|
Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с онр
Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР.
Учитель-логопед ГБОУ г. Москвы
детский сад комбинированного вида №1033
Сухарева Н.Н.
Обучение элементарным навыкам чтения и письма составляет специфическую и весьма сложную задачу в обучение детей с ОНР, в связи с имеющимися у них речевыми недостатками.
Грамотное письмо и хорошие навыки чтения зависят от благополучного состояния всех компонентов речи: уровня фонематического восприятия, сформированной слоговой структуры, чистого звукопроизношения, сформированного лексико-грамматического строя речи и связной речи в целом. Также большую роль, играет уровень сформированности зрительно-пространственной ориентации и мелкой моторики.
Поэтому, своевременная коррекционная работа помогает детям с ОНР сформировать базу для овладения школьными знаниями, скорректировать и предупредить ошибки чтения и письма (дисграфию и дислексию).
Основой планирования проводимой мной коррекционной работы по данному направлению, является современная система обучения детей с ОНР, которая базируется на аналитико-синтетическом методе, при котором, ведущая роль при формировании элементарных навыков чтения и письма, отводится формированию фонематического восприятия, навыкам звукового анализа и синтеза, а также учет современных задач логопедической коррекции, направленных на развитие исследовательских навыков и детской инициативы, которые заключаются в:
поддержке детской инициативы при исправлении речевых нарушений;
-
формировании активного отношения и интереса к звучащей речи;
развитии у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.
Весь материал подбирается с учетом концентрического принципа. При таком подходе один и тот же учебный материал изучается последовательно несколько раз, но каждый новый раз с нарастающей глубиной охвата изучаемого материала.
Организуя учебно-коррекционный процесс с детьми среднего возраста, я использую технологию Т.А.Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте». Особенностью данной методики заключается в том, что в процессе обучения дети знакомятся не с буквой, а с символом замещающим её. Как показывает практика, это значительно облегчает процесс запоминания, т.к. символы логически связаны со звуковым аналогом, вызывая прямую ассоциацию со звуком.
Свою работу по данному направлению я начинаю с подготовительного этапа, задачей которого является развитие слухового внимания, восприятия и памяти на базе неречевых звуков; формирование умения различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру; различение слов близких по звуковому составу; дифференциация слогов и фонем. Также проводится уточнение произношения звуков, которые в дальнейшем, изучаются на фронтальных занятиях, т.к. речевой материал фонетических занятий должен включать в себя только правильно произносимые детьми звуки. Такая работа проводится на индивидуальных логопедических занятиях, позволяя достичь достаточного уровня фонетико-фонематической готовности к фронтальному обучению.
Целью фронтальных занятий по обучению грамоте детей среднего возраста является:
- знакомство с понятиями «слово», «звук»;
-формирование образной аналогии между артикуляцией и зрительным символом при знакомстве с гласными( гласные первого ряда);
-формирование звуковых аналогий между звуком и символом при знакомстве с согласными (согласные раннего онтогенеза);
-формирование элементарного звукового анализа(умение выделять на слух и произвольно звук в начале и конце слова; синтез двух звуков и односложных слов; умение подбирать слова на заданный звук с наглядной опорой и без нее).
Цель занятий по обучению грамоте в старшей группе является формирование послогового чтения и навыка печатания , которые формируются в процессе решения следующих задач:
-закрепление понятий «слово», «звук»;
-формирование понятий: «предложение», «слог», «гласный звук , « согласный
звук», «твердый-мягкий звук», «звонкий-глухой звук»;
-формирование слогового анализа;
-формирование навыка звукобуквенного анализа (место звука в слове (начало,
середина, конец); анализ и синтез слогов, односложных и двухсложных
слов);
-знакомство со зрительным образом звука - буквой;
-развитие графомоторных навыков;
-знакомство с правилами правописания предложения.
В подготовительной к школе группе на базе имеющихся знаний, умений и навыков, которые постоянно совершенствуются и уточняются, формируется осознанное чтение и письмо. Целью занятий по обучению грамоте на данном возрастном этапе является:
-дифференциация звуков схожих по артикуляционным и акустическим признакам;
-слоговой анализ (формирование представления о слогообразующей функции гласных);
-звукобуквенный анализ;
-формирование понятий «ударение», «ударный слог»;
-знакомство с основными способами выражения мягкости согласных;
-знакомство с правилами правописания: ШИ, ЖИ , ЧА ,ЩА , сомнительных
согласных в конце слова , правописание имен людей и кличек животных ;
-закрепление правил правописания предложения;
-развитие графомоторных навыков.
|
|
|