№ п/п
|
Тема (упражнения учебника)
|
Решаемые проблемы
|
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
|
|
Дата
|
Примечание
|
понятия
|
предметные результаты
|
универсальные учебные действия (УУД)
|
личностные
результаты
|
Домашнее задание
|
план
|
факт
|
|
1
|
Россия – наша Родина
|
Что можно сказать о богатстве России, Патриот, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции, нужны ли в современном мире?
|
Основные термины и понятия:
Отечество, Родина, Культурные традиции.
|
Знать:
- что такое духовный мир человека
- что такое культурные традиции
и для чего они существуют
Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.
|
Овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся;
подготовить сообщения;
сочинение «С чего начинается Родина?»
|
Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
|
Стр.
4-5
|
4.09
|
|
|
2
|
Культура и Религия.
|
Культура, религия, христианство, православие
|
Основные термины и понятия:
Культура, Религия.
|
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре
|
Стр.
6-7
|
11.09
|
|
|
3
|
Человек и Бог в православии
|
Бог, Творец, Мир.
Культура, Православная культура
|
Основные термины и понятия: Совесть, Доброта, Любовь
|
Знакомятся с основами духовной традиции православия
Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».
|
Подготовить ответ на тему «Что значит быть православным человеком?»
|
Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»
|
Стр.
8-11
|
18.09
|
|
|
4
|
Православная молитва.
|
Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать
|
Основные термины и понятия:
Молитва, молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Благодать, святые, Священное Предание.
|
Знать:
- что такое православие;
- что значит слово благодать
- кто такие святые
- о молитве «Отче наш»
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Выяснить у родителей значение слова «искушать»
|
Стр. 12-15
|
25.09
|
|
|
5
|
Библия и Евангелие.
|
Библия , Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча
|
Основные термины и понятия: христиане, христианин, христианство, библия, Священное писание Ветхого Завета. Пророки. Евангелие, Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притча.
|
Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры
|
Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи
|
Стр.
16-19
|
2.10
|
|
|
6
|
Проповедь Христа.
|
Вера, Нагорная Проповедь,
|
Основные термины и понятия:
Месть, зло, добро, духовные сокровища. Проповедь, завет.
|
Знать:
- чему учил Христос,
- символику креста.
Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».
|
Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»
|
Стр. 20-23
|
9. 10
|
|
|
7
|
Христос и Его Крест.
|
Воплощение, Голгофа,
|
Основные термины и понятия:
Боговоплощение. Вочеловечивание, воплощение, Богочеловек. Рождество Христово, голгофа, страдание, высшее и жертвенное служение правде. Распятие, символика Креста
|
Знать:
- как Бог стал человеком;
- почему Христос не уклонился от от казни;
- Символику креста
Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Нарисовать православный крест.
|
Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Нарисовать православный крест
|
Стр. 24-27
|
16.10
|
|
|
8
|
Пасха
|
Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо
Спаситель
|
Основные термины и понятия:
Воскресение, ИИСУС (Бог Спасает), ПАСХА ХРИСТОВА, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо, кулич. Пост.
|
Знать:
-что воскресенье не только день недели
- что такое Пасха
-как празднуют Пасху
Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Рис Рассказать о праздновании Пасхи в семье, нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»
|
Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи.
Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.
|
Стр. 28-31
|
23.10
|
|
|
9
|
Православное учение о человеке.
|
Душа
Тело
Болезнь Души
|
Основные термины и понятия:
Тело, душа. Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Болезни души.
|
Знать:
- чем бог одарил человека;
-что такое «образ божий»
-Душа, Тело
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
|
Написать мини-сочинение на тему по выбору: «Когда болит душа», «Когда на душе светло и радостно»
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Выяснить:
- как Библия рассказывает о происхождении души;
- есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть
|
Стр. 32-35
|
30.10
|
|
|
10
|
Совесть и раскаяние.
|
Раскаяние
Совесть
Добро, грех, зло, покаяние
|
Основные термины и понятия:
Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние (покаяние). Три шага в раскаянии. Радость.
|
Знать:
-о подсказках совести
- как исправлять ошибки
Познакомить с историями о помощи святых.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро»
|
Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит
|
Стр. 36-39
|
13.11
|
|
|
11
|
Заповеди.
|
Заповеди
Моисей
|
Основные термины и понятия:
Заповедь, 10 заповедей.
|
Знать:
- что общего у убийства и воровства
- как зависть гасит радость
Познакомить с нравственными нормами поведения христиан
Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.
|
подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек.
-зачем нужно преодолевать зависть
Приготовить книжку- малышку «Заповеди»
|
Стр.
40-41
|
20.11
|
|
|
12
|
Милосердие и сострадание.
|
Самарянин
Милосердие
Сострадание
Милостыня
|
Основные термины и понятия:
Милосердие. Дружба. Ближний. Милостыня.
|
Знать:
-чем милосердие отличается от дружбы
-кого называют «ближним»
- как христианин должен относиться к людям
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Мини-сочинение «Ближний для меня – это…»
|
Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия
Нарисовать дерево добрых дел.
|
Стр.
42-45
|
27.11
|
|
|
13
|
Золотое правило этики.
|
Неосуждение
|
Основные термины и понятия:
Этика. Неосуждение.
|
Знать:
-главное правило человеческих отношений
- что такое «неосужение»
Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Мини-сочинение «Золотое правило этики» на 1примере из жизни.
|
Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения»
|
Стр.
46-47
|
4.12
|
|
|
14
|
Храм
|
Икона, благословление, иконостас, алтарь,
|
Храм. Икона. Благословление. Система запретов.
|
Знакомятся с устройством храмов
Знать:
- что люди делают в храмах
- почему изображают невидимое
Познакомить с храмами г.Омска, их историей, убранством, святынями.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.
|
Стр. 48-51
|
11.12
|
|
|
15
|
Икона.
|
Икона, святые, лик, нимб,
|
Особенности иконы. Свет иконы. Нимб. Лица (лики) и глаза. Икона и молитва. Невидимое на иконе. Образ Божий в иконах.
|
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Выясни «Богоматерь – это Бог или человек
Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены
|
Стр.
52-55
|
18.12
|
|
|
16
|
Творческие работы учащихся.
|
|
Выбор темы творческой работы,
См. Примерные темы творческих работ.
|
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Работа по созданию проектов
|
Дописать сочинение
На выбранную тему, оформить рисунками, схемами (если это надо)
|
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам
|
Стр. 56
|
25.12
|
|
|
17
|
Подведение итогов.
|
|
Конкурс сочинений.
|
Защита проектов
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
|
Подготовить праздничный проект, работа в группах
(7 заданий – 7 групп)
|
|
Стр.
57
|
15.01
|
|
|
18
|
Как христианство пришло на Русь.
|
Церковь
Мудрость
Крещение
Исповеди
|
Основные термины и понятия:
Церковь. Крещение. Вера в единого Бога. Святая Русь.
|
Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: - что такое церковь; - что такое крещение
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.
|
Стр.
58-61
|
22.01
|
|
|
19
|
Подвиг.
|
Подвиг
Жертва Богу
Подвижник
|
Основные термины и понятия:
Подвиг. Подвиг ради себя. Подвиг ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.
|
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…)
|
Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.
|
Стр. 62-63
|
29.01
|
|
|
20
|
Заповеди блаженств.
|
Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.
|
Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
|
Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».
|
Стр. 64-67
|
5.02
|
|
|
21
|
Зачем творить добро?
|
Благочестие, печаль, смерть, покаяние.
|
Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную
|
Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную
|
Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский.
|
Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте».
|
Стр.
68-69
|
12.02
|
|
|
22
|
Чудо в жизни христианина.
|
Святая Троица, добродетель, вера,
|
Основные термины и понятия:
Святая троица, добродетель, вера, надежда, любовь
|
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
|
Записать, какие добродетели вы видите в себе.
|
Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших роди телей.
подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа»
|
Стр. 70-71
|
19.02
|
|
|
23
|
Православие о Божием суде.
|
Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.
|
Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
|
Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Письменно ответить на вопрос: «Добрыми могут быть только христиане?»
|
Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра
|
Стр.
74-75
|
26.02
|
|
|
24
|
Таинство Причастия.
|
Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия)
|
Знать:
как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство.
Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную
|
Знать:
как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство.
Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
|
Стр. 76-79
|
5.03
|
|
|
25
|
Монастырь.
|
Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.Инок
|
Основные термины и понятия:
Монах (монахиня).Трудись и молись. Послушание, Монашеские обеты, Постриг монаха, Монашество.
|
Знать:
почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ
|
Стр.
81-83
|
12.03
|
|
|
26
|
Отношение христианина к природе.
|
Христианское милосердие
Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.
|
Основные термины и понятия:
Ответственность за мир, познание и труд, христианское милосердие.
|
Знать:
что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.
|
Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис»
|
Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете
|
Стр.
84-85
|
19.03
|
|
|
27
|
Христианская семья.
|
Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.
|
Основные термины и понятия:
Семья, брак, супруги, венчание, венец над молодожёнами, бремя, тактичность,
|
Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто»
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях
|
Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.
|
Стр. 86-87
|
2.04
|
|
|
28
|
Защита Отечества.
|
Православие, Отечество, защитник, герой
|
Основные термины и понятия:
Оборонительная (справедливая) война, гнев напрасный и уместный,
защита Отечества, легендарные защитники Отечества. Богатырь Илья Муромец, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Фёдор Ушаков.
|
Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Рассказать о членах семьи, проходивших военную службу, подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском
|
Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины.
|
Стр. 88-91
|
9.04
|
|
|
29
|
Христианин в труде.
|
Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда.
|
Основные термины и понятия: первый грех.
Заповедь труда, пост, труд, радующий Бога.
|
Знать:
о первом грехе людей, какой труд напрасен.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.
|
Рассказать о труде родителей.
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Нарисовать дерево добрых дел.
|
Стр.
92-93
|
16.04
|
|
|
30
|
Любовь и уважение к Отечеству
|
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.
|
Основные термины и понятия:
Иудаизм, ислам, православие, буддизм, светская этика. Традиции. Любовь, Отечество, Патриотизм.
|
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
|
Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?»
|
обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
|
Стр.
94-95
|
23.04
|
|
|
31-32
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
|
Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.
1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.
2.Учение Христа.
3.Жертва и воскресение.
4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.
5.Как я понимаю золотое правило этики?
6.Суть православного поведения.
7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние». 8. Православные традиции русской семьи.
|
Основные термины и понятия, изученные в течении года на уроках ОПК.
|
Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности.
|
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
|
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.
Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат
|
Реферат
|
30.04
7.05
|
|
|
33-34
|
Подведение итогов
|
Что мы узнали, изучая курс ОПК?
|
Реферат, презентация, Интернет ресурсы.
|
Защита проектов, презентаций
Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации
|
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
|
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного
содержания
|
|
14.05
21.05
|
|
|