Главная страница

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок та­лантлив по-своему


Скачать 78.08 Kb.
Название Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок та­лантлив по-своему
Дата 02.03.2016
Размер 78.08 Kb.
Тип Задача



2) Гипотеза: Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок та­лантлив по-своему. Задача каждого педагога - развить задатки та­ланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.
У каждого ребенка – огромные возможности развития. Но существуют индивидуальные различия в учении и в творческих проявлениях детей. У одних учеников ярче обнаруживаются их возможности в одних видах занятий, а у других – в других. Для ребенка может быть найдена такая область деятельности, при которой можно обнаружить его индивидуальные способности. Уже с детских лет можно начинать развивать дарования.

3) Одаренные дети испытывают радость от учебной деятельности, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам своего труда. Они хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно (учителя, родителей, общественности). Каждый одаренный ребенок стремится к успеху, и, проявивший себя активно в учебно-воспитательной работе, с полным правом рассчитывает на признание и поощрение.

Стремление учителя будить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих превратить в соучастников, включить в процесс творчества.

Уровень развития творческих способностей зависит от воспитания, от благоприятных условий. Творческие способности нельзя держать «про запас». Они нуждаются в каждодневном упражнении и развитии. Для этого требуется эмоциональная вовлеченность, страстная заинтересованность и постоянная «тяговая сила», которая не дала бы заинтересованности угаснуть.

4) Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность,активны.
Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают. /
Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью. /
Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может. /
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

5) Круг исследований и творческих работ очень обширен: он включает в себя, как предметные области, так и предметы дополнительного образования. Это исследования в области физики, истории, экологии, литературы, изобразительного искусства и др.

6) Задача учителя – всячески поддерживать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Такая работа помогает в выявлении одаренных школьников, развивает интерес к научной деятельности, воспитывает потребность и умение совершенствовать свои знания.

Ребята растут творческими детьми и инициативными.

7) Основными задачами развивающей деятельности в школе мы считаем:

  • Формирование системы ценностей и внутренней мотивации;

  • Развитие творческой одаренности учащихся;

  • Формирование целостной картины мира;

  • Развитие навыков самостоятельного обучения и исследовательской работы.

8) В соответствии с этими задачами можно выделить три основных этапа развивающей деятельности:

  • Выявление способностей учащихся;

  • Развитие способностей и выявление одаренности;

  • Развитие одаренности до своего назначения – творчества, которое характеризуется не просто выполнением любой деятельности на самом высоком уровне, но ее преобразованием и развитием.

9) Таким образом, система работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности выглядит следующим образом.

В пятых классах – это кружки. Активное участие во внеклассной работе класса и школы. Здесь происходит выявление и развитие способностей, закладывание мотивационных приоритетов, формирование ценностей.

В шестых классах продолжается работа кружков, но по некоторым предметам уже выделяются факультативы, которые носят характер более углубленной работы по предмету, начинается проектная работа на уроках и во внеурочное время, появляется специальный урок - «развивающий час». Система «развивающих часов» должна использоваться в нашей школе как форма до- и предпрофильной подготовки, выявления способностей учащих­ся в различных предметных областях, развития их творческих способностей.

В седьмых классах основной акцент сделан на работу в рамках предпрофильных факультативов и групповую проектную деятельность. На этом этапе выявление склонностей и одаренности очень важно, ведь уча­щиеся осуществляют выбор профиля. Поскольку самостоятельный проект младшим школь­никам сделать трудно, часто используется групповая форма работы, которая сама по себе очень ценна.

В восьмых классах продолжаются проектная работа, занятия на фа­культативах, но основным является адаптация к учебе в профильном классе.

В старших классах основной акцент делается на развитие творче­ских способностей в первую очередь в предмете. Проектная работа заменя­ется собственным исследованием и участием в общешкольных проектах.
Отдельно необходимо сказать о внеурочной работе школе в аспекте развивающей деятельности. За последнее время, конечно, изменилось ее содержание, но традиции школы мы тщательно сохраняем и развиваем.

Участие ребят в различных предметных, интеллектуальных и творческих конкурсах является составной частью системы развивающей деятель­ности школы. Сама жизнь ставит перед школой задачу развития соревнова­тельных умений учащихся, да и оценка их труда в предмете является важным стимулом к дальнейшему развитию. Добавить к этому можно только то, что наши ученики ежегодно участвуют в школьных и городских олимпиадах и Всероссийских и краевых конкурсах, побеждают в городских олимпиадах по различным предметам.

10) В октябре – ноябре 2010 года в школе проводились предметные олимпиады, которые позволили выявить одаренных учащихся и направить сборную команду школы для участия в районных олимпиадах в составе 23 учащихся. 1 учащаяся стала победителем олимпиады по французскому языку

9 класс Небиева Асият (1 место по французскому языку);

Сравнительный анализ результатов олимпиады за пять лет.



Заметно снижение призеров олимпиад. Возможно, причинами являются негативные тенденции в учебно-воспитательном вопросе (слабая подготовка учащихся для участия в районных олимпиадах учителями – предметниками), а самое главное – снижается интерес к обучению и творческая активность старшеклассников, больше времени учащиеся старшей ступени уделяют подготовке к поступлению в вузы.

11) Одаренные учащиеся школы принимают участие в интеллектуальных конкурсах и многопредметных дистанционных олимпиадах.
Так, в игре-конкурсе «Русский медвежонок 2010» приняли участие 67 учащихся, из них:

Шилибиев Вадим учащийся 5 класса занял 1 место в районе;

Тимофеева Алина -2 класс -2 место в районе
В краевой многопредметной дистанционной олимпиаде «Интеллект» для учащихся 9 – 11 классов приняли участие 47учащихся.

Победители:

Авакян Мушег (9класс)– 2 место в районе (рус.яз);

- Щербакова Анна (9 класс)– 3 место в районе (ИВТ)
Результативность участия школьников в интеллектуальных конкурсах.



Русский медвежонок Интеллект
В отличие от программ работы с одаренными детьми, где предусматривается постоянное усложнение и увеличение объема учебных часов, я считаю, что усложнять программу путем увеличения учебной нагрузки на учаще­гося, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках включения в исследовательскую работу, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания.

12) С этой целью надо создавать сеть творческих объединений, предполагающих совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся.

Психолого-педагогическая поддержка учащихся с различными обра­зовательными потребностями является неотъемлемой частью дея­тельности учителя и должна находить свое воплощение не только на уроках по предмету, но также и во внеурочной, внеклассной работе. Именно во время организа­ции внеучебной деятельности учащихся можно наиболее полно раскрыть раз­вивающую и воспитывающую функции предмета.

Внеурочная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, так как временные рамки урока и прохождение программы в опре­деленные сроки ограничивают возможности учителя в наиболее полной реали­зации образовательных потребностей учащихся.

Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Как способ модернизации процесса обучения в школе можно проводить бинарные уроки по литературе и математике, русскому языку и математике, английскому языку и литературе, химии и математике. На уроках литературы и географии можно осваивать различные виды устных и письменных презентаций, разрабатывать общешкольные проекты (МХК и история: «Сквозь века»; «Книга книг»: «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» в математике, химии, биологии, географии, физике, истории, литературе, лингвистике...»).

Конечно, это инициатива учителей, но для школы результат оче­виден: дети требуют новых интегрированных проектов, новых задач, новых горизонтов.

13) Для решения проблемы работы с одаренными детьми необходимо:

  • создать оптимальные условия для выявления, поддержки и самореа­лизации одаренных учащихся:

  • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение са­мооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих спо­собностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

  • работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

  • выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с вне­классной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, кон­курсах;

  • обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;

  • проведение научно-практических конференций в школе; общеразвивающие традиционные мероприятия школы);

  • школе взять курс на информатизацию образовательного процесса;

  • Осуществить традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержку детей, проводить психолого-педагогическое исследование первоклассни­ков, системное наблюдение за детьми из класса в класс, выявлять детей для более углубленных индивидуальных исследований;

  • повышать педагогическое мастерство и творчество учителей школы;

  • создать банк «Одаренные дети»;

  • разработать индивидуальные программы развития одаренных и спо­собных детей;

  • повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одаренного ребенка.

  • установить сотрудничество с заинтересованными структурами в работе с одаренными детьми.