Главная страница

Календарно-тематическое планирование орксэ (модуль «Основы православной культуры») 4 класс № п/п Тема (упражнения учебника) Решаемые проблемы Планируемые результаты (в соответствии с фгос)


Скачать 190.24 Kb.
Название Календарно-тематическое планирование орксэ (модуль «Основы православной культуры») 4 класс № п/п Тема (упражнения учебника) Решаемые проблемы Планируемые результаты (в соответствии с фгос)
Дата 12.03.2016
Размер 190.24 Kb.
Тип Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») 4 класс

№ п/п

Тема (упражнения учебника)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)




Дата

Примечание

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные
результаты

Домашнее задание

план

факт




1

Россия – наша Родина

Что можно сказать о богатстве России, Патриот, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции, нужны ли в современном мире?

Основные термины и понятия:

Отечество, Родина, Культурные традиции.

Знать:

- что такое духовный мир человека

- что такое культурные традиции

и для чего они существуют

Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

Овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся;

подготовить сообщения;

сочинение «С чего начинается Родина?»

Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

Стр.

4-5

4.09







2

Культура и Религия.

Культура, религия, христианство, православие

Основные термины и понятия:

Культура, Религия.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре

Стр.

6-7

11.09







3

Человек и Бог в православии


Бог, Творец, Мир.

Культура, Православная культура

Основные термины и понятия: Совесть, Доброта, Любовь

Знакомятся с основами духовной традиции православия

Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».

Подготовить ответ на тему «Что значит быть православным человеком?»


Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»

Стр.

8-11

18.09







4

Православная молитва.


Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать

Основные термины и понятия:

Молитва, молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Благодать, святые, Священное Предание.


Знать:

- что такое православие;

- что значит слово благодать

- кто такие святые

- о молитве «Отче наш»

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Выяснить у родителей значение слова «искушать»

Стр. 12-15

25.09







5

Библия и Евангелие.


Библия , Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча

Основные термины и понятия: христиане, христианин, христианство, библия, Священное писание Ветхого Завета. Пророки. Евангелие, Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притча.


Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры

Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи

Стр.

16-19

2.10







6

Проповедь Христа.

Вера, Нагорная Проповедь,


Основные термины и понятия:

Месть, зло, добро, духовные сокровища. Проповедь, завет.

Знать:

- чему учил Христос,

- символику креста.

Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».

Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»

Стр. 20-23

9. 10







7

Христос и Его Крест.


Воплощение, Голгофа,

Основные термины и понятия:

Боговоплощение. Вочеловечивание, воплощение, Богочеловек. Рождество Христово, голгофа, страдание, высшее и жертвенное служение правде. Распятие, символика Креста

Знать:

- как Бог стал человеком;

- почему Христос не уклонился от от казни;

- Символику креста

Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей

Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Нарисовать православный крест.

Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Нарисовать православный крест

Стр. 24-27

16.10







8

Пасха

Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо

Спаситель

Основные термины и понятия:

Воскресение, ИИСУС (Бог Спасает), ПАСХА ХРИСТОВА, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо, кулич. Пост.

Знать:

-что воскресенье не только день недели

- что такое Пасха

-как празднуют Пасху

Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Рис Рассказать о праздновании Пасхи в семье, нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»

Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи.

Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.

Стр. 28-31

23.10







9

Православное учение о человеке.

Душа

Тело

Болезнь Души

Основные термины и понятия:

Тело, душа. Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Болезни души.

Знать:

- чем бог одарил человека;

-что такое «образ божий»

-Душа, Тело

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Написать мини-сочинение на тему по выбору: «Когда болит душа», «Когда на душе светло и радостно»

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Выяснить:

- как Библия рассказывает о происхождении души;

- есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть


Стр. 32-35

30.10







10

Совесть и раскаяние.

Раскаяние

Совесть

Добро, грех, зло, покаяние

Основные термины и понятия:

Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние (покаяние). Три шага в раскаянии. Радость.

Знать:

-о подсказках совести

- как исправлять ошибки

Познакомить с историями о помощи святых.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро»

Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит

Стр. 36-39

13.11







11

Заповеди.

Заповеди

Моисей


Основные термины и понятия:

Заповедь, 10 заповедей.

Знать:

- что общего у убийства и воровства

- как зависть гасит радость

Познакомить с нравственными нормами поведения христиан

Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.

подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек.

-зачем нужно преодолевать зависть

Приготовить книжку- малышку «Заповеди»

Стр.

40-41

20.11







12

Милосердие и сострадание.

Самарянин

Милосердие

Сострадание

Милостыня

Основные термины и понятия:

Милосердие. Дружба. Ближний. Милостыня.

Знать:

-чем милосердие отличается от дружбы

-кого называют «ближним»

- как христианин должен относиться к людям

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Мини-сочинение «Ближний для меня – это…»

Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия

Нарисовать дерево добрых дел.

Стр.

42-45

27.11







13

Золотое правило этики.

Неосуждение

Основные термины и понятия:

Этика. Неосуждение.

Знать:

-главное правило человеческих отношений

- что такое «неосужение»

Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Мини-сочинение «Золотое правило этики» на 1примере из жизни.

Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения»

Стр.

46-47

4.12







14

Храм

Икона, благословление, иконостас, алтарь,

Храм. Икона. Благословление. Система запретов.

Знакомятся с устройством храмов

Знать:

- что люди делают в храмах

- почему изображают невидимое

Познакомить с храмами г.Омска, их историей, убранством, святынями.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.


Стр. 48-51

11.12







15

Икона.

Икона, святые, лик, нимб,

Особенности иконы. Свет иконы. Нимб. Лица (лики) и глаза. Икона и молитва. Невидимое на иконе. Образ Божий в иконах.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Выясни «Богоматерь – это Бог или человек

Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены

Стр.

52-55

18.12







16

Творческие работы учащихся.




Выбор темы творческой работы,

См. Примерные темы творческих работ.


Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Работа по созданию проектов

Дописать сочинение

На выбранную тему, оформить рисунками, схемами (если это надо)


Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам

Стр. 56

25.12







17

Подведение итогов.




Конкурс сочинений.

Защита проектов

Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.


Подготовить праздничный проект, работа в группах

(7 заданий – 7 групп)




Стр.

57

15.01







18

Как христианство пришло на Русь.

Церковь

Мудрость

Крещение

Исповеди


Основные термины и понятия:

Церковь. Крещение. Вера в единого Бога. Святая Русь.

Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: - что такое церковь; - что такое крещение


Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.

Стр.

58-61

22.01







19

Подвиг.

Подвиг

Жертва Богу

Подвижник


Основные термины и понятия:

Подвиг. Подвиг ради себя. Подвиг ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…)

Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.

Стр. 62-63

29.01







20

Заповеди блаженств.

Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.

Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».


Стр. 64-67

5.02







21

Зачем творить добро?

Благочестие, печаль, смерть, покаяние.

Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную

Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную

Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский.

Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте».


Стр.

68-69

12.02







22

Чудо в жизни христианина.

Святая Троица, добродетель, вера,

Основные термины и понятия:

Святая троица, добродетель, вера, надежда, любовь

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


Записать, какие добродетели вы видите в себе.

Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших роди телей.

подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа»

Стр. 70-71

19.02







23

Православие о Божием суде.

Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.


Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Письменно ответить на вопрос: «Добрыми могут быть только христиане?»

Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра

Стр.

74-75

26.02







24

Таинство Причастия.

Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия)


Знать:

как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство.

Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную

Знать:

как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство.

Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.




Стр. 76-79

5.03







25

Монастырь.

Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.Инок


Основные термины и понятия:

Монах (монахиня).Трудись и молись. Послушание, Монашеские обеты, Постриг монаха, Монашество.

Знать:

почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи.

Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ


Стр.

81-83

12.03







26

Отношение христианина к природе.

Христианское милосердие

Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.


Основные термины и понятия:

Ответственность за мир, познание и труд, христианское милосердие.

Знать:

что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис»

Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете

Стр.

84-85

19.03







27

Христианская семья.

Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.


Основные термины и понятия:

Семья, брак, супруги, венчание, венец над молодожёнами, бремя, тактичность,

Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто»

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях

Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.

Стр. 86-87

2.04







28

Защита Отечества.

Православие, Отечество, защитник, герой

Основные термины и понятия:

Оборонительная (справедливая) война, гнев напрасный и уместный,

защита Отечества, легендарные защитники Отечества. Богатырь Илья Муромец, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Фёдор Ушаков.

Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Рассказать о членах семьи, проходивших военную службу, подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском

Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины.

Стр. 88-91

9.04







29

Христианин в труде.

Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда.


Основные термины и понятия: первый грех.

Заповедь труда, пост, труд, радующий Бога.

Знать:

о первом грехе людей, какой труд напрасен.

Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.

Рассказать о труде родителей.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.


Нарисовать дерево добрых дел.

Стр.

92-93

16.04







30

Любовь и уважение к Отечеству

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.


Основные термины и понятия:

Иудаизм, ислам, православие, буддизм, светская этика. Традиции. Любовь, Отечество, Патриотизм.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?»

обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).


Стр.

94-95

23.04







31-32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.

1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.

2.Учение Христа.

3.Жертва и воскресение.

4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

5.Как я понимаю золотое правило этики?

6.Суть православного поведения.

7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние». 8. Православные традиции русской семьи.

Основные термины и понятия, изученные в течении года на уроках ОПК.

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.

Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат

Реферат

30.04

7.05







33-34

Подведение итогов

Что мы узнали, изучая курс ОПК?

Реферат, презентация, Интернет ресурсы.

Защита проектов, презентаций

Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного

содержания




14.05

21.05







Куратор: зам.директора по УВР Е.А. Курносова