|
Алферова Ольга Николаевна, воспитатель город Армавир 2014 год Актуальность: Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово детская литература
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21
Проект
«Нас учит говорить фольклор»
Развитие речи детей раннего возраста средствами малого
русского фольклора
Алферова Ольга Николаевна, воспитатель
город Армавир
2014 год
Актуальность:
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Проблема:
Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является познавательно-речевое развитие воспитанников, это требует от коллектива углубленной работы по речевому развитию воспитанников. Начинать эту работу необходимо именно в раннем возрасте. Учеными и исследователями уже давно доказано, что то, что упущено в раннем детстве, наверстать впоследствии очень трудно. Это относится и к развитию речи. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие в этот периоде связано с повышением интереса ребенка к окружающему миру, активной предметной деятельностью. Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания. Формирование активного словаря важно и для психического развития малыша, оно свидетельствует о переходе на другую возрастную ступень – от младенчества к раннему возрасту. Педагогам дошкольных учреждений и родителям важно оказать ребенку своевременную действенную помощь в овладении первоначальными навыками общения. Однако ежегодный мониторинг речевого развития воспитанников, поступающих в нашу группу, показывает явное отставание от нормативных показателей речевого развития, так например в 2013-2014 учебном году из детей поступивших в первую младшую группу только 21 % детей при общении с взрослыми пользуются предложениями. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 15 % детей. Длительное время работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, определить уровень речевого развития. Устное народное творчество обладает большими возможностями, поэтому я решила использовать фольклор для развития речи детей. Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Анкетирование родителей по данной теме показало следующее:
большинство родителей моих воспитанников отдают приоритет интеллектуальному развитие – 53% родителей; ,художественно – эстетическое - 21%; физическое – 26% , и не считает нужным знакомить детей с произведениями русского народного творчества,
-
многие из них не знают содержания произведений данного цикла, использовали произведения народного творчества только в период раннего детства - 68% родителей, 19% - продолжают использовать в настоящее время, 13% родителей не знакомили и не читают в настоящее время ребенку произведения устного народного творчества. Таким образом, я выяснила, что работа по использованию фольклорных произведений с детьми раннего возраста в семье организована недостаточно. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько наиболее распространенных потешек "Сорока - белобока...".»Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи. Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей в вопросах познавательного – речевого развития детей раннего возраста через знакомство с произведениями русского народного творчества. Еще одна проблема, о которой, тоже необходимо сказать - это недостаточная обеспеченность педагогов групп раннего возраста дошкольных образовательных учреждений, комплексными методиками развития речи детей средствами русского фольклора.
Для решения задач речевого развития мы разработали проект «Нас учит говорить фольклор»
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм
Задачи:
Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
-
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития
посредством активного использование произведений русского народного творчества
через организацию совместных мероприятий в семейных клубах
Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, интереса к фольклорным произведениям
-
Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов
Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в образовательные области «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество».
Вид (тип) проекта:
Ролево-игровой
Сроки реализации:
Долгосрочный, учебный год
Участники проекта:
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Необходимые материалы:
Фольклорный материал
|
Задачи
|
Совместная деятельность взрослого и детей
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
Потешки.
«Овощи мама в кастрюле варила», «Ай, лады, лады», «Ой, люли, люли, люли,»
|
1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
|
1. Использование потешки
2.Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады»
3. Физкультминутка
4. Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
5. Показ театров с использованием русских народных персонажей .
6.Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.
|
1. Исполнение потешек во время режимных моментов.
2. Игры по содержанию потешек.
3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
|
Колыбельные.
«Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки-баюшки».
|
1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.
|
1. Игра-инсценировка «Уложим Алёнушку спать».
2. Беседа о колыбельной песне.
3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
|
1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».
3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном.
|
Пальчиковые игры.
«Пальчик – мальчик…»,
«Моя семья», «Этот пальчик — дедушка».
|
1.Познакомить детей с пальчиковыми играми.
2. Обогащать словарный запас: папенька, щи,
маменька.
3. Развивать мелкую моторику пальцев
|
1.Выполнение действий согласно тексту.
2. Игры-инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.
|
1.Рассматривание картинок с изображением персонажей «Моя семья».
|
Фольклорные произведения
|
Задачи
|
Совместная деятельность взрослого и детей
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
Русские народные сказки.
«Теремок», «Репка», «Колобок».
|
1. Воспитывать любовь к художественной литературе.
2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.
|
1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»
2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок» с использованием театральных кукол бибабо.
|
1.Чтение сказок.
2.Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.
|
Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…».
|
1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.
2. Учить детей отгадывать загадки.
|
1. Использование загадок .
2. Разгадывание загадок по описанию.
|
1.Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
2.Рассматривание домашних животных на «русском подворье»
|
Потешки. «Вышел козлик погулять»,
«Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…»
|
1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.
3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок)
|
1. Беседа о потешках
2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)
3.Физкультминутка.
4.Создание мини -книжки по любой потешке всей семьёй.
5. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши».
|
1. Дидактическая игра «Чьи детки».
2. Использование потешек в режимных моментах.
|
Фольклорные произведения
|
Задачи
|
Совместная деятельность взрослого и детей
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга».
|
1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
|
1. Беседа о закличках
2. Совместная аппликация по закличке «Дождик, дождик..»
3. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».
4. Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах.
|
1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
2. Игра «Солнечный зайчик».
3. Рисование на песке дождика.
4. Рисование дождика на манке пальчиками.
|
Поговорки
«Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет».
|
1. Познакомить детей с поговорками.
|
Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.
|
1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.
|
Потешки
«Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…»
|
1.Познакомить с новыми потешками.
2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
|
1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая» «В гостях у бабушки Матрены».
2.Рисование весенней лужайки (коллективная работа).
3. Хоровод "Весняночка".
4. Подвижная игра «Яры Пчёлушки».
|
1.Исполнение потешек на прогулке.
2.Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!».
|
Ожидаемые результаты:
Мероприятия
|
Ожидаемый результат
|
|
|
Анкетирование родителей «Как мы развиваем речь ребенка дома»
|
Выявление практических и теоретических умений родителей по развитию речи ребенка, как средства общения.
Определение наиболее интересных методов формирования речевой активности в домашних условиях. Выяснить, насколько активно применяют родители малые фольклорные формы.
|
|
|
Подбор произведений русского фольклора для использования в совместной образовательной дятельности: НОД, режимных моментах, прогулках и т.д.
|
Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста.
|
|
|
Анализ комплексно-тематического планирования по программе Е. Вераксы «От рождения до школы», с целью выявления возможности интеграции произведений малого русского фольклора в НОД.
|
Корректировка комплексно –тематического планирования, интеграция произведений фольклора в НОД.
|
|
|
Родительское собрание:
«Как развивать речь ребенка в раннем возрасте»:
консультации специалистов ДОУ - учителя - логопеда, педагога-психолога, врача-педиатра.
|
Составление памяток для родителей «Показатели развития речи ребенка третьего года жизни»
Оформление буклетов «Речь и движение».
|
|
|
Диагностика речевого развития воспитанников
|
Подбор диагностических методик
|
|
|
Модернизация предметно-развивающей среды согласно ФГОС ДО.
|
Подбор оборудования и материала согласно изучению лексической темы.
|
|
|
Занятия в семейном клубе «Мамина школа»
Детско-родительское занятие «Петушок»
|
Знакомство родителей с произведениями русского фольклора с цель последующего использования в домашних условиях
|
|
|
Оформление передвижной библиотеки для родителей «Учите ребенка говорить»
|
Подбор книг, иллюстраций к произведениям малого фольклорного жанра
|
|
|
Занятие в семейном клубе «Мамина школа»
Видеосюжет «Калейдоскоп наших игр и занятий»
|
Знакомство с положительным опытом семейного воспитания по теме речевого развития.
|
|
|
Оформление папки-раскладки для родителей «Развивая движения - развиваем речь»
|
Подгрупповые практические уроки по обучению родителей приемам работы
|
|
|
Занятия в семейном клубе «Мамина школа»
|
Мастер- класс учителя-логопеда. «Логоритмические упражнения в развитии речи ребенка»
|
|
|
Детско – родительское занятие «Волшебная палочка» Цель: показать родителям взаимосвязь движений и речи в развитии ребенка раннего возраста, познакомить с подвижными играми для детей раннего возраста.
|
Разработка буклета для родителей «Рука развивает мозг». Пальчиковые игры по произведениям малого русского фольклора.
|
|
|
Акция «Подари ребенку книгу»
|
Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам.
|
|
|
Итоговое детско-родительское мероприятие с элементами русского фольклора «В гости к бабушке Матрене»
|
Продемонстрировать родителям достижения и успехи детей в речевом развитии.
|
|
|
Итоговый мониторинг:
*диагностика речевого развития воспитанников,
*диагностика умственного развития детей
*анкетирование родителей по проблеме
|
Разработаны диагностические методики.
|
|
|
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта
|
Мероприятия
|
Участники
|
Подготовительный этап (сентябрь 2014)
|
Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. Организация игрового взаимодействия.
|
Воспитатели
|
Основной этап (октябрь 2014 - апрель 2015)
|
- Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
- Динамика речи воспитанников на начало года.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора.
- Чтение и рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном.
- Совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
- Показ театров с использованием русских народных персонажей.
- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
|
Воспитатели, воспитанники
|
|
- Выступление на педагогическом совете.
- Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.
- Подбор материала в соответствии с тематическим планированием.
- Консультация для родителей и педагогов учителя - логопеда «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».
Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
|
Педагоги, специалисты
|
|
- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с различными жанрами фольклора.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
- Выпуск буклета для родителей «Потешки в период адаптации дошкольника в ДОУ».
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
- Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций.
- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.
- Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям.
- Изготовление подарков ко Дню Матери.
- Развлечение с родителями «Колыбельная в гостях у малышей».
- Итоговое мероприятие «Вечер встреч…»
|
Воспитатели, родители, дети.
|
Этапы проекта Результативный (май -2015)
|
- Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях,
Педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, рекомендации для педагогов ДОУ и пр.
|
|
Список литературы:
Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
|
|
|