Литературно-музыкальная композиция
«Афганистан – незаживающая рана»
Автор: Шрейдер Н.Г., педагог дополнительного образования
МОУДОД "Центр детского творчества"
(Звучит фонограмма из к/ф «Офицеры» «От героев былых времен»)
Ведущий (юноша): Издавна связанным долгом каждого настоящего мужчины была защита своей родины. Почему право стать защитниками Отечества дается именно мужчине? Да потому, что, мужчины сильные, выносливые. Во все времена именно мужчины брали на себя ответственность за семью: она сражались с врагами, предоставляя женщине быть хранительницей домашнего очага: создавать уют, воспитывать детей, готовить и терпеливо ждать возвращение своего защитника.
Ведущая (Девушка): Иногда мужчины погибают, защищая свою родину, и они к этому готовы.
«Мужчины умирают, если нужно
И потому живут в веках они».
Да память о них живет в веках. Мы помним и героев-панфиловцев, и защитников Брестской крепости, и ребят выполняющих интернациональной долг в Афганистане и Чечне. Это лучшие сыны Отечества.
(Фонограмма песни «От героев былых времен – 1 куплет).
Ведущий: Сегодня мы с вами собрались в день, когда ровно 20 лет назад наши последние войска покинули землю Афганистана.
Ведущая: Война в Афганистане стала одной из трагических страниц нашей истории: она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная. И унесло с собой 15 тыс. жизней.
Ведущий: Чем же закончилась та война? Победой или поражением?
Генерал Громов ответил так: «Я глубоко убежден: не существует оснований утверждать о том, что 40-я Армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали победу в Афганистане. Мое отношение к тем, кто служил в Афганистане, проникнуто искренним и глубоким уважением. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров».
Чтец (юноша):
Двадцать лет миновало уже с того дня.
Но возможно ли горе измерить?!
20 лет, как в горах застрелили меня.
Только мама не может поверить.
Хоть и видела гроб. А над нею душа,
Словно чайка над морем кричала.
Ветер северный стих. Сыпал дождь, не спеша.
Только мамочка не замечала.
Ни комочков земли, что стучали, как град,
Укрывая холодное тело.
Ни вручения сыну посмертных наград,
Ни родни, что смотрела несмело.
А когда отзвучал, напугав тишину,
Оглушительный залп троекратный,
Эстафету его, проклиная войну
Принял звон колокольный, набатный!
(колокол – фонограмма)
И на отзвук его, из забытых веков,
Души воинов павших слетались:
И великих Князей, и простых мужиков,
Что на поле сраженья остались
(колокол – фонограмма)
Ведущая: В память обо всех российских парнях, погибших в Афганистане, объявляется минута молчания.
(Фонограмма – Метроном).
Ведущий: Проходит время, но не стихает боль утрат. Напротив, она усиливается мучительным переосмыслением того, что же произошло с нами в Афганистане. 1979-1989гг… Прочерк между этими датами, словно след пули – стремительный и неостановимый. Огромный срок – в две В.О. войны, он заставляет тысячи людей мучиться тяжелым вопросом: кому и зачем всё это было нужно, ради чего долгих 10 лет наши матери, жены, невесты оплакивали, не вернувшихся с афганской войны солдат?
Чтец: Солдаты мы! Прикажут – скажем: «Есть!»
Другой дороги нет у нас, как видно.
Но умирать за дело – это честь!
За глупость чью-то – горько и обидно,
И дело не во мне. Как видите я жив.
И не в медалях, что носить не буду.
Мне жаль ребят, кто голову сложил
Кого через полгода позабудут.
Ведущая: В афганской войне погибло 15 тыс. советских солдат. Почти 100 человек из погибших – омичи. В наш Большереченский район не вернулись двое – Бронский Олег Владимирович и Палтусов Владимир Александрович.
Чтец: Замер ключ внезапно
на последней точке,
Смерть вонзилась в сердце
пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах –
ложе автомата.
И зовут в эфире:
«Где ты, «ноль двадцатый?»
И в глазах угасших
неба синь и звезды.
Мать вдали заплачет,
прислонять к березе.
Пулей грудь пробита,
песня не допета.
«Где ты «ноль двадцатый?»
Смерть не даст ответа.
«Где ты «ноль двадцатый?»
Тишина в эфире.
Словно все убито
В этом странном мире.
Словно все оглохло
В пламени и дыме.
Там отцы остались
Вечно молодыми.
В бронзе обелисков
Встали над планетой
Русские мальчишки.
Юностью бессмертной
Памятью священной
Встали над планетой
Вечной и нетленной.
Ведущий: Имя воина-интернационалиста Владимира Палтусова хорошо известно в Большеречье. Улица, на которой жил Володя и сейчас живут его родители, названа в его честь.
Володя закончил Барнаульское летное училище. В октябре 1986г. часть, в которой он служил, перевели в Афганистан.
Ведущая: Практически во всех его служебных характеристиках одни и те же слова – нравственные качества высокие, честен, корректен, тактичен, умеет держаться в любой обстановке. Володя всегда был готов к полетам, в любое время суток. Стал настоящим асом, выполнял боевые задания в сложных метеоусловиях.
Ведущий: В небе Афганистана Владимир Палтусов совершил 70 боевых вылетов. И в тот далекий день 20 июля 1987 года его самолет трижды отправлялся на боевые задания. Третий раз и стал трагическим.
Где б ни был я, в душе своей
Я сохраню тебя навечно
Нет в мире краше и милей
Чем ты, родное Большеречье.
Ведущая: Другой наш земляк Олег Бронский попал в Афганистан в феврале 1986 года. Был пулеметчиком в десантной части. Погиб недалеко от города Гардез в 40 км от Пакистанской границы во время выполнения боевого задания. Посмертно награжден орденом Красной Звезды.
Чтец (на фоне музыки):
Не плачьте, матери, не плачьте
Живым простите их вину.
Что вы расстрелянное счастье,
Похоронили в ту войну.
Войну жестокую – без правил
Где каждый прав и виноват
Где ничего нельзя исправить
И мертвых не вернуть назад.
Чтец 2:
Бог забирает самых лучших
В свой легендарный батальон,
А грешных суетные души
Он призовет к себе потом.
Не плачьте, матери, и верьте
Всегда, что ваши сыновья
Ушли в распахнутые двери.
В мир, полный света и добра.
Ведущий: Помня о погибших, надо помнить, думать, заботиться и о живых. Потрясение, испытанное в Афганистане, испытание своей и чужой кровью заставило молодых парней по-другому взглянуть на жизнь, по-другому ощутить себя среди людей, изнеженных спокойным, размеренным, безопасным бытием. Ведь они вернулись, вернулись! Их много, они рядом с нами, наши родственники, наши знакомые, наши земляки.
Ведущая: Среди них – Семиш Сергей – выпускник Новологиновской школ. В Афгане он прослужил 21 мес. До дня мобилизации.
Рачапов Таухит в 1983г. служил в Афганистане, участвовал в боевых действиях.
Махмутов Фаукат – весной 1980г. призван в армию в десантные войска. После «учебки» отправлен в Афганистан.
Хабаров Сергей – житель с. Шипицыно, в Афганистане прослужил 1 год 10 мес.
Ведущий: Мы с гордостью и восхищением произносим также фамилии и имена: Гуселетова Александра, Матайлова Сергея, Лисина Олега, Шаповалова Евгения, Тихонова Олега, Беляускаса Александра.
Чтец 1:
Едва ли сумеют другие
Не знавшие лика войны
Понять, что теперь ностальгией
И вы безнадежно больны –
Что будете помнить отныне –
И то, как бросались в штыки,
И то, что делили в пустыне
Воды горьковатой глотки.
Чтец 2:
В Зарядье, в Кузьминках, на Пресне
Война постучится к вам в дверь,
И, может покажется пресной
Вам жизнь «на гражданке» теперь.
Забудется ль солнце Герата,
Чужая другая страна?
Острей, чем вода, для солдата
Уверенность в друге нужна.
Житейские ссоры – раздоры
Ничтожными кажутся мне
Грохочут афганские горы,
Пилотки плывут по Десне.
Ведущий: Пусть спорят сегодня политики о целях и нуждах войны, они спорят зря! Никому не умалить мужество наших солдат. Пролитая ими кровь не делается от этого менее красной, слезы матерей менее горькими, а память менее благодарной.
Песня «Какая разница, сержант» - вокальная группа.
Ведущий: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота, и интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: воля к победе, отвага и мужество. Подтверждение этому тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан.
Чтец:
Кольцо гранаты – в бессмертье дверцы.
И взрыв прогремел, как победные трубы.
Сразив врага разорвавшимся сердцем
Скажи мне, где корни презрения к смерти
И где истоки высокого долга?
Они – в отцах, что шагнули в бессмертье
Они – в той войне, где Москва и Волга.
Ведущий: 1979-1989гг. Прошло десять лет и 15 февраля 1989г. последний воин нашей армии покинул Афганистан. Между этими датами лежит полоса суровых боевых столкновений и настоящих боев советских войск с повстанческими отрядами афганской оппозиции. Вот и ещё одна война закончилась. Прощай, Афган! Прощай этот призрачный мир!
Песня «Мы уходим, уходим, уходим!»
«Растим защитников отечества»
«От кольчуги до мундира»
Автор: Ушакова Е.Г., учитель МОУ «Большереченская СОШ №2»
Воспитание патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе. Важное место в военно-патриотическом воспитании детей отводится начальной школе.
Как на уроках, так и во внеурочное время работа по военно-патриотическому воспитанию школьников проводится по таким направлениям:
Воспитание у детей чувства любви к родному краю и своей Родине;
Развитие у детей осознанного желания служит своей Родине;
Воспитание преданности и верности Родине и Армии;
Воспитание великого уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы Великой Отечественной войны;
Формирование у детей стремления больше узнать о Родине, её защитниках и их подвигах;
Развивать у детей представление о том, что защита Родины – священная обязанность каждого гражданина России, воспитание уважения к войнам Российской Армии.
Данная методическая разработка предназначена для учащихся начальной школы. Проводится накануне дня Защитника Отечества.
Цели. Формирование высоких патриотических чувств в военно-патриотическом и интернациональном воспитании младших
школьников.
Задачи.
Прививать интерес учащихся к историческому прошлому России.
Расширять кругозор учащихся.
Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины.
Ведущий: Наша встреча проходит накануне праздника - Дня Защитника Отечества, который отмечается 23 февраля. Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец» «отчизна» отчий край». Означает это слово нашу страну, нашу Родину.
Велика и необъятна наша Русь. Раскинулась от моря и до моря - шагай полжизни всю не обойдёшь! У нас есть всё, реки и горы, плодородные нивы и густые леса, полезные ископаемые. Но славна она, прежде всего, не своими размерами и не богатствами, скрытыми в недрах, а своими людьми: сильными, смелыми и талантливыми. Ведь все эти земли и богатства собрали наши предки упорным трудом, более того, они отстояли их силой оружия. Загляните в историю. Сколько раз враги и завистники покушались на нашу землю. Если силой взять не получалось - начинали сеять раздор, а то и чернить нашу историю. Но жива и доныне славная русская земля!
Вспомним слова великого полководца Александра Васильевича Суворова, который считал, что лучше нашего солдата в мире нет.
«Русский солдат – говорил он – сам не пропадёт и товарища спасёт, а где сила убудет, там смекалкой дойдёт».
Наш народ любит русского война. Кто главный герой русских былин? Богатырь. О ком сложено много сказок, пословиц, поговорок? О нём русском солдате, который воюет отлично, дымом греется, шилом бреется, а при случае кашу из топора сварит – пальчики оближешь.
Сегодня мы с вами вспомним защитников русской земли и пройдём путь от кольчуги русского богатыря до мундира российского солдата.
Сценка.
Дед дарит внуку коробку.
Дед: Поздравляю с праздником.
Внук: Спасибо! (Открывает коробку).
Солдатики, да они все разные! И богатырь и гусар, а таких
Я раньше вообще не видел. Дедушка, расскажи мне о них,
Пожалуйста.
Дед: Ну, внучек так и расскажи, мне с этим не справиться. Тут специалист нужен – Баян.
Внук: Кто такой Баян, дедушка?
Дед: Были на Руси такие люди, внук, которым из поколения в поколения, из уст в уста, передавали предания о героическом прошлом русского народа. Ведь русские ратники солдаты и офицеры, совершали множество ратных деяний, отстаивали Отечество в борьбе против иноземных поработителей. Ну ладно внучок, поздно уже. Спать пора, а завтра утром продолжим.
Дед усаживает его в кресло, мальчик засыпает. Звучит тихая волшебная мелодия. Появляется старый Баян в длинной белой рубахе с гуслями в руках.
Баян: А было бы лепо нам братие сказать старинную речь, славную повесть «О славных и могучих защитниках земли Русской». И начнём мы братия песню о временах давних! Предстанет перед нами сильный смелый богатырь.
( На сцену выходит дружинник.)
Выступает богатырь из-за горья, весь в брони. Ведь именно бронёй называлась кольчуга у славян до 15 века. Кольчугу мог носить только знатный воин, князь, воевода или дружинник.
Изготовление кольчуги процесс долгий. На одну кольчугу уходило не меньше 20 тысяч колец.
Богатырь: Я воин из дружины Александра Ярославича Невского, и зовут меня Гаврило Олексич. В три года я уже сидел на коне, с семи лет меня обучали владению мечом, луком, стрелами, копьём. А в 12 лет отец взял меня с собой в поход.
Да, было в те войны, в те битвы,
С рассвета и до заката
Летят стрелы каменные
Гремят сабли о шлемы
Трещат копья в поле незнаемом.
(Выходит фузилёр)
Баян: Не грозная туча восстала, не крупный дождичек выпал, то отряд фузилёров военную науку постигает.
Слово «фузилёр» появилось в русском языке во времена Петра I в конце XVII века. В переводе с французского фузилёр – стрелок из ружья.
Фузилёр: Зовут меня Сергей Бухвастов. Я фузилёр Преображенского полка. Сам царь Пётр был в нашем полку сержантом. И вместе с нами учился оружейным приёмам стрельбы и маршировки под барабан.
(Выходит гусар)
Баян:
Любит он кровавый бой,
Он рождён для службы царской.
Сабля, песня, конь гусарский.
С ним и век был золотой.
Гусарами называли воинов лёгкой конницы. Они в любых обстоятельствах могли действовать смело, напористо, быстро. Гусарские полки впервые появились на Руси в конце XVIII века.
Гусар: Разрешите представиться, поручик Дмитрий Бекетов. Служил под командованием подполковника Дениса Васильевича Давыдова. Наш отряд участвовал в Бородинском сражении. А позже я и ещё 130 человек вели партизанскую войну с французскими захватчиками.
(Выходят три матроса танцуют «Яблочко»)
Матрос 1: В жизни каждого моряка бывает немало разных кораблей.
Матрос 2: Но первый, как первая любовь запоминается на всю жизнь.
Матрос 3: Мы моряки краснознамённого Балтийского флота с линкоров.
Матрос 1: Октябрьская революция.
Матрос 2: Парижская коммуна.
Матрос 3: Марат.
Матрос 1: Стали несокрушимой стеной на защиту Ленинграда, преградив путь фашистам осенью 1941 года.
Баян: Русский народ гордится своим военно-морским флотом.
(Звучит песня о войне)
К сожалению, войны продолжаются и до сих пор. А значит, есть необходимость в людях, которые готовы отдать свою жизнь, защищая Родину.
Внук: Я тоже хочу Родину защищать!
(Все солдаты строятся в колону по трое)
Отряд, равняйс, смирно!
Налево, шагом, марш!
(Звучит марш солдаты уходят.)
1 ученик: Быть защитником своих близких, своей Родины – это святая честь любого человека. Так было и так будет! Защитники нашей Родины – это Российская армия и Военно-Морской флот, это наши лётчики, солдаты, моряки, пограничники.
2 ученик: Дата есть особого значенья-
Сыновей отважных день рожденья
Весь народ российский в эту дату
Шлёт привет матросу и солдату.
3ученик: На ремне сверкает пряжка
И блестит издалека
Полосатая рубашка
Согревает моряка
Хмуро в море-океане,
Пляшут волны там и тут
Корабли идут в тумане
Им не страшен ратный труд.
4 ученик: На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят,
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа.
Наше море, нашу землю,
Наше небо сторожат.
Ведущий: Каждый человек обязан знать историю своей страны. Сейчас мы проведём военно-историческую викторину. Вы можете сами проверить свои знания.
Военно-историческая викторина.
Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русскими воинами – ее носили с X по XVII век, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка?
(Это кольчуга – рубашка из множества железных колец)
По легенде, причиной гибели одного из талантливых русских военачальников стали дорогие доспехи, подаренные ему за службу царем Иваном Грозным. Кто этот военачальник?
(Казак Ермак Тимофеевич утонул в Иртыше из–за тяжести дорогих доспехов)
3) Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия - написано на постаменте памятника, стоящего на Красной площади в Москве. За что Россия благодарна этим людям?
(Кузьма Минин в Нижнем Новгороде собрал народное ополчение, которое освободила Москву от польских захватчиков. Командовал этим ополчением князь Дмитрий Пожарский )
4) Почему Александра Ярославича назвали Невским
(В честь победы на реке Нева)
Почему Дмитрий Донским?
(В честь битвы на реке Дон на Куликовском поле с татаро-монгольским войском)
5) Назовите третьего лишнего:
Жуков, Рокоссовский, Медведев.
Кутузов, Суворов, Наполеон.
Калита, Донской, Невский.
Давыдов, Кулибин, Багратион.
6) Кто автор этих слов?
«Тяжело в ученье легко в Бою».
(А.В Суворов «Наука побеждать»)
7) Назовите три главных русских богатыря.
( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
8) Разгадать кроссворд, прочитать по вертикали ключевого слова.
Имя царя, Создавшего русский флот.
/Петр I/
Командующий флотом во время Великой Отечественной войны 1941г.
/Жуков/
3.Русский казачий атаман первооткрыватель Сибири.
/Ермак/
4.Подполковник русской армии участник войны 1812г.
/Багратион/
5.Герой войны 1812г. Организатор партизанского движения
/Давыдов/
6.Адмирал русского флота, командующий Севастопольского порта. Участник Синожского сражения.
(Ключевое слово «Победа»)
|