школь­никами. Полное слияние понятий академической одаренности и ин­теллектуальной одаренности мы не допускаем ввиду того, что дети, имеющие признаки интеллектуальной одаренности, в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического харак­тера, не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.

Мы обозначили следующие критерии определения академиче­ской одаренности для детей младшего школьного возраста, основыва­ясь на требованиях базовых учебных курсов.

Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, имеет бо­гатый словарный запас и способен понимать сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно точно и прочно запоминает прочитанное; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет не­обыкновенный интерес к написанию букв и слов; демонстрирует уме­ние читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; демонст­рирует необычное для своего возраста понимание математических от­ношений и легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и по­нятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естест­вознанием и природой; проявляет большой интерес или исключитель­ные способности к классификации; часто задает вопросы о происхож­дении или функциях предметов; интересуется естественно-научными опытами и экспериментами; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абст­рактные понятия.

Академически одаренных детей на всех этапах школьного обуче­ния (начальное, среднее и старшее звено) отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении всех учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собст­венным научным достижениям.

Критерии определения интеллектуальной одаренности

мы выде­лили, основываясь на классической психодиагностике интеллекта:

  • ребенок имеет высокий коэффициент интеллекта (выше 110, по Векслеру, Гилфорду, Кеттеллу и др.);

  • ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и ис­ключительной памятью;

  • проявляет выраженную и разностороннюю любознательность; час­то с годовой уходит в то или иное занятие;

  • охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;

  • его знания гораздо глубже, чем у сверстников;

  • проявляет исключительные способности к решению учебных задач.

Основным отличием академической одаренности от интеллек­туальной мы считаем исключительную способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисцип­лины и равно успешное и углубленное изучение всех школьных пред­метов. Как уже отмечалось, к академически одаренным мы относим детей, имеющих отличные отметки по всем учебных предметам, что далеко не всегда характерно для интеллектуально одаренных детей.

Социально-лидерски одаренные дети

Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские каче­ства, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководи­теля, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся со­циальная ответственность за других, раннее становление морально-нрав­ственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.

Для определения социально-лидерски одаренных детей выде­ляют ряд критериев, отличающих детей с социально-лидерским пове­дением, а именно:

  • ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;

  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по иг­рам и занятиям;

  • в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуа­ции ребенок сохраняет уверенность в себе;

  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

  • генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи;

  • в общении со сверстниками проявляет инициативу;

  • принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, харак­терные для его возраста;

  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Необходимо обратить внимание па тот факт, что социально-лидер­ски одаренные дети особенно нуждаются в специально организован­ной учебно-воспитательной среде, где могут найти возможности для индивидуальной самореализации и адекватного самовыражения. В той школе, где детям не интересно, где они мало кому нужны, социально-лидерски одаренные дети не находят себе места, часто уходят «на улицу», проявляя себя как «отрицательные лидеры», самовы­ражаются в асоциальных формах поведения, сообразуясь с законами и требованиями улицы и референтной среды общения.
Художественно-эстетически одаренные дети

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выра­женные творческие способности, основанные на сочетании высокораз­витого логического и творческого мышления. К этой же группе мы от­несли детей, достигших успехов в каких-либо областях художествен­ного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.

Критерии художественно-эстетической одаренности мы обозна­чили, во-первых, с точки зрения особенностей поведения ребенка, во-вторых, с учетом проявления ребенка в особо интересных для' него учебных и факультативных предметах:

  • ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т. п.;

  • имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен), особенно в продуктивной деятельности;

  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в исполь­зовании материалов и идей;

  • часто высказывает много разных соображений по поводу конкрет­ной ситуации;

  • способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить ориги­нальный результат, высоко креативен;

  • склонен к завершенности и точности в художественно-приклад­ных занятиях и играх.

Креативность является одним из важнейших образований, харак­терных для художественно одаренных детей.

Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:

  • особая чувст­вительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;

  • ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний;

  • чувствительность к отсутствующим элементам, к любо­го рода дисгармонии, несоответствию;

  • опознание возникающих про­блем; поиск нестандартных решений;

  • догадки, связанные с недостаю­щим для решения, формулирование гипотез;

  • проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.

Изобразительное искусство:

  • ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;

  • в мельчайших деталях запоминает увиденное;

  • проводит много времени за рисованием или лейкой;

  • весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;

  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

  • оригинально использует средства художественной выразительности;

  • экспериментирует с использованием традиционных материалов;

  • осознанно строит композицию картин или рисунков;

  • его произведения включают множество деталей;

  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет — работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности;

  • ребенка интересует не столько лаконичный и законченный творче­ский продукт, сколько нахождение и выражение человеческих смыслов.

Артистические способности:

  • ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и вооб­ражаемые образы;

  • мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомими­ка — активны и образны;

  • ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях.

Музыка:

  • ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным заня­тиям;

  • чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;

  • с удовольствием подпевает;

  • определяет, какая из двух пот ниже или выше.


Спортивно и физически одаренные дети

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень фи­зической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортив­ная или двигательная одаренность).

К критериям определения спортивной и физической одаренно­сти мы отнесли следующие психофизические особенности детей;

  • ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

  • обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

  • любит движение (бег, прыжки, лазание);

  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

  • легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражне­ний (на бревне, трамплине);

  • умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навы­ков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности

включает в себя:

  • во-первых, мониторинг уровня учебных достижений интеллекту­ально одаренных детей;

  • во-вторых, целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса;

  • в-третьих, научно-теоретическое и инструментально-практиче­ское сопровождение деятельности, организуемой административ­ной учебно-методической службой.

Основной практической педагогической це­лью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуаль­ной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей, а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.
Система сопровождения одаренных детей

в общеобразовательной школе


1) Вводная диагностика (исследование общих способностей):

2) * анкета «Мои способности», «Способности ребенка»;

3) * результаты срезовых работ


Академически

и интеллектуально одаренные дети


Социально

одаренные дети


Творчески и художественно

одаренные дети


Спортивно

и физически

одаренные дети


Направления работы

• Углубленная

Психо-лого-педагогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

• Составление и

ведение балка данных данной группы одарен-ных детей.

• Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

• Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени одаренности ребенка.

• Составление и ведение банка

данных данной

группы одарен ных детей.

• Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

• Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

• Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

• Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

• Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

• Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

• Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

• Работа НОУ

школы: разработка и внедрение индивидуальных программ.

• Организация

и проведение

предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных

школьников.

• Психолого-педагогическая

подготовка

учащихся

к городским,

региональным

и федеральным

олимпиадам,

конкурсам,

марафонам.

• Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей.

• Тренинговые

занятия, направленные на развитие мышления

• Привлечение

детей к работе

в органах

школьного самоуправления.

• Привлечение

школьников

к организации

и проведению

декад, марафонов, конкурсов

и смотров.

• Подготовка

учащихся к городским, региональным и федеральным

конкурсам

и смотрам.

• Другие мероприятия

• Привлечение

детей к участию

в организации

и оформлении

школьных мероприятий.

• Содействие

в реализации

школьниками

своих потенциальных возможностей через

кружки и секции.

• Подготовка

учащихся к городским, региональным и федеральным

конкурсам

и смотрам.

• Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей

• Подготовка

школьников

к соревнованиям

и марафонам городского, регионального и федерального

уровней.

• Содействие

в реализации

школьниками

своих потенциальных возможностей через

кружки и секции.

• Дополнительная работа педагогов по содействию развитию

потенциальных

способностей детей.

• Подготовка

статей и других

публикаций

о достижениях

детей со спортивной одаренностью


Психолого-педагогический инструментарий

диагностики детской одаренности

Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали особый пакет психолого-педагогической ди­агностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам .консультировать классных руко­водителей по содержанию работы с детьми. В табл. мы отобразили перечень диагностического инструментария в зависимости от раздела диагностики.


Раздел диагностики

Наименование методики

Общие способности

1) Анкета для учащихся «Мои способности»1

2) Анкета для педагогов и родителей «Способности ребенка»1

Уровень развития интеллекта

1) Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кст-телла (модификация CF 2 А)2.

2) Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра3

Социальные контакты и статус в коллективе

Методика «Моя группа» (по О. И. Моткову)4

Академические способности

Пакет педагогических контрольных срезовых работ

Креативность

Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник (модификации тестов Гилфорда и Торренса)3

Спортивная и физическая одаренность

Пакет нормативных требований для учащихся средней школы


1 Анкета составлена Е. Ю. Фнсенко на основе опросника де Хаана и Кофа, а также методики А. И. Савенкова «Карта одаренности*.

2 Галанов А. С. Психодиагностика детей. — М., 2002.

3 Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. — СПб., 2002.

4 Мотков О. И. Психология самопознания личности. — М., 1993.

3 Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 дет. — Ярославль, 2002.



Диагностика детской одаренности проводится в следующей после­довательности:

1. Первичная диагностика общих способностей (анкеты «Мои способ­ности», «Способности ребенка»). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняют все школьники, родители и педа­гоги, затем результаты по каждому ребенку обобщаются, вычисляется среднее арифметическое значение.

2. Анализ первичной диагностики, формирование банка данных и групп детей с определенным видом одаренности.

В процессе анализа первичной диагностики мы получаем группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу. Таким образом, дети, имеющие высокие показатели по разделам 1 и 2 («Интеллектуальные способ­ности», «Способности к обучению»), включаются в группу акаде­мически и интеллектуально одаренных детей. Дети, показывающие высокие результаты по разделу 3 («Лидерские способности»), состав­ляют группу социально-лидерски одаренных детей. Разделы 4, 5, 6, 8, 9 («Творческие способности», «Художественно-изобразительные способности», «Музыкальные способности», «Литературные способ­ности», «Артистические способности») формируют группу детей художественно-эстетически одаренных. Раздел 7 выявляет спортивно и физически одаренных детей.

3. Углубленная диагностика специальных способностей (проводится только с детьми с выраженной специальной одаренностью).

Получив сформированный банк данных с предварительными ре­зультатами, по мере необходимости уточняется степень и особенно­сти специальной одаренности ребенка. Для этих целей служит нам отображенный в табл. 10 пакет диагностических методик.

Так, напри­мер, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяют более точно уви­деть особенности интеллектуальной одаренности ребенка, а также от­слеживать динамику развития этой одаренности.

На основе полученных в ходе психоло­го-педагогической диагностики данных формируется (постоян­но вносятся коррективы и уточнения, отслеживается динамика) банк данных одаренных детей школы, позволяющий организовать систем­ную работу с конкретными категориями этой группы детей. Кроме того, анализ полученных результатов и их обобщение позволяют сде­лать некоторые, важные конкретные выводы:

1. Чаще всего дети имеют признаки одаренности по двум и более ви­дам.

2. Наиболее частое сочетание видов одаренности — академическая и интеллектуальная, а также художественно-эстетическая.

3. Самый распространенный вид одаренности — спортивная и физи­ческая одаренность — имеет место в школах, где сохранению здо­ровья детей уделяют первостепенное внимание.

4. Менее распространенный вид (в ОУ, исключая лицей и гимназию) — академическая и интеллектуаль­ная одаренность, так как данный тип одаренности часто становит­ся результатом кропотливой педагогической работы, воспитания, которое начинается на самых ранних этапах онтогенеза. Мы счита­ем, что прививать ребенку любовь к познанию родители должны с младенчества.

5. Спортивная и физическая одаренность реже сочетается с другими видами одаренности и чаше встречается как вполне самостоятель­ное проявление.

Методика формирования учебной успешности школьников

В ходе экспериментальной работы одной из школ СПБ, под руководством С.В. Титовой (кандидат психологических наук) была создана авторская методика формирования учебной успешности школьников, включаю­щая мониторинг по заданным нами направлениям, который оцени­вается по пятибалльной шкале.

Основными направлениями монито­ринга являются оценочные результаты индивидуальных достижений интеллектуально одаренных школьников.

1. Уровень учебной успешности по всем, предметам. Выставляется и суммируется средний балл по каждому периоду: входному (началь­ному), промежуточному, итоговому. Максимальное количество бал­лов — 15.

2. Уровень учебной успешности по предпочитаемым предметам. Вы­ставляется и суммируется средний балл но предпочитаемым предме­там также по каждому периоду: входному, промежуточному, итогово­му. Максимальное количество баллов — 15.

3. Уровень достижений одаренных учащихся в олимпиадах, школьных, городских, региональных, федеральных, всемирных. Оценка уровня дос­тижений ведется по следующей шкале по каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.

♦ Участие в олимпиадах любого уровня без присуждения призово­го места.

♦ Призовые места на олимпиадах любого уровня (муниципально­го, регионального, федерального).

Учитывая то, что олимпиады по каждому уровню проводятся один раз в год, мы вводим коэффициент — 3 (но количеству периодов). При подсчете суммы баллон уровня достижений одаренных учащихся в конце учебного года берется наиболее высокий достигнутый школь­ником результат в течение учебного года и умножается па коэффици­ент 3.

4. Уровень социализации одаренных учащихся предполагает поэтап­ное движение от низших форм социализации индивида к высшим: со­циальная дезадаптация, социальная адаптация, социальная успеш­ность, социальная реализация, социальная ответственность. Оценка уровня социализации ведется по следующей шкале но каждому пе­риоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное коли­чество баллов —15:

1 — дезадаптирован;

2 — социально адаптирован (т. е. приспособлен к окружающей среде);

3 — социально успешен (этап индивидуальной социализации, харак­теризующийся адекватным, уверенным поведением ученика, опреде­ленными успехами в отдельных областях знаний и творческим само­выражением в референтной группе);

4 — социально реализован (наличие высокой позитивной оценки на конкурсной основе культурного, образовательного, творческого продукта личности (победа на школьной, городской, региональной, всероссийской олимпиаде, конкурсе, соревновании));

5 — социально ответственен (высокий уровень самоорганизации и са­моконтроля, признанный социумом); Результаты по каждому ученику заносятся в «портфель данных» и фиксируются в таблице.


Период

Уровень

учебной

успешности

по всем

предметам

Уровень

учебной

успешности

по предпо-

читаемым

предметам

Уровень

достижений

одаренных

учащихся

(олимпиады,

конкурсы

различных

уровней)

Уровень социализации

одаренных

учащихся

Входной













Промежуточный













Итоговый













Итого














Литература:


  1. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового воз­раста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90.

  2. Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Ра­бочая концепция одаренности. — М., 1998.

  3. Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. – СПб.: Питер, 2008г.