|
Природа в опасности! Охрана природы
Тема: Природа в опасности! Охрана природы
Цель: познакомить с влиянием человека на природу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)
1) Приведи примеры экологических связей: Живое - неживое, природа - человек.
2) Приведи примеры экологических связей: Неживое - живое, растение - животное.
3) Подчеркни, что составляет окружающую среду лося. Почва, река, береза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц.
2. Фронтальный опрос
— Что такое окружающая среда?
— Что изучает наука экология?
— Какие книги по экологии вы нашли?
III. Самоопределение к деятельности
— Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке?.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Природа в опасности!
Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.
— Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой?
— Если умрет природа, что будет на Земле?
— Прочитайте в учебнике на с. 29 текст «О маленьких ранах...».
— Что такое маленькая рана у природы?
— Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.
— Прочитайте на с. 29 текст «О ранах больших».
— Что такое большая рана?
— Приведите примеры больших ран природы.
— Почему загрязняются воздух и реки, исчезают растения и животные? (Это связано с деятельностью человека.)
Сейчас я расскажу вам одну историю.
Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:
— Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...
— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.
(Учитель по ходу рассказа выставляет на доску рисунки, фотографии цветов.)
— Объясните, почему сердится учительница. (Ответы учащихся.) Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всякий сорвет.
Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
— А ромашку рвать можно? — спросила одна девочка.
— Как бы вы ответили на вопрос девочки?
— Какой цветок вы бы выбрали — большой и яркий или маленький и чахлый? (Ответы учащихся.)
Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим.
— О какой ране природы - большой или маленькой - я вам рассказала?
— Почему нельзя рвать полевые цветы?
— Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы? (Вырастить их в саду, нарисовать рисунок, сфотографировать и т. д.)
— Прочитайте в учебнике на с. 30—31 о животных, которые исчезли навсегда.
— Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские коровы, странствующие голуби.)
— Назовите еще каких-либо исчезнувших животных. (Дронт, стеллеров баклан.)
— По чьей вине исчезают растения и животные?
Работа в группах
— Работая в группах, составьте правила поведения на природе. (Учащиеся выполняют задание.)
— Прочитайте правила, которые вы составили. (Ученики зачитывают правила.)
— Ребята, все запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?
Охрана воды
Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой - речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды — вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака?
Ниже по течению построили еще один завод — резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог.
Еще дальше вырос на берегу третий завод — ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой, пестрее самого пестрого ситца.
Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной - Разноцветной. Была многоводной - стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить!
Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, все разузнал и очень рассердился. Заводы - это, говорит, хорошо, но про людей и окружающую их природу тоже нельзя забывать.
— Как вы думаете, что предложил сделать санитарный врач? (Поставить водоочистительные сооружения. Пусть вода в них очищается и снова поступает на заводы.)
— Чему еще угрожает опасность? (Почве, воздуху.)
Охрана природы
— Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу.
— Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31—32.
— Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?
— Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки.)
— Что такое заповедник? (Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.)
- Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, воды, почва, минеральные источники, горные породы.)
— Что такое национальный парк? (Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.)
Существуют еще охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5—10 лет).
(Учитель записывает на доске.)
Заповедники, национальные парки, заказники.
Красная книга
- Что вы знаете о Красной книге?
Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России». Ее обложка красного цвета, и выбран он не случайно. Ведь красный цвет - светофор тому пример - сигнал тревоги, опасности.
Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им!
Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды... Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану.
В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.
В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы — разноцветные: черные, красные, желтые, белые, серые, зеленые.
На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых — о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых — о редких видах животных и растений, на серых — о мало изученных животных и растениях, на зеленых — о животных и растениях, которые удалось спасти.
Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка — зубра. К 1927 г. во всем мире было всего 48 зубров, да и те жили не на воле, а в зоопарках разных стран. Зато сейчас в лесах одной только нашей страны бродит больше тысячи этих могучих косматых великанов. А все потому, что зубры уже давным-давно находятся под охраной. На них не разрешают охотиться. Работники заповедников следят за здоровьем каждого животного, подкармливают в голодную зиму сеном.
Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу XX в. беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу — реки, озера, леса. Заботимся о чистоте поды — ведь нам ее пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.
Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнездами - можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя! Наблюдать за муравейником - можно! А разрушать его - нельзя! От муравьев для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных — можно. Л делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!
— Расскажите, что еще можно делать в природе, а чего нельзя.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 10).
— Прочитайте задание.
— Какое влияние на природу может оказывать человек? (Отрицательное и положительное.)
— Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
№2 (с. 11).
— Прочитайте задание. Выполните его.
— Напишите, как еще называются охраняемые территории. (Заказники.)
№4 (с. 12).
— Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
Работа в парах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.
— Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины - словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
Домашнее задание
|
|
|