КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
Для 5 - 6 класса
Тема: «
Когда в семье лад, не нужен и клад»
Цель: формировать у
детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, ознакомить детей с понятиями «семья», «дом» и «конфликт», со способами разрешения конфликтов;
Задачи:
Воспитывать у детей чувства любви и уважения к близким людям;
Формировать правильное отношение к семье, её членам, их взаимоотношениям;
Развивать сплоченность классного коллектива (при совместной работе).
Материал:
Проектор, экран и компьютер (аппаратура для показа видеоролика);
Ватман с изображением дома (в конце занятия листы (А4) для самостоятельного рисования);
Листы с пословицами и поговорками.
Форма проведения: общение в
виде беседы и дискуссий в классе
Ход занятия
Вводная часть (введение в тему занятия):
Учитель: Здравствуйте ребята, в начале нашего классного часа я предлагаю вам послушать одну замечательную притчу.
Ознакомление детей с притчей
Каков отец, таков и сын
У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчик был совсем мал. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.
Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Изо дня в день она затевала разговор о получении права на собственность, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью.
Через некоторое время невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж
очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.
Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.
Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”.
– “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее.
Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.
Если вы уважаете своих родителей, ваши дети будут уважать вас.
Беседа
Что вы поняли из этой притчи?
Правильно ли сделал мальчик?
Как вы думаете бывают ли в жизни такие ситуации?
Всегда ли относитесь к родителям должным образом?
Какой самый главный вывод можно сделать по этой притче? (Если вы уважаете своих родителей, ваши дети будут уважать вас)
Хорошо надо относиться только к своим родителям? Кто еще входит в семью?
- Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, сестры, братья, дедушки, бабушки, тёти, дяди – ваша семья. Сегодня наш классный час будет называться «
Когдав семье лад, не нужен и клад» так гласит народная мудрость.
Сообщение задач занятия
Сегодня мы поговорим о семье, о ее необходимости, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций с родственниками.
Основная часть (работа над темой занятия):
Определение понятия «семья».
Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «семья»?
(ответы детей)
С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» так объяснил это слово: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».
Учитель: Как вы думаете, зачем человеку семья? Что, кроме родственных связей объединяет людей в семье?
Учитель: В семье тепло, надёжно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Когда вы больны, все домашние внимательны к вам: ставят градусник, дают лекарства, говорят ласковые слова. Какие ласковые слова вам говорят? (Учащиеся приходят к выводу, что членов
семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу)
Учитель: В вожатской песне поется: (фрагмент видеоролика).
Дом, как известно всем давно, – это не стены, не окно,
Даже и стулья со столом – это не дом.
Дом – это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом – это то, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, – это твой дом.
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.
- Как же построить такой Дом, где всегда поймут, где буде спокойно и надежно, где будет жить добро и взаимопонимание? С чего начать?
Упражнение «Мой дом» - дом это… Ученикам предлагается выделить качества, которые должны иметься в доме.
Предлагаю вам поиграть в строителей (
на ватмане или на интерактивной доске нарисован контур дома). Начнем с самого дома.
На кирпичиках напишите, что для вас дом, итак, дом – это:
очаг 5. семья
крепость 6. оберег
забота 7. тепло.
уют 8 Помощь…
Учитель: Но чтобы дом стоял крепко, ему нужен крепкий фундамент. Наш фундамент будет состоять из этических понятий, то есть понятий, которые могут укрепить семейные отношения. Я заложу первый кирпичик. Это «взаимопонимание».
Продолжают дети (возможные варианты ответов: уступчивость, согласие, сотрудничество,
умение слушать и слышать, взаимопомощь, умение делить горести и радости и т.д.).
Учитель: а чтобы никакие беды не постучались к нам в дом нужна надежная крыша. Догадайтесь, что будет служить крышей для нашего дома
?
Как хорошо, что есть такое слово.
Как хорошо, что есть такое чувство.
Не будь его, Земля была бы холодною и грустной.
Не было б любви, семья не смогла бы родиться.
Не было б любви, несчастными были бы люди,
Если бы….. на земле не было любви.
(Это слово Любовь)
Учитель: Ну вот, наш дом построен. Будем надеяться, что фундамент у него получился крепким, а крыша прочной и дом будет стоять вечно.
Я думаю, что все согласны, что семья объединяет людей. Но семьи бывают разные. Есть семьи с папой и с мамой, есть только с мамой или папой. И в каждой такой семье, ребенок – это тот, кого любят. И
даже если его ругают, значит он нужен кому-то (тому, кто его ругает), значит, его любят. И не важно, сколько тебе лет, пока живы твои родители, то ты для них ребенок.
Знакомство с понятием «конфликтная ситуация»
Учитель: Но мы знаем, что в семье бывают конфликтные ситуации.
- А что такое конфликт?
Конфликт – это противоборство, столкновение, серьезное разногласие.
В конфликтной ситуации очень важно понять позицию другого, стать на его место. В конце концов, надо владеть навыками семейной дипломатии.
Давайте попробуем в некоторых ситуациях быть дипломатами, то есть решить проблему без ссор. Разделимся на 2 команды. (Ребята на карточках получают описание конфликтной ситуации)
1 ситуация Папа принес домой отчет о проделанной работе. Щенок, которого вам недавно подарили, добрался до него и поиграл, немного порвал. Папа объявил, что отдаст щенка. Конфликт неизбежен. Найдите решение проблемы и способ помочь папе.
2 ситуация.
Вы получили две «2». А сегодня вас пригласили на вечеринку к другу. Мама, конечно, вас не отпускает. Постарайтесь убедить ее и найдите вместе выход из этой ситуации. (обсуждение в командах, разыгрываем эту ситуацию).
Учитель: Молодцы, вы настоящие дипломаты.
Учитель: Итак, что же такое семья? Что необходимо, чтобы поддерживать хорошие взаимоотношения с родными? Какой главный вывод мы сделали из притчи?
Упражнение «Найди вторую половину»
Учитель: Давайте попробуем составить, пословицы и поговорки, они записаны у меня на листочках, но к каждому началу необходимо найти правильное завершение. Давайте попробуем!
Те счастливы дети, от которых отец и мать будут радость иметь.
Всякий дом хозяином хорош.
Хорошо старому стареть при хороших детях.
Любо малому расти при отце да матери.
Долг сына являть поведеньем своим образец, чтоб все говорили: Счастливый отец!
Будешь почитать отца и мать, узнаешь почёт от своего сына.
За матерью да за отцом и свинка идёт молодцом: да ещё как идёт - кверху нос дерёт.
Ребёнок без матери, что стол без скатерти.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
III. Заключение
Учитель: В завершении нашего классного часа, я хочу вам
предложить построить такой же дом, как у нас на ватмане, для этого я приготовила план дома, кирпичи с качествами вы должны будете нарисовать с родителями, не забудьтпоказе про фундамент и крышу.
Семья играет большую роль в жизни каждого человека. Будут ли теплым и уютным ваш дом также зависит от вас, будут ли вас понимать и поддерживать зависит от того как вы будете относиться к близким и принимать помощь. Учитесь быть дипломатами, учитесь слушать и слышать друг друга. Вы все очень разные, но все хотят любви, понимания, уважения к себе. Дайте это друг другу. Разделяйте и горе и радости, умейте прощать обиды и просто любите друг друга.
Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить.
Если у вас ничего не получается и никого нет рядом чтобы поддержать, не отчаивайтесь, все наладится. (
Показ видеофрагмента: С. Есенин -Родина).
На этом наш классный час закончен. Хорошего всем настроения!