|
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным
Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда.
“Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным”
Сенека
Гудкова Нина Федоровна учитель экономики лицея № 590
Липнякова Ольга Алексеевна педагог-психолог лицея № 590
Безногова Тамара Васильевна социальный педагог лицея № 590
Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее.
Вопрос «Кем я буду? Чем я буду заниматься?» задает себе каждый подросток. И от того как правильно будет найден ответ на этот вопрос зависит его будущее. И здесь самое главное - правильно сориентироваться, сделать тот выбор, который соответствовал интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - начало всего: пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Весь комплекс включает 2 групповых занятия: проведение социально - психологической игры « Я - выбираю, мы - выбираем» и проектную деятельность на тему рынка труда.
Главная цель всех занятий:
Расширение у участников знаний о мире профессионального труда, актуализация имеющихся знаний о профессии, формирование установки на преемственность в работе; развитие системности мышления.
Задачи:
Закрепить знания учащихся о типах темперамента;
Учиться соотносить личностные особенности с профессиональной деятельностью;
Учиться соотносить социальные потребности учащихся и возможности современного рынка труда;
Расширять знании учащихся о мире профессий о их особенностях о качествах личности необходимых определенному типу профессий;
-
Формировать умение работать в группе, делать аргументированный выбор обобщать результаты и делать выводы осуществлять самоанализ;
Развивать творчество коммуникативные способности умение слышать и слушать.
Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает конкуренцию на рынке труда. Выигрывает самый знающий, способный, умеющий, одним словом лучший. Чем быстрее ребята определяться с выбором профессии, тем больше у них будет времени и возможности для целенаправленного саморазвития и подготовки. Выбор профессии зависит от очень многих факторов: от возможности каждого (у каждого из нас разный характер, темперамент и т.п.), от предпочтений, интересов (мне это нравится, интересно), от возможностей родителей, от востребованости на рынке труда, от требований профессии к личности соискателя. Ребятам предлагается, работая в группах определить какие же требования профессии того или иного типа предъявляют к личности.
Такая системная работа требует совместных усилий учителя экономики Гудковой Н.Ф, психолога лицея Липняковой О.А. и социального педагога Безноговой Т.В.
Для проведения занятий мы использовали уже имеющийся в психологии опыт по данным вопросам.
На первом занятии учащиеся определяли с помощью диагностического материала особенности своей личности.
С помощью методики Г.Ю. Айзенга определялся тип темперамента участника. Дети познакомились с теоретическими положениями о таких понятиях как характер, темперамент. Каждый смог определить, к какому типу темперамента он относится. Учащиеся получили знания о том, как темперамент влияет на тот или иной выбор профессии. Учащиеся, у которых возникли какие-либо проблемы, получили индивидуальные консультации у психолога лицея.
На втором занятии учащиеся, выполняя тест «Карты интересов» выбирали для себя в какой из сфер деятельности им интересно заниматься. На этом занятии они получили теоретические знания о сферах деятельности, определили для себя, в каких областях знаний они проявляют наибольший интерес. Также полученные результаты были важны и с точки зрения комплектования будущих десятых классов лицея.
После этих занятий учащиеся имели представление о своих личностных особенностях, о своих профессиональных интересах и склонностях. Большинство ребят прошли индивидуальные консультации со школьным психологом. Кому было трудно определиться, обращался за помощью к социальному педагогу Безноговой Т.В., которая также провела работу по профессиональной ориентации с наиболее сложными учащимися.
Социально - психологическая игра “Я выбираю, ты выбираешь”
Все учащиеся собираются в актовом зале, в котором подготовлены рабочие места для работы шести групп.
На столах ручки, бумага, листы ватмана, таблички с названием типов профессий.
Учащиеся входят в зал под музыку. Ребятам предлагается перед началом работы немного поиграть.
Учащиеся встают в два круга, внешний и внутренний, игра “пожелание доброго дня”. Двигается внешний круг, внутренний стоит на месте, по сигналу дети внешнего круга делают шаг влево и меняются партнерами, приветствуя друг друга.
После приветствия участникам предлагается разделиться на шесть команд: ребята делятся по результатам предварительного тестирования, сообразно типам профессий (человек - человек (делится на типы: человек, который руководит людьми; человек, который работает с людьми); человек - техника; человек - знаковая система; человек - природа; человек - художественный образ).
Работа в группах
(ведущий в каждой группе взрослый или учащийся старших классов).
Задача ведущего помочь учащимся организовать работу. Работа начинается со знакомства группы, представления ведущего, проводится инструктаж.
1 этап
Ребята определяют, какие профессии относятся к данному типу (например: человек-человек). Работа групповая, ведущий записывает профессии предложенные учащимися на ватмане.
2 этап
Требования, предъявляемые данной профессией к соискателю. Сначала организуется, индивидуальная работа учащихся (прим. 3мин.) Они записывают своё мнение, затем высказывают его. Ведущий ведет запись на ватмане, (требования, которые высказываются 2 или 3 раза отмечаются специальным знаком и повторно не записываются). Затем все вместе выбирают наиболее значимые требования, ранжируя их.
3 этап
Организация работы в малых группах (2 чел.).
Задание: записать качества личности, которыми должны обладать люди данных профессий (прим. 5мин.). Выступление от групп. Выработка обобщенного мнения, оформление.
4 этап
Индивидуальная работа с карточками (см. приложение 1).
Ребятам предлагается ответить на вопрос, какие качества личности, перечисленные на карточке, есть у них, проранжировать. Очень важно подчеркнуть учащимся, что совсем не обязательно использовать все предложенные варианты. При ранжировке посоветуйте учащимся использовать систему точек: одну, две или три.
Далее ребятам предлагается в следующей графе, отметить над какими качествами личности им необходимо поработать. Чтобы легче было достичь желаемой цели.
Мы переходим к завершающему этапу нашего 4 задания. У ребят осталась последняя незаполненная графа. Необходимо посмотреть еще раз на те качества личности, над которыми, по их мнению, им необходимо поработать. Подумайте, как это можно сделать и запишите. Через некоторое время ведущий объявляет, что карточки, с которыми учащиеся только что работали сдавать не надо. У них будет возможность дома, в удобное для них время, подумать над этим вопросом, может еще не один раз.
Чтобы мечта стала реальностью необходимо обязательно делать шаги к ее осуществлению.
5 этап
Работа в группах: обсуждение плана выступления.
Учащимся предлагается в конце работы подготовить краткое выступление по плану: какие профессии относятся к данному типу, требования профессии к соискателю, какими качествами личности должны обладать люди данных профессий.
6 этап
Выступления групп. При выступлениях используем подготовленные во время работы плакаты.
7 этап
Ведущие групп подводят итоги работы всех участников своей группы. Ребятам предлагается оценить работу каждого участника команды от 1 до 10 баллов.
8 этап
Затем всем группам предлагается принять участие в творческом конкурсе:
1 вариант: придумать костюм для данного типа профессий,
2 вариант: создать дружеский шарж или коллаж на представителя данной профессии.
Выступление групп.
Отмечается артистизм, творчество, юмор.
Рефлексия занятий
“Человек, не желающий остаться без работы, должен твердо усвоить, что не следует в юности терять время на безделье. Именно в познании и самосовершенствовании смысл всей жизни!!!”.
В представленных занятиях мы не претендовали на полноту раскрытия рассматриваемой темы. Нас больше интересовала практическая сторона данной проблемы. Очень хотелось подкрепить её наглядными примерами и дать толчок импульс, побуждающий ребенка к размышлению.
Мы хотели показать, что речь идет о неизмеримо широкой области, в которую можно окунуться, но невозможно объять полностью - настолько неисчерпаема она в своем многообразии. Помочь учащимся разобраться в этом многообразии, а тем самым и раскрыть личные возможности - вот главная цель педагогов, которые подготовили и провели данные занятия.
|
|
|