|
Классный час «Поле русской славы»
Классный час «Поле русской славы»,
посвященный героическим страницам истории России.
Цели и задачи:
-Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране.
-Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви, гордости и преданности Родине.
-Познакомить учащихся с героическими страницами истории страны.
Подготовительная работа. Учащиеся класса заранее делятся на группы по - желанию.
Каждая группа получает задание: -подобрать материал и выпустить газету по указанной теме
(темы: -Битва на реке Каяле (1185 г.);
-Куликовская битва (1380 г.);
-Полтавская битва (1709 г.);
-Бородинская битва (1812 г.);
-Московская битва (1941 г.));
-Подготовить стихи и другой материал, для выступления на классном часу, по данной теме.
Оборудование и оформление.
1.Смарт-доскаили экран;
2.Видеопректор;
3.Презентация «Поле русской славы»
4.Доска оформленная тематическими газетами.
Ход классного часа:
1.Вступительное слово учителя. Наш тематический классный час проходит в канун празднования годовщины битвы под Москвой. Эта одна из героических страниц в истории нашей страны. В ночь с 5 на 6 декабря 1941 год советские войска начали генеральное наступление, сорвав тем самым план фашистской Германии - захвата и уничтожения Москвы и нашей Родины. Но это только одно из величайших событий, а сколько их было в истории России! Об этих событиях мы сегодня с вами и расскажем. ( слайд № 1; звучит песня Л. Дербенева и А. Флярковского «Русское поле»)
2. Выступление учащихся( сопровождается показом презентации).
(слайд № 2)
1- й ведущий:
Я русский человек, и русская природа
Любезна мне и я ее пою.
Я русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью смотрю на Родину мою!
В годину бед она всегда бывала
Единой, несгибаемой стальной.
Врагу навстречу Русь моя стояла
Одной дружиной, грозною стеной.
И дело чести, право и свободу
Она в жестоком отстоит бою.
Я русский человек, дочь своего народа
Я с гордостью смотрю на Родину свою.
Россия! Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В трудах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей!
(слайд № 3)
2-й ведущий:
Безграничное снежное поле,
Ходит ветер, поземкой пыля,-
Это русское наше раздолье,
Это вольная наша земля.
И зовется оно ль Куликовым,
Бородинским зовется оно,
Или славой овеяно новой,
Словно знамя опять взметено,-
Все равно – оно кровное наше,
Через сердце горит полосой.
Пусть война на нем косит и пашет
Темным танком и пулей косой,
Но героев не сбить на колени,
Во весь рост они встали окрест,
Чтоб остался в сердцах поколений
Дубосекова темный разъезд,
Поле снежное, снежные хлопья
Среди грохота стен огневых,
В одиноком промерзшем окопе
Двадцать восемь гвардейцев родных!
(слайд № 4)
3-й ведущий:
Сражение князя Игоря в Диком поле у реки Каялы и великая победа Советской Армии в Отечественной войне – эти события, столь разные и несоизмеримые по масштабам, по значению, разделенные огромной исторической дистанцией, хронологически почти совпадают. Князь Игорь выступил в поход против половцев 23 апреля 1185 года, 1 мая – увидел грозное предзнаменование, 9 мая – пересек границу Половецкой земли, 12 мая – «пали стяги Игоревы».
4-й ведущий:
Но связь исторических событий не исчерпывается только хронологическими совпадениями. Ведь День Победы 1945 года не был единственным, ему предшествовали легендарные походы киевский князей Олега и Игоря, Святослава и Владимира Мономаха, легендарные сражения под Полтавой и Измаилом, на Бородинском поле и на Шипке, за Царицын и Перекоп…
Не было единственным и сражение с половцами 1185 года, у него тоже есть свои славные и горестные вехи. Но именно этой победе, как и этому сражению, суждено было стать символами героизма русского воина.
( 1 группа учащихся рассказывает о походе Игоря Северского против половцев)
(слайд № 5)
1 ученик:
Печальную весть о битвах Игоря,
Игоря Святославича
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не вымыслам Бояновым
И рек Игорь дружине своей:
«Братия и дружина!
Лучше нам быть порубленными, чем даться в полон.
Сядем же, други, на борзых коней
Да посмотрим синего Дона”.
2 ученик:
Вспала князю на ум охота,
Знаменье заступило ему желание
Отведать Дона великого.
“Хочу, - он рек, - преломить копье
Конец поля Половецкого с вами, люди русские!
Хочу положить свою голову
Игорь ратных к Дону ведёт.
Уже беда его птиц окликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты…
О Русская земля Уж ты за горами
Далеко!
(слайд № 6)
3 ученик:
Идти дождю стрелами с Дону великого!
Ту-то копьям поломаться,
Ту-то саблям притупиться
О шеломы половецкие
На реке на Каяле, у Дона великого!
О Русская земля, далеко уж ты за горами!
(слайд № 7)
1 ученик:
Битвы такой и не слыхано!
Утра до вечера,
От вечера до света
Летают стрелы каленые,
Гремят мечи о шеломы,
Трещат харалужные копья
Поле незнаемом
Среди земли Половецкия.
Земля под копытами
Костями была посеяна.
Полита была кровью,
И по Русской земле взошло бедой.
(слайд № 8, 9)
2 ученик:
Так задолго рано перед зарёю?
Игорь полки
Заворачивает:
Бились день,
Бились другой,
На третий день полдню
Пали знамена Игоревы.
Тут разлучился братья на берег быстрой Каялы;
Тут кровавого вина недостало;
Тут пир докончили храбрые воины русские
А сами легли за Русскую землю.
Поникает трава от жалости,
А древо печалию
К земле приклонилось.
(слайд № 10)
3 ученик:
Худо Русской земле без Игоря!
Солнце светит на небе,-
Игорь-князь в Русской земле!
Здравствуйте, князья и дружина,
Поборая за христиан полки неверные!
Слава князьям, а дружине аминь!
(слайд № 11)
1- й ведущий:
За землю Русскую сложили свои головы воины князя Игоря в 1185 году в диком поле “на реке на Каяле у Дона Великого”.
За землю Русскую Вышли на Куликово поле воины князя Дмитрия а 1380 году “у реки Непрядвы, меж Доном и Днепром”.
Только сплотившись, Русь могла “загородить полю ворота”, как в тревожном 1185 году, так и в 1223, 1238-1240 годах, когда уже не половцы, а “языцы незнаемы” пришли из того же Дикого поля, на котором полегли дружины князя Игоря.
2- й ведущий:
Сто шестьдесят лет, уже под иноземным игом, не знавшим предела в жестокости, накапливала Русь силы, чтобы ранним сентябрьским утром 1380 года выйти на Куликово поле уже сплоченной, уже способной противостоять любой орде.
Именно в этом заключается историческое значение Куликовской битвы.
В Куликовской битве Русь утвердила себя как государство, победу одержала идея единения, сплочения Руси.
( 2 группа учащихся рассказывает о Куликовской битве 1380 г.)
(слайд № 12)
1 ученик:
«Доколь нам, други, пред тираном
Склонять покорную главу
И заодно с презренным ханом
Позорить сильную Москву?
Не нам, не нам страшиться битвы
С толпами грозными врагов:
За нас и Сергия молитвы,
и прах замученных отцов!
Летим – и возврати народу
Залог блаженства чуждых стран,
Святую праотцев свободу
И древние права граждан.
Туда! За Дон!..
Настало время!
Надежда наша – бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!»
(слайд № 13.14)
2 ученик:
Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь на коне, гремел
И, в помощь бога призывая,
Перуном грозным полетел…
«к врагам! За Дон! – вскричали войски.
За вольность, правду и закон!»
И, повторяя клик геройский,
За князем ринулися в Дон.
Луга, равнины, долы, горы
Толпами пестрыми кипят;
Всех сил объят не могут взоры…
Повсюду бердыши блестят.
Идут, как мрачные дубравы, -
И вторя степи гул глухой;
Идут…там хан, здесь чада славы –
И закипел кровавый бой!..
(слайд № 15)
3 ученик:
«Бог нам прибежище и сила!-
Рек Дмитрий на челе полков.
Умрем, когда судьба судила!»
И первый грянул на врагов.
Кровь хлынула – и тучи пыли,
Поднявшись вихрем к небесам,
Светило дня от глаз сокрыли.
И мрак простерся по полям.
Повсюду хлещет кровь ручьями,
Зеленый побагровел дол:
Там русский поражен врагами,
Здесь пал растоптанный монгол,
Тут слышен копий треск и звуки,
Там сокрушился меч о меч.
Летят отсеченные руки,
И головы катятся с плеч.
(слайд № 16)
1 ученик:
А там, под тению кургана,
Презревший славу, сан и свет
Лежит, низвергнув великана,
Отважный инок Пересвет.
Там Белозерский князь и чада,
Достойные его любви,
И окрест их татар громада,
В своей потопшая крови.
Уж многие из храбрых пали,
Великодушный сонм редел;
Уже враги одолевали,
Татарин дикий свирепел.
К концу клонился бой кровавый,
И чёрный стяг был пасть готов,
-Как вдруг орлом из-за дубравы
Волынский грянул на врагов.
2 ученик:
Враги смешались - от кургана
Промчалось: «Силен русский бог!»-
И побежала рать тирана,
И сокрушён гордыни рог!
Помчался хан в глухие степи,
За ним шумящим враном страх;
Расторгнул русский рабства цепи
И стал на вражеских костях!..
(слайд № 17)
3 ученик:
Вот, преклонив трофеи брани,
Гласят: «Ты победил! Восстань!»
И князь, воздевши к небу длани:
«Велик нас в ополчивший в брань!»
Велик!- речет,- к нему молитвы!
Он Сергия услышал глас;
Ему вся слава грозной битвы;
Он, он один прославил нас!»
(слайд № 18)
3- й ведущий:
Уже не первый год Пётр I вел неравное противоборство с Карлом 12- непобедимым
королем непобедимой армии, перед которой к началу 18 столетия сложили свои замена многие государство Европы. Да и Петр начал с поражений, с жестких условий, поставленных после Нравы,- никаких притязаний на выход в Балтийское море, никакого
Строительства новой столицы…
4- й ведущий:
Но уже в 1703году, через три года после Нарвы, Петр снова вступает в сражение со шведами на реке Сестре, а в 1704 году бьется за старинные русские города Прибалтики.
Он ищет союзников, которых с годами становится все меньше и меньше, пытается
противостоять Карлу в тайных и явных дипломатических поединках, которые проходят все безуспешнее. А к году он и вовсе оказывается один на один с могущественным противником, у Петра 1 не было в Европе уже ни одного союзника, - все европейские государства принимали условия, диктуемые Карлом. На что мог надеяться Петр, узнав, что в июне 1708 года тридцатитысячная армия Карла XII переправилась через Березину и России уже не избежать генерального сражения?..
( 3 группа учащихся рассказывает о Полтавской битве 1709 г.)
(слайд № 19, 20)
1 ученик:
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки.
Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огонь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкий Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
(слайд № 21)
2 ученик:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!»
Уж близок полдень.
Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает,
Кой-где гарцуют казаки.
Равняясь, строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев.
И все — равнину оглашая,
Далече грянуло- ура!
Полки увидели Петра.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
(слайд № 22)
3 ученик:
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает.
Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский-колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики ,срежет,
Гром пушёк, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор – и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
(слайд № 23)
1 - й ведущий:
«Позиция, в которой я остановился при деревне Бородине в 12-ти верстах вперед
Можайска, - сообщал Кутузов 23 августа, - одна из наилучших, которую только на
плоский местах найти можно».
Уже через день на этой позиции развернётся одно из самых грандиозных
сражений. И еще одно русское поле станет полем ратной славы, беспредельной
стойкости и мужества защитников своего Отечества.
Русская армия к тому времени уже достаточно «притомила» противника, пробил
час решающего сражения. 24 августа, Кутузова меньше всего беспокоили мысли о
награждениях. Он, отдав последние предписания о врачах, о кирках, о лопатах,
заботился, чтобы заранее заготовили тысячу подвод для раненых, определял диспозицию… Иногда же , поглядывая на небо, вспоминал об обещанном «еростате»: а вдруг появится, придет на подмогу ( военный аэростат в строжайшей тайне готовили к этому решающему сражению в одной из подмосковных деревень.) Но аэростат не появился ни в этот, ни в последующие дни, как не появились и запрошенные резервы.
2 - й ведущий:
Кутузов мог рассчитывать (24 августа он уже знал это) только на свои 120 тыс.
солдат, противостоявших 165-тысячной армии Наполеона…
Три дня Бородинском поле шла сеча, которую Кутузов назовет «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов», особо отметив при этом «твердость духа российского солдата», которую «не превозмогла» армия Наполеона.
В который раз уже судьбу сражений на русских ратных полях решала эта твердость
духа солдат, их способность, как на поле Куликовом, отдать жизнь «за род свой, за
Отечество». С этой верой шли в штыковые атаки на Бородинском поле как генерал,
рязанские, орловские крестьяне – защитники родной земли, которую испокон веков
они выходили боронить и оборонять…
( 4 группа учащихся рассказывает о Бородинском сражении 1812 г.)
(слайд № 24)
1 ученик:
Мы долго молча отступали,
Досадно было ,боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы ?на зимние квартиры?
Не смеют ,что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
2 ученик:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки-
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Простой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
(слайд № 25)
3 ученик:
Два дня мы были в перестрелке
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
4 ученик:
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
(слайд № 26)
1 ученик:
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двигались, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками.
Драгуны с конскими хвостами.
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
2 ученик:
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рукой бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
(слайд № 27)
3 ученик:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
4 ученик:
Вот смерклось.
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
(слайд № 28)
(Звучит фонограмма песни В. Лебедева-Кумача «Вставай страна огромная»)
(слайд № 29)
3 - й ведущий: (ведущие и группа № 5 читают на фоне Симфонии № 7 Шостаковича)
Неохватно для взгляда поле ратной славы Великой Отечественной. Оно включило в себя степи и горы, пажити и пустоши, лесные чащобы и непроходимую топь полесий. Оно почертило линиями окопов всю европейскую часть страны с севера на юг, от Белого моря до Черного, от Мурманска да Севастополя, от Волги до Ладоги.
Полем славы становились в самую трудную из войн Отечества океаны и моря и небесная синева.
Поле боя, поле славы. Разве перечислить их: и такие, где в смертельной схватке за безымянную высоту, за безвестную деревню, за тысячи разъездов Дубосеково на белорусской, смоленской, подмосковной, курской земле стояли до последнего солдата отделение, взвод, рота. И такие, как Москва, Ленинград, Сталинград, Курская дуга, Киев, Будапешт, Берлин, где сходились дивизии, корпуса, армии и целые фронты, где переиначивался сам ход истории.
(слайд № 30)
4 - й ведущий:
Борис Слуцкий: «был октябрь 1941 г., один из самых тяжелых для Москвы дней октября – 16-е или 17-ое число. Немцы наступали где-то у Можайска. Их еще не удавалось остановить… каждый час тысячи людей уходили на запад, юго-запад, на северо-запад – на фронт. Другие тысячи уходили и уезжали на восток, в эвакуацию. Вот в такой день на улице Герцена я и встретил в последний раз в жизни Колю Майорова. Какой он был тогда – помню: хмурый, лобастый, неторопливый, с медленной доброй усмешкой на губах. «А я вот иду в военкомат, записываться в армию».
(слайд № 31)
1 - й ведущий:
«…Прошла через центр. По-новому увидела и ощутила Красную площадь, Кремль и алое знамя над Кремлем. Не умею, не могу даже определить своих чувств. Слов нет. Жаль, что не знаю музыки… Тысячелетия шли над тобой Москва! Из пожарищ, из моровых язв, голодовок, из хищных лап иноземцев, из кровавых междоусобиц вставала ты, Москва, все более и более красивой, могучей и милой русскому сердцу. Грозовые тучи собираются сейчас на горизонте. Но разве они могут испугать Москву? Москва может сгореть, но Москва, как сказочная птица феникс, вновь возродиться из пепла еще более могучая и прекрасная. Я – москвичка! Москва для меня – родная мать. Она порой бывает сварливой, строгой, требовательной, но всегда была и будет любимой мамой…»
(из дневника Нины Костериной)
( 5 группа учащихся рассказывает о Московской битве 1941 г.)
(слайд № 32, 33)
1 ученик:
Здесь каждый дом стоит как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле,
Как знак, что в этот час родней
С Кремля моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях,
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
А мимо – площади, мосты,
Патрульный на коне…
Оскалясь надолбами, ты
Еще роднее мне.
И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему…
1941 г. (М. Кульчицкий. 1919-1943 гг.)
(слайд № 34)
2 ученик:
Вхожу в Ильинское:
Село, каких в лесах России много.
Тут пролегла моя дорога
И прошлое по ней прошло.
Осенний день.
Тревожный день
Под серым, низким небосводом.
Нам женщины из деревень
Несли в окопы миски с медом.
Но под Москвой
В тот грозный год
Был для солдата горек мед.
И память, словно вестовой,
Меня ведет в тот страшный бой.
Гляжу вперед:
Враги идут,
Асфальт кромсают их подковы.
(слайд № 35)
3 ученик:
Но их в селе курсанты ждут,
Сердца их к подвигу готовы.
Подольские курсанты!
Им
Здесь суждено до смерти драться,
Входить в бессмертье…
Там было каждому по двадцать, Когда и девушкам в любви Не смеют юноши признаться.
Но под осколками в крови
Они на рубеже стояли,
Жгли вражьи танки, умирали -
И за любовь, и за страну,
И за лесную тишину.
Березовая тишина...
(слайд № 36)
2 - й ведущий:
Московская битва делится на два этапа. На первом, с 30 сентября по 5 декабря 1941 г., были проведены оборонительные операции советских войск с целью защиты Москвы и подготовки контрнаступления. На втором этапе, с 5 декабря 1941 г. по 20 апреля 1942 г., советские войска осуществили мощное наступление и нанесли первое в ходе Великой Отечественной войны крупное поражение немецко-фашистским захватчикам.
3 - й ведущий:
В конце ноября - начало декабря 1941 г. - выход фашистских войск к каналу Москва -Волга, в районе Яхромы, им удалось форсировать р. Нара севернее и южнее Наро-Фоминска, подойти к Кашире с юга. На некоторых участках фашисты подошли к Москве на 25-30 км. Большего фашистам сделать не дали. С 5 декабря начинается этап наступления Красной Армии.
В конце ноября в тыловом районе, позади Западного и Брянского фронтов, были сосредоточены свежие дивизии, прибывшие с Дальнего Востока, из Сибири, с Урала.
Г.К. Жуков предложил перейти к контрнаступлению. Свое предложение о контрнаступлении он обосновал так: «Противник истощен. Но если мы сейчас не ликвидируем опасные вражеские вклинения, немцы смогут подкрепить свои войска крупными резервами... и тогда положение может серьезно осложниться».
4 - й ведущий:
В ночь с 5 на 6 декабря - начало контрнаступления советских войск под Москвой. К середине января 1942 г. советские войска освободили 11 тысяч населенных пунктов, ликвидировали опасность окружения Тулы, отбросили врага на 100-250 км от Москвы.
4 ученик:
В дыму пожаров тонет даль седая. Широк великой битвы разворот.
Колонны танков, с флангов наседая,
Неудержимо движутся вперед.
Саперы ищут под хрустящим снегом
Чужих сапер коварные следы.
Из белой рощи конница набегом
Врубается в орущие ряды.
И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы.
Запомни их, товарищ!
Эти люди фашистов отогнали от Москвы.
1 - й ведущий:
Советские войска одержали первую крупную победу над фашистами в ходе Великой Отечественной войны. Был развеян миф о «непобедимости» германской армии. У фашистов была вырвана стратегическая инициатива. Под Москвой окончательно рухнула фашистская стратегия «молниеносной войны».
(слайд № 37)
2 - й ведущий:
Горят в памяти, словно негасимый огонь, даты победных битв. Разбросаны по необъятным просторам Родины овеянные славой поля минувших сражений — Куликовское, Полтавское, Бородинское, Прохоровка...
(слайд № 38)
3 - й ведущий:
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда
Помните!
Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны.
Учитель объявляет минуту молчания.
( Звучит песня к/ф «Офицеры», на фоне которой читаются стихи)
4 - й ведущий:
Позаросли
Травой окопы:
Стирает время
Их с земли.
По странам
Нынешней Европы
Стучат все реже костыли.
Не рвутся бомбы
На дорогах,
Не знают мин
Ее моря.
Но беспокойство и тревога
В нас разрастаются
Не зря.
Мы на земле
Творим и пашем,
Но непокоем
Век объят.
И голоса живых и павших
Гремят о мире,
Как набат.
3. Заключительное слово учителя.
Тебе не раз враги грозили,
Тебя сметали, не смели.
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не смогли.
Тебя топтали – не стоптали,
Тебя сжигали – не сожгли,
Мы все с тобою испытали
И даже больше, чем смогли.
– На этом наш классный час прошу считать оконченным.
( В музыкально-литературной композиции использованы стихи:
-Н. Тихонов «Безграничное снежное поле…»
-«Слово о полку Игореве» в поэтическом переложении В. Жуковского
-К.Рылеев «Дмитрий Донской»
-А.Пушкин «Полтава»
-М.Лермонтов «Бородино»
-В.Гусев «Пою тебя, страна моя!»
-Ю.Воронов «Позаросли травой окопы..»
-Р.Рождественский « Помните! Через века, через года…»
-С.Барец «Подольские курсанты»)
Учитель истории ГБОУ СОШ № 629 Портнова И.В.
|
|
|