Ведущий: Кое что, из военной истории вы знаете, ну а что еще не знаете, я надеюсь еще выучите. Вы все конечно вырастите, и надеюсь, что станете надежными защитниками отечества, такими, какими были ваши деды, предки. Как давно это было! Но память у народа жива. Начало 1941 года.
Советский народ мирно трудиться, отдыхал. Но позавидовали нам злобные враги свободы и счастья народа – фашисты. Гитлер собрал тысячи танков, самолетов и напал на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту своей родины.
(Звучит песня «Священная война»)
1 ученик: Родина, суровая и милая,
Помнит те жестокие бои
Вырастают рощи над могилами
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия?
Радость или горькая нужда?!
Все проходит, остается Родина,
Та, что не изменит никогда.
2 ученик: С ней живут,
Любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.
Над грозою существует радуга,
Над бедою торжествует жизнь!
Медленно история листается
Летописный тяжелеет слог
Все стареет! Родина не старится
Не пускает старость на порог.
3 ученик: Мы прошли столетия с Россией,
От сохи до звездного Крыла
А взгляни все то же небо синее
И над Волгой та же тень орла.
Те же травы к солнцу поднимаются,
Так же розов неотцветный сад.
Так же любят и с любовью маются
И страдают, как века назад.
4 ученик: И еще немало будет пройдено
Коль зовут в грядущее пути
Но святей чище чувства родины
Людям никогда не обрести.
5 ученик: С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдете, а Родина останется.
Если мы то чувство сохраним.
Ведущий: Миллионы погибли, защищая свой край родной. Но мы всегда помним о них.
6 ученик: Солдаты переднего края,
Как совесть приходят ко мне,
Горнисты побудку играют,
Граница пылает в огне.
7 ученик: Родные хлеба догорают
Сгорают и очи слепят…
Солдаты переднего края,
Под красными звёздами спят.
8 ученик: Их дети стоят на границе,
И свет этих звёзд берегут,
И мирно пылают зарницы,
И реки спокойно текут.
9 ученик: Горнисты побудку играют
Как прежде в назначенный час.
Солдаты переднего края,
Мы стали достойными вас.
10 ученик: Мы помним великие беды.
Прислушайтесь к нашим словам.
Мы каждою новой победою,
Сегодня обязаны вам.
11 ученик: И в звёздные дали взлетая,
Салют отдают корабли.
Солдаты переднего края
Погибли во славу земли!
Ведущий: Конечно, всем нам хотелось бы жить в мире совершенно свободным от войн и насилия. Этой мечтой грезило не одно поколение. Но, к сожалению, окружающий мир всё ещё несовершенен. Он исполнен зла и коварства. И поэтому, наряду с мирными тружениками нашей страны, нужны воины для защиты родного Отечества.
12 ученик: Ради жизни других людей шли на подвиг наши предки во времена Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Георгия Жукова. И именно ради жизни на родной земле несут сегодня службу, исполненную опасностей, наши мужественные воины-современники. Низкий поклон им, за их великие жертвы и любовь, без которых невозможно быть настоящим солдатом, воином, без которых невозможно устоять миру.
(Звучит песня: «Поклонимся великим тем годам»)
Ведущий: В этот день приятно поздравлять всех мужчин, и кто уже служил Отечеству и кто ещё будет только служить. Мальчиков хотят поздравить девочки.
1 девочка: Драчливой нашей половине
Мы поздравленья шлём свои.
Для поздравленья есть причины.
Ура! Защитники страны.
2 девочка: Когда на ваши потасовки,
На переменах мы глядим,
Мы верим: с вашей подготовкой,
Страну всегда мы защитим.
3 девочка: Пускай под глазом зацветает
Синяк пурпурно-голубой.
В ученье тяжело бывает,
Гораздо легче будет бой.
4 девочка: Врагам там будет не до смеха:
Так угостят их молодцы!
Что, побросав свои доспехи,
Побегут во все концы.
5 девочка: А мы под вашею зашитой
Вполне спокойно можем жить,
Покуда крепки ваши спины,
Нам будет нечего тужить.
6 девочка: Поэтому друзья, давайте
От всей души, без лишних слов,
От всех невзгод нас защищайте,
Но только, чур, без синяков!
7 девочка: Знаем мы, что вы достойны
Звания мужского - войны.
Для мужчины - дело чести
Защищать своё Отечество.
8 девочка: Мы мальчишек поздравляем
И здоровья им желаем.
Чтоб росли большими
И отличниками были.
9 девочка: Мы мальчишек поздравляем
И здоровья им желаем!
Вырастайте поскорей
И мужайте побыстрей.
Викторина для будущих защитников Отечества
Автор: Бушуева С.А., директор МОУ «Старокарасукская СОШ»
Праздник состоит из двух частей:
1) турнир-викторина,которую готовят мальчики, и
2) конкурсы — их придумывают и проводят девочки.
Подготовка праздника
Мальчики образуют группы по желанию для представления своего рода войск,готовят атрибуты одежды: погоны, береты, ленточки, эмблемы, нашивки, значки.Кроме этого, придумывают вопросы для викторины, используя книги, энциклопедии;подбирают песни или речовки для парада. Детям активно помогают родители,дедушки, приглашенные в класс ветераны и отслужившие в армии молодые солдаты.Мы советуем прочитать книги А. Митяева «Книга будущих командиров» и"Книга будущих адмиралов". В них можно найти как вопросы, так иответы.
Празднование Первый этап праздника «История нашей армии».
Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Поднимаясь, мчатся вдаль
Воют в трубах звонко,
Самолетов звенья.
Змейкой мчится по земле
Это празднует февраль
Легкая поземка.
Армии рожденье.
С. Маршак
Ведущий.
Наша армия имеет древнюю и славную историю, хотя армией стала называться не так давно — более двухсот лет назад. Руссы — так в древности звали наших предков — были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. В конце VI в. византийский император так писал о руссах: «…они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, в особенности в своей земле, выносливы; легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище. Юноши их искусно владеют оружием». Другой византиец писал о руссах: «Сей народ отважен до безумия, храбр, силен». Походы князя Олега, победы знаменитого военачальника Киевской Руси князя Святослава и его дружины покончили с разорительными набегами хазар, печенегов, половцев, сделали Русь сильным государством, а ее воинов — непобедимыми.
Особенно прославились такие русские полководцы, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а уже в наше время маршалы Константин Жуков, Конев, Рокоссовский и др. Более подробно вы узнаете о них, когда будете изучать славную историю Отечества.
А сейчас начинаем турнир-викторину. Вопросы задаем по кругу: 1-я группа — 2-й, 2-я группа — 3-й и т. д. И так три раза (каждая группа в общей сложности задает по три вопроса и отвечает на три вопроса). Если группа не может ответить на заданный ей вопрос, отвечает другая, которая знает ответ.
Вопросы викторины.
Назовите великих русских полководцев.
Какие ордена были названы именами русских полководцев? (Орден Александра Невского, учрежден в XVIII в., ордена Суворова и Кутузова, ими награждали вовремя Великой Отечественной войны).
В далекие времена, когда люди обзаводились фамилиями, они получали их по характеру, по наружности, по занятиям. Назовите фамилии, связанные с ратным делом? (Воинов, Казаков, Стрельцов, Дружинин, Пушкин, Пушкарев, Солдатов, Гусаров, Бойцов и др. Прадеды, этих людей сумели постоять за родную землю!).
Какие бывают танки? (Тяжелые, легкие, средние, плавающие).
Что обозначает слово абордаж? (Способ ведения морского боя. Корабли противников сближались и сцеплялись крючьями. Моряки вступали в рукопашную схватку, чтобы уничтожить или взять в плен команду и сам корабль).
В какой стране появился первый танк? (В России, в 1915 году, он назывался вездеход. Первыми наладили производство танков англичане в 1916 году. Отсюда и закрепилось за этой машиной слово танк).
Назовите первый русский орден. (Орден Андрея Первозванного).
Какой полководец командовал русской армией во время войны с французами в1812 году? (Михаил Кутузов).
Назовите рода войск в современной армии. (Артиллерия, мотострелковые войска, бронетанковые, пехота, морская пехота, воздушно-десантные, инженерные, авиация).
Чем отличаются различные рода войск? (Формой одежды, эмблемами на рукавах, погонами, эмблемами на петлицах и т. д.).
Кто построил первый в мире самолет? (Инженер А. Ф. Можайский. Летом 1882г. в Красном Селе, под Петербургом, был совершен первый в истории полет).
Для чего использовались первые самолеты? (Для разведки. Потом к разведке прибавились воздушный бой и бомбометание).
-
Назовите первые многомоторные самолеты, которые были построены в 1913 г. Их использовали для бомбометания. («Русский витязь» и «Илья Муромец»).
Кто провел первый воздушный бой? (Штабс-капитан П. Нестеров. Он впервые совершил полет в виде петли. Ее назвали петля Нестерова, или мертвая петля. В этом бою Нестеров использовал опять-таки впервые таран. Это было в 1914 г).
Продолжите ряд: сражение, битва, бой… (баталия).
Как называется художник, изображающий картины боя, сцены военной жизни? (Баталист).
Чем награждали римских воинов? (Венками).
Что такое «свинья», «клещи»? Нарисуйте их. (Боевой порядок войск).
Кто был первым награжден орденом Суворова I степени? (Маршал Г. К.Жуков).
Назовите самые памятные военные парады на Красной площади. (Парад 1941года, когда немцы вплотную подошли к Москве, и парад Победы в 1945 году).
Назовите великих русских флотоводцев. (Адмирал Ф. Ушаков — ни разу не был побежден, как и А. Суворов; адмиралы М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А.Корнилов, В. И. Истомин, С. О. Макаров).
Назовите военные корабли. (Катер, крейсер, линкор, миноносец, эсминец, тральщик, броненосец).
Какие ордена названы именами русских адмиралов? (Орден и медаль Ушакова, орден и медаль Нахимова).
Кем был учрежден Андреевский флаг? (Петром I в 1699 году. Это кормовой флаг российского Военно-Морского флота. Он белого цвета с диагональным голубым крестом Андрея Первозванного, отсюда название Андреевский).
Что обозначает морское слово полундра, и откуда оно произошло? (Это слово голландское, означает буквально: бойся предмета, падающего сверху, это сигнал опасности).
Когда стал создаваться русский военный флот? (В конце XVII в. Первые военные корабли были спущены на воду еще при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I. Но ни один из них так и не увидел моря. Только при Петре I Россия вышла к морским берегам и стала иметь самый могучий военный флот).
Победителей викторины, тех, кто набрал большее количество очков, награждают медалями, на которых изображены знаки воинских отличий различных родов войск.
Можно спеть песни (по выбору): «Идет солдат по городу», «Не плачь, девчонка», «Шел отряд по берегу».
Рыцарский турнир - сценарий с конкурсами
Автор: Бушуева С.А., директор МОУ «Старокарасукская СОШ»
Этот праздник для мальчиков готовят девочки, которые разбиваются на пары для проведения конкурсов. В конкурсах участвуют все мальчики по желанию. В конце праздника подводятся итоги и каждому мальчику вручают "Королевский указ" о присвоении ему звания "Самый ловкий", "Самый галантный", "Самый хозяйственный" и т.д. Каждый "рыцарь" получает большую шоколадную медаль на ленточке с соответствующей надписью.
Звучит песня "Пора-пора-порадуемся на своем веку" из к/ф" Д’Артаньян и три мушкетера". Появляются 4 мальчика, одетые как мушкетеры, и, пока звучит песня, они фехтуют. В конце песни снимают шляпы и кланяются всем присутствующим.
1-я ведущая.
Добрый день, уважаемые прекрасные дамы и мужественные рыцари! Сегодня в этом классе состоится рыцарский турнир. Прежде чем начать состязание, давайте вспомним некоторые правила, пришедшие к нам из далеких времен.
2-я ведущая.
Все вы знаете, что рукопожатие возникло в средние века, когда рыцари при встрече, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперед, обнажая ладонь, показывая тем самым, что там нет оружия. Также при встрече они снимали головной убор. Дама никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако сегодня мы замечаем, что данное правило начинает относиться и к прекрасной половине человечества: женщины при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая очень тонка и плотно облегает руку; снимают они и головной убор, если снимается верхняя одежда. Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них смысл?
Ученики находят этический и гигиенический смысл в появившихся правилах поведения. Ситуация может быть разыграна. При этом обращается внимание на то, что мальчики сначала снимают головной убор, вслед за этим — верхнее пальто, девочки — сначала пальто, затем головной убор.
1-я ведущая.
Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина, держа свечу в руке, и освещал путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала. Но правило все-таки осталось. Почему? Может быть, его пора отменить?
Учащиеся обосновывают необходимость данного правила тем, что при его соблюдении можно оказать помощь своей спутнице или спутнику, если он слабее тебя. Данная ситуация может быть разыграна.
2-я ведущая.
А теперь начинаем рыцарский турнир. Просим жюри занять свои места. А прекрасная половина человечества приступает к проведению конкурсов.
Девочки парами проводят конкурсы, объявляя их названия.
Конкурс "Самый ловкий" (гвозди, молоток, деревянный чурбан). Каждому мальчику дается шанс проверить ловкость своих рук. Нужно с помощью молотка одним ударом забить гвоздь в деревянный чурбан.
Конкурс "Самый хозяйственный" (ножи, картофелины, деревянные доски, миски для отходов). В конкурсе одновременно участвуют 3—4 мальчика по желанию. Они должны очистить картошку и нарезать ее соломкой.
Конкурс "Самый выносливый" (магнитофон, кассета с записью). Включается запись матросской пляски "Яблочко". Танцуют все мальчики. Кто выдержит танец до конца?
Конкурс "Самый спокойный" (мячи). Одновременно приглашаются 4 мальчика по желанию. Им вручают по мячу, которым они спокойно бьют по полу. "Потерявший" мяч выбывает из конкурса.
Конкурс "Самый галантный" (магнитофон, кассета с записью). Участвуют 3—4 мальчика по желанию. Включается запись популярной мелодии, мальчики приглашают девочек на танец, танцуют и провожают своих партнерш на то место, где они сидели.
Конкурс "Самый мужественный" (2 банана, 1 луковица). В этом конкурсе участвуют 2 человека. Им предлагается съесть сладкое и горькое одновременно (например, банан и полголовки лука).
Конкурс "Самый бесстрашный и мудрый" (карточки с заданиями). Для участия в конкурсе приглашают 5 человек. Каждому мальчику вручают карточку с описанием ситуации, которую он разыгрывает, отвечая на поставленный вопрос.
Карточка 1. Не заметив, что скамейка окрашена, вы на нее сели. Ваши действия?
Карточка 2. На контрольной вам надо использовать шпаргалку, но вы никак не можете найти нужную. Что вы предпримете?
Карточка 3. Вы пришли в магазин купить шоколадку. Продавец вам подал ее, а вы вдруг обнаруживаете, что у вас нет денег расплатиться (хотя точно помните, что утром получили деньги на карманные расходы). Как поступить?
Карточка 4. Вы идете по городу, к вам подходят трое и говорят: "Мелочь есть?" Ваши действия?
Карточка 5. Вы попали в дом сумасшедших; вы знаете, что абсолютно нормальны, но вам не верят. Докажите!
Конкурс "Самый знающий" (карандаши, листочки бумаги, ложки, 5 блюдечек с различным вареньем). Участвуют все мальчики, которым вручают по маленькой ложке, карандашу и листочку бумаги с фамилией "рыцаря". На отдельном столике стоят 5 блюдечек с вареньем. У каждого блюдечка — порядковый номер. Мальчики дегустируют варенье и определяют, из чего оно сварено. На листочке бумаги под соответствующим номером записывают название. Хорошо, если будет представлено необычное варенье (например, варенье из кабачков с лимоном, варенье из арбузных корок и т. д.).
Конкурс "Самый умный" (2 конверта, 20 карточек). В конкурсе участвуют 2 человека. Каждый получает конверт, внутри которого лежит 10 карточек. На первых пяти — начало пословиц, на остальных — конец. Нужно "собрать" пословицы. Кто сделает это быстро и правильно?
Первый конверт
1. За битого двух небитых дают,
2. хоть вовсе брось!
3. Корень учения горек,
4. товарища нет.
5. Готовь сани летом,
6. да не берут.
7. Авось и небось —
8. зато плод его сладок.
9. На вкус, на цвет
10. а телегу зимой.
Второй конверт
1. Беспечный пьет воду,
2. не поле перейти.
3. Не изведав горького,
4. а внимание.
5. Весна красна цветами,
6. а заботливый — мед.
7. Век прожить —
8. не узнаешь сладкого.
9. Дорог не подарок,
10. а осень — снопами.
Конкурс "Самый удачливый" (ножницы, конфеты, веревка). В конкурсе участвуют все мальчики по очереди. Каждый с завязанными глазами должен срезать ножницами конфету с веревочки.
Конкурс "Самый обаятельный". "Самого обаятельного" определяют девочки. Каждая на узкой полоске бумаги записывает фамилию "рыцаря", отличившегося в турнире. Победителю будет вручен специальный "Приз зрительских симпатий".
1-я ведущая.
Вот и подошел к концу рыцарский турнир. Жюри уже успело подвести итоги. Осталось вручить призы и подарки вместе с "Королевским указом". Прошу всех "рыцарей" построиться!
2-я ведущая зачитывает "Королевский указ".
КОРОЛЕВСКИЙ УКАЗ
Рыцарь Закрепляем за тобой звание "Самый " на веки вечные.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Девочки, проводившие конкурсы, вручают каждому "рыцарю" подарок, надевают на шею шоколадную медаль и вручают указ.
1-я ведущая.
Дорогие наши мальчики! Поздравляем вас с Днем защитника Отечества! Надеемся, что прекрасная половина человечества всегда найдет в вашем лице доблестных рыцарей и защитников!
Рыцарский турнир - сценарий конкурса-
состязания для 5-8 классов
Автор: Бушуева С.А., директор МОУ «Старокарасукская СОШ»
Реквизит: - мишень (игра «Дартс»),
- «мины» (кегли, пластиковые бутылки с водой)
- жетоны
- плакат со словом-паролем (буквы написаны заранее вразброс).
Ход состязания
Ведущий.
- Ребята! Какой праздник сегодня отмечает наша страна?
- Кого поздравляют в этот день?
- У кого из вас дедушка или бабушка воевали? Кто из них имеет награды? Были ранены?
- Знаете ли вы, в каких войсках служили ваши папы?
- Вопрос девочкам: почему сегодня поздравляют с праздником не только взрослых мужчин, но и мальчиков?
Ведущий.
Мальчики — будущие защитники нашей Родины, и уже сегодня они должны готовить себя к службе в армии. Сегодня состоится необычное состязание мальчишек. К «Рыцарскому турниру» допускаются мальчики, обладающие полным боевым снаряжением:
- метким словом
- вниманием;
- волей;
- терпением
- выдержкой
- юмором;
- вежливостью;
- смекалкой.
Пожелаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший!
Конкурс «Немогузнайка».
Задание.
Из букв составить слово, которое будет паролем для участия в следующем задании. Кто не справится с заданием, тот, увы, выбывает. ВОУСВРО
Великий русский полководец А. В. Суворов был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке. Суворов высоко ценил в нем стремление понять, постичь, узнать. Ответ «не могу знать» способен был привести полководца в ярость. Задавая вопросы солдатам, он был рад, если неожиданный вопрос заставал солдата врасплох, но не ставил в тупик.
Каждому участнику предлагается выбрать номера вопросов. За правильный ответ — звездочка.
Примерные вопросы
1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги?
(Копье предназначено для нападения, а щит — для защиты, от него).
2. Как сообщают древние источники, спартанские женщины, отличающиеся смелостью, силой воли, провожая сыновей на войну, давали им щит со словами: «С ним или на нем». Что этими словами они хотели сказать?
(Вернись победителем или погибни со славой).
3. Как звали героя, о котором рассказывают народные сказания: он хвастался силой, храбростью, но, встретив смерть, испугался и был побежден?
(Аника-воин).
4. Назовите литературное произведение, в названии которого — личное холодное колющее оружие офицерского состава.
(«Кортик» А. Рыбакова).
5. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему?
(Денщик).
6. Вид старинного оружия, copyright-by-праздник которым делалась «секир башка».
(Секира).
7. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему? Что обозначала его символика?
(Петр I создал рисунок флага: на белом поле синий крест. Белый цвет означает веру, косой крест — символ верности. На кресте распят Андрей Первозванный, которого на Руси считали апостолом русской земли, принесшим на нее учение Христа).
8. Кем было установлено в России звание «гардемарин»? Что оно обозначает?
(Петром I в 1876 году для воспитанников старших рот школы математических и навигационных наук. В переводе с французского «гардемарин» означает «морская гвардия». Звание «гардемарин» в русском военном флоте присваивалось воспитанникам, окончившим школу математических и навигационных наук, морскую академию).
9. Победы России, развитие армии и военного искусства связаны с именами русских полководцев. Назовите тех, кто вам известен.
(А. Невский, Дмитрий Донской, П. А. Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, А. А. Брусилов, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский, Р. Я. Малиновский, И. С. Конев, Н. Ф. Ватутин, Г. К. Жуков).
10. Какому русскому полководцу принадлежит знаменитая фраза: «Тяжело в учении, легко в бою»?
(А. В. Суворову).
11. О каком русском полководце сказал А.С. Пушкин в стихотворении «Перед гробницей святой»?
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной.
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов.
(О М. И. Кутузове).
12. Меч, палаш, сабля, шашка, шпага относятся к клинковому оружию. Что их объединяет, и что их различает?
(Все они — холодное оружие. Меч, палаш, шашка — рубящие, колющие с обоюдоострым концом, шпага — колющее, сабля — рубящее оружие с однолезвийным клинком, которое режет при ударе, но не колет).
13. Как называются наплечные знаки в русской армии и на флоте?
(Погон и эполет).
14. Слово «солдат» и название монеты. Что их роднит?
(Своим появлением на свет слово «солдат» обязано монете. Деньга, которую получали за службу римские воины, назывались «солидариусу».
лово попало в другие страны и превратилось в «солдат»).
15. Что общего между единицей русского денежного знака «копейка» и копьем воина святого Георгия?
(Единица русского денежного счета, отчеканенная по повелению Елены Глинской — матери Ивана Грозного, получила название «копейка», так как имела изображение копейщика святого Георгия, копьем поражающего дракона).
16. Кого называют бойцом «невидимого фронта», опровергнувшим поговорку «Один в поле не воин»?
(Разведчик).
17. Что значит выражение: «Держать нос по ветру»?
(Во времена парусного флота плавание по морям зависело от погоды, направления ветра. Для выхода в море нужен был только попутный ветер, наполняющий паруса и направляющий судно вперед, т. е. носом по ветру).
18. Как называется подросток, обучающийся морскому делу?
(Юнга).
19.Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны.
Скажите, какому русскому поэту принадлежат эти строки, и из какого знаменитого произведения они взяты?
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»).
|