|
Классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними
Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.
В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Только за последние пять лет возраст начала потребления наркотических средств в России снизился с 17 до 14,5 лет, а злоупотребления алкоголем – до 11 лет. На педагогов возлагается наиболее трудная и ответственная миссия – профилактика злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами у несовершеннолетних.
Причина особой остроты проблемы употребления алкоголя и ПАВ несовершеннолетними заключается в том, что психика и личность подростка менее устойчива к различным воздействиям. Поэтому более легко возникают разнообразные нарушения психологического и социального развития, психические расстройства.
Дети – это наше будущее, и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и ПАВ. Надо убедить детей, уберечь их от пагубного влияния вредных привычек.
Задачи профилактической работы с подростками в школе заключаются в следующем:
- дать учащимся объективную информацию о действии химических веществ на организм;
- сориентировать их на способность сделать свой собственный выбор;
- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;
- сформировать рефлексивную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
Профилактическая работа по употреблению алкоголя и ПАВ может включать в себя три компонента:
1. Образовательный компонент - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития заболевания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость; помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
Цели: научить ребенка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ; формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.
2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.
Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.
Профилактические мероприятия должны быть направлены на развитие умения делать самостоятельный выбор и находить такие формы поведения, которые дают возможность эффективно преодолевать жизненные трудности без употребления алкоголя и ПАВ.
Я являюсь классным руководителем 9б класса. Профилактика употребления алкоголя и других наркотических веществ несовершеннолетними в школе может быть эффективной тогда, когда она осуществляется комплексно и системно. Поэтому с 5-го класса я систематически провожу такого рода профилактические мероприятия.
Если дети будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять алкоголь и ПАВ. В начале учебного года я провожу работу с детьми и их родителями по вовлечению детей в спортивные секции и кружки, функционирующие в школе и в городе. В начале года почти все учащиеся посещают те или иные кружки и секции, затем интерес нередко пропадает. Учащиеся, в лучшем случае, меняют кружок на другой или совсем перестают его посещать. Это связано с неустойчивостью и поверхностью интересов наших детей. Привлекаю учащихся к активному участию в «днях Здоровья», различных спортивных соревнованиях на школьном и городском уровнях. Большое внимание уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.
Тематика классных часов и бесед
Полезны ли полезные привычки?
Учись говорить «нет».
Как возникает зависимость человека от психоактивных веществ?
Влияние табака, алкоголя и наркотиков на организм человека.
Последствия употребления психоактивных веществ.
Курить или жить?
Безвреден ли алкоголь?
Почему первый раз наркотик предлагают бесплатно?
Почему так трудно отказаться от наркотиков?
Заблуждения о безвредности табака, алкоголя и наркотиков.
Наркотики и закон.
Коварная ловушка
Пивной плен
В прошлом уч.году наши дети участвовали в проекте «Скажи мне кто твой друг?», направленном на выработку умений выбирать себе друзей по интересам, отказаться от предложения попробовать алкоголь или другой наркотик, правильно организовать свой досуг. В рамках этого проекта были проведены различные занятия, психологические тренинги, экскурсии. Дети посетили воспитательную колонию в п. Высокая гора, где узнали, за какие правонарушения попадают сюда несовершеннолетние, познакомились с условиями содержания осужденных, организацией участия в учебном процессе, повседневного быта и отдыха. Посещение исправительных учреждений является ярким примером того, каким не должно быть будущее каждого из них. Кроме того, провожу индивидуальные беседы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания. Это дети или их семьи ,состоящие на учете в ПДН или КДН и ЗН. Вызов учащихся на ШСПП – также одна из форм работы кл. рук-ля по профилактике нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;
-невыполнение родителями и опекунами своих обязанностей;
В работе по данному направлению сотрудничаем со специалистами: посещаем встречи с детским врачом- наркологом, сотрудниками полиции. Недавно такая встреча состоялась в ЦРДИ. Психологом проводится анкетирование на предмет употребления алкоголя и ПАВ. Обработанные данные доводятся до сведения родителей, учитываются мной при составлении плана ВР. Считаю, что профилактической работой будет являться и приобщение учащихся к миру прекрасного, к духовной культуре. Этой работе уделяю особое внимание в каникулярное время. Со своими учащимися я посетила Воскресенский собор, Музей Русского Патриаршества, музей горного дела и спелеологии, историко- художественный музей с целью расширения кругозора детей, пробуждения интереса к истории, воспитания любви к родному краю, его прошлому и людям, заботящимся о его процветании.
Профилактическая деятельность в образовательном учреждении, даже осуществляемая высокими профессионалами с помощью новейших технологий, будет абсолютно неэффективна, если в нее, помимо самих несовершеннолетних, не будут включены родители. Родители осуществляют необходимое профилактическое воздействие на детей за пределами образовательного учреждения. Результат появится в том случае, если и педагоги и родители будут действовать одновременно, достигая единые цели.
Основными формами взаимодействия между педагогом и родителем являются родительское собрание, индивидуальная беседа, посещение семей на дому, рейд в семьи «Родительский патруль». Привлечь родительскую аудиторию в русло профилактической деятельности можно, лишь обратившись к волнующим их вопросам, дав необходимые знания и навыки профилактической деятельности. На родительских собраниях провожу беседы и выступаю с «мини-лекциями» по следующим темам:
Физкультура и спорт в жизни школьника.
Карманные деньги: за и против.
Компьютер в жизни школьника. «За» и «против».
Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять.
Увлечения и интересы ребёнка.
Подростковая депрессия. Суицид.
Подростковый возраст: риск первой пробы.
Как научить сына или дочь говорить «нет».
Семья – здоровый стиль жизни.
Весь комплекс мероприятий помогает ребёнку осознать, что он сам несет ответственность за путь, по которому идет, путь, ведущий к здоровью или болезни. Каждый человек может раскрыть и развить в себе безграничные возможности получения радости и удовольствия без употребления алкоголя и психоактивных веществ. Нужно только иметь желание вести здоровый образ жизни и обучиться навыкам, способствующим достижению здоровья.
Литература:
1.Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 19 Леонтьев, А. Н.
2. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983.
3.Школа без наркотиков. Книга для педагогв и родителей // Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой – СПб., 2001.
4.Факторы риска и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних/Под ред. Л. М. Шипицыной; - Мин-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
5.Созависимость: характеристики и практика преодоления: Методическое пособие / Авт-сост. Н. В. Шокурова. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2005.
6.«Спутник классного руководителя», М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 г.
7.Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко «Справочник классного руководителя», М.: ВАКО, 2009 г.
8.Алоева М. А. «Классные часы в 5 – 7 классах», Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г.
|
|
|