Главная страница

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи изобразительной деятельности. «Речь ребенка – в его руках»


Скачать 48.19 Kb.
Название Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи изобразительной деятельности. «Речь ребенка – в его руках»
Дата 25.03.2016
Размер 48.19 Kb.
Тип Документы

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи изобразительной деятельности.

«Речь ребенка – в его руках».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.

Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии, обрывной и салфеточной аппликации, работа с солёным тестом. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Пластилинография:

Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)

Работа с пластилином требует внимания и усидчивости. Еще один важный момент –благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть как они радуются выполненной работе и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.





Обрывная аппликация:

Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу можно выбрать любого любимого героя.





Соленое тесто:


Соленое тесто - это экологически  чистый  материал, который можно смело доверять  ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы  доступны и дешевы, легко  отмывается не оставляет следов,  можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение.



Также одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является работа с крупами. Разнообразие круп: гречка, пшено, манка, способствует ручной умелости. Крупами можно не только выкладывать картины, но и украшать и дополнять деталями готовые работы из пластилина. Работа с крупами, эксперименты с раскрашиванием круп, вызывает у детей желание мастерить.



Ну и конечно работа с природным материалом. Самым доступным является природный материал (желуди, шишки, семена, листья). Разная фактура природных материалов позволяет развивать мелкую моторику рук и сенсорное восприятие. Любые поделки с природным материалом отлично развивают не только моторику но и фантазию, воображение, эстетический вкус детей.  Создавая поделки и композиции из даров природы, ребята знакомятся с многообразием природы, учатся видеть в знакомых формах новые сочетания, осваивают разнообразные способы скрепления деталей, учатся бережно относиться к природе.





Но и конечно, любые занятия не принесут пользы, если они не будут увлекательными и интересными, поэтому в первую очередь нужно заинтересовать ребёнка, ведь создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии для дальнейшей работы, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение!