Главная страница

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с онр


Скачать 37.95 Kb.
Название Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с онр
Дата 27.02.2016
Размер 37.95 Kb.
Тип Документы

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР.

Учитель-логопед ГБОУ г. Москвы

детский сад комбинированного вида №1033

Сухарева Н.Н.

Обучение элементарным навыкам чтения и письма составляет специфическую и весьма сложную задачу в обучение детей с ОНР, в связи с имеющимися у них речевыми недостатками.

Грамотное письмо и хорошие навыки чтения зависят от благополучного состояния всех компонентов речи: уровня фонематического восприятия, сформированной слоговой структуры, чистого звукопроизношения, сформированного лексико-грамматического строя речи и связной речи в целом. Также большую роль, играет уровень сформированности зрительно-пространственной ориентации и мелкой моторики.

Поэтому, своевременная коррекционная работа помогает детям с ОНР сформировать базу для овладения школьными знаниями, скорректировать и предупредить ошибки чтения и письма (дисграфию и дислексию).

Основой планирования проводимой мной коррекционной работы по данному направлению, является современная система обучения детей с ОНР, которая базируется на аналитико-синтетическом методе, при котором, ведущая роль при формировании элементарных навыков чтения и письма, отводится формированию фонематического восприятия, навыкам звукового анализа и синтеза, а также учет современных задач логопедической коррекции, направленных на развитие исследовательских навыков и детской инициативы, которые заключаются в:

  • поддержке детской инициативы при исправлении речевых нарушений;

  • формировании активного отношения и интереса к звучащей речи;

  • развитии у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

Весь материал подбирается с учетом концентрического принципа. При таком подходе один и тот же учебный материал изучается последовательно несколько раз, но каждый новый раз с нарастающей глубиной охвата изучаемого материала.

Организуя учебно-коррекционный процесс с детьми среднего возраста, я использую технологию Т.А.Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте». Особенностью данной методики заключается в том, что в процессе обучения дети знакомятся не с буквой, а с символом замещающим её. Как показывает практика, это значительно облегчает процесс запоминания, т.к. символы логически связаны со звуковым аналогом, вызывая прямую ассоциацию со звуком.

Свою работу по данному направлению я начинаю с подготовительного этапа, задачей которого является развитие слухового внимания, восприятия и памяти на базе неречевых звуков; формирование умения различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру; различение слов близких по звуковому составу; дифференциация слогов и фонем. Также проводится уточнение произношения звуков, которые в дальнейшем, изучаются на фронтальных занятиях, т.к. речевой материал фонетических занятий должен включать в себя только правильно произносимые детьми звуки. Такая работа проводится на индивидуальных логопедических занятиях, позволяя достичь достаточного уровня фонетико-фонематической готовности к фронтальному обучению.

Целью фронтальных занятий по обучению грамоте детей среднего возраста является:

- знакомство с понятиями «слово», «звук»;

-формирование образной аналогии между артикуляцией и зрительным символом при знакомстве с гласными( гласные первого ряда);

-формирование звуковых аналогий между звуком и символом при знакомстве с согласными (согласные раннего онтогенеза);

-формирование элементарного звукового анализа(умение выделять на слух и произвольно звук в начале и конце слова; синтез двух звуков и односложных слов; умение подбирать слова на заданный звук с наглядной опорой и без нее).

Цель занятий по обучению грамоте в старшей группе является формирование послогового чтения и навыка печатания , которые формируются в процессе решения следующих задач:

-закрепление понятий «слово», «звук»;

-формирование понятий: «предложение», «слог», «гласный звук , « согласный

звук», «твердый-мягкий звук», «звонкий-глухой звук»;

-формирование слогового анализа;

-формирование навыка звукобуквенного анализа (место звука в слове (начало,

середина, конец); анализ и синтез слогов, односложных и двухсложных

слов);

-знакомство со зрительным образом звука - буквой;

-развитие графомоторных навыков;

-знакомство с правилами правописания предложения.

В подготовительной к школе группе на базе имеющихся знаний, умений и навыков, которые постоянно совершенствуются и уточняются, формируется осознанное чтение и письмо. Целью занятий по обучению грамоте на данном возрастном этапе является:

-дифференциация звуков схожих по артикуляционным и акустическим признакам;

-слоговой анализ (формирование представления о слогообразующей функции гласных);

-звукобуквенный анализ;

-формирование понятий «ударение», «ударный слог»;

-знакомство с основными способами выражения мягкости согласных;

-знакомство с правилами правописания: ШИ, ЖИ , ЧА ,ЩА , сомнительных

согласных в конце слова , правописание имен людей и кличек животных ;

-закрепление правил правописания предложения;

-развитие графомоторных навыков.