Главная страница

Кафедра филологии


Скачать 0.66 Mb.
Название Кафедра филологии
страница 2/3
Пыхтина Н.В
Дата 26.02.2016
Размер 0.66 Mb.
Тип Документы
1   2   3
Тема урока: Отражение довоенного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Технология деятельностного метода.

Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:

- проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие.

- развивать аналитическое проникновение в текст художественного произведения, навыки конструирования модели причинно-следственных связей между художественным приемом, авторским отношением и образом литературного героя;

-воспитывать чувство личного соучастия в истории страны, уважения к памяти павших в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: Презентация по рассказу «Фотография, на которой меня нет»


ХОД УРОКА

  1. Мотивация.

Известный писатель Е.Носов сказал об Астафьеве: «Есть в нем что-то такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец-кудесник. Но есть, есть у него к людям особое слово и в книгах его, и изустно».

- Какое впечатление на вас произвел рассказ В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? Слайд 2


  1. Актуализация знаний.

Работа в группах.

- Составьте план сюжета рассказа.

Примерный план.

  1. Приезд фотографа.

  2. Отчаянный поступок.

  3. Расплата.

  4. Гость.

  5. Размышления о деревенских жителях.

  6. Случай в лесу.

  7. Деревенская фотография – история страны.


- Передайте кратко содержание рассказа согласно плану.


  1. Постановка проблемы урока. Слайд 3

- Сюжет рассказа можно считать простым, обычным? Или он исключительный? (Сюжет рассказа очень прост. Событие, положенное в его основу нельзя назвать ярким, необычным.)

- Что же в рассказе тогда главное? О чем автор хотел рассказать?


  1. Анализ рассказа.

  1. Беседа с элементами комментированного чтения.

- В какое время и где происходят события рассказа? (Из текста узнаем, что действие происходит зимой в тридцатые годы в Сибири, в глухой деревне Овсянки.)

- Что узнаем из рассказа о жизни сибирской деревни в 30-е годы? Комментированное чтение. (читатель узнает о трудной, полной лишений жизни деревни, о народе)

- Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? Как объяснить такое отношение к этому событию?

- Почему вопрос о размещении фотографа на ночь стал таким волнительным? («Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нем и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал». Астафьев показывает в рассказе проявление человеческого внимания и заботы, так свойственное деревенским людям.)

- Почему героя рассказа и Саньки не оказалось на фотографии? (Санька поступил как настоящий друг. С другой стороны, в несчастье героя была и его вина.)


  1. Характеристика отдельных героев.

Самостоятельная работа в группах.

- Подготовьтесь дать характеристику следующим героям:

1 группа – бабушка

2 группа – учителя

3 группа – деревенские ребятишки

- Приводите примеры из текста.
Бабушка Слайд 4

Центральным образом всей книги «Последний поклон» является образ бабушки. Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьёт земной поклон автор книги. Смысл своего произведения В.Астафьев объяснял так: «Бабушка, бабушка! Виноват перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта…»
- Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?

- Почему автор так тщательно воспроизводит ее речь? Зачитай отрывки.

(Автору дорого в памяти о ней все, в том числе и речь. При помощи речевых особенностей он восстанавливает именно свое детское восприятие бабушки, оживляет его. Он хочет, чтобы и читатель услышал живую, яркую, эмоциональную речь разговорную речь простого человека.)
Учителя Слайд 5

- Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.

- Что они сделали для односельчан? Могли ли этого не делать?

- Как относились к учителям в деревне?

- Каким предстает учитель перед читателями ? Прочитай.

- Какую деталь портрета учителя особенно выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”)

- Почему рассказчик не забыл ни лица, ни человека до сих пор?

- С какой целью автор рассказывает историю со змеей?

(Автор показывает лучшие качества учителя. Он способен на подвиг, он может пожертвовать своей жизнью, спасая учеников. Этот случай подтверждает, как много сделали для деревни учитель и учительница, его жена. Их жизнь можно назвать подвигом: они приехали в глухую сибирскую деревню, наверно из города, у них маленький больной ребенок, но они не побоялись трудностей. Они жили жизнью народа, потому и «растворились» в его памяти.)
Деревенские ребятишки Слайд 6

- Как ребята готовились к фотографированию?

- Как характеризует героя и Саньку их поведение? (Из-за обиды полезли в драку, стали кататься с обрыва.)

- Как выглядят ребята на школьной фотографии? О чем это говорит? (“Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!”)

- Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

- Какие чувства испытывает, рассматривая фотографию? Почему не смеётся?


  1. Работа с краеведческим материалом Слайд 7

- Перечитайте абзац со слов «Школьная фотография жива до сих пор…»

- Почему автор говорит, что у его земляки-сибиряки прославлены на весь мир?

- Какой прославленный след они оставили на нашей, Курской земле?

(Сибиряки – освободители Горшеченского района и села Богатырево в 1943 году. Многие них погибли за освобождение наших мест. Сегодня они покоятся в Братской могиле на территории села. Не все имена героев известны, только 38. Но всем им мы отдаем дань памяти за их бессмертный подвиг). Слайд 8
6. Рефлексия Слайд 9

- Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”. Как понимаете эти слова? (Второй раз автор рассматривает фотографию взрослым человеком и видит те же лица, но мысли у него теперь другие: он думает о человеческой памяти и истории народа, запечатленной на этих фотографиях. А история заслуживает уважения.)

- Так о чём рассказ “Фотография, на которой меня нет”? Слайд 10

- о человеческой памяти,

- способности сохранить благодарность прошлому, людям,

- о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев не говорит, но она присутствует незримо.

- Принеси на урок старую семейную фотографию. Расскажи, с какими событиями связан снимок.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И.В. Золаторева, Т.А. Крысова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс.-

  2. Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2012.

http://nsportal.ru/sites/m.nsportal.ru/files/2012/2/sapozhnikova_urok_.rar

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Nosov_EI.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/ca/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%90%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2.jpg

leonid-janush.blog.tut.by

www.om-saratov.ru

Приложение 2

МКОУ «Богатыревская средняя общеобразовательная школа»

«Матусовой Екатерины П

Проектная работа

«Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились…»

Жизнь и творчество Горшеченской поэтессы

Матусовой Екатерины Максимовны

Автор работы:

Пыхтина Анастасия,

обучающаяся 7 класса

Руководитель:

Пыхтина Н.В., учитель

русского языка и литературы

2013 год

Введение

На современном этапе развития российского общества одной из самых актуальных проблем является сохранение культурного наследия страны. В Курской области ведется широкомасштабная работа в этом направлении. Это не случайно, потому что курская земля славится талантами. Сама природа нашего края дарит вдохновение. Белые берёзки, искрящиеся речки, пышно цветущие луга, воздух, наполненный ароматами и соловьиными трелями - всё это располагает к творчеству.

Живописный уголок курской земли - Горшеченский район является родиной мастеров слова, творчество которых достойно всеобщего внимания по многим причинам. Во-первых, по жанровому разнообразию, красоте формы и по силе слова их произведения не уступают классикам. Во-вторых, зачастую авторы пишут о событиях, участниками которых являлись сами, тем самым отражая в своих произведениях ценные факты, касающиеся истории нашего края.

Цели исследования: изучение литературного творчества жительницы Курского края, Матусовой Екатерины Максимовны; оценка её вклада в культурное развитие района и страны в целом.

Задачи:

- собрать и обработать биографические сведения о Екатерине Максимовне Матусовой;

- прочитать и проанализировать стихотворения поэтессы;

- обосновать выводы о вкладе, который Екатерина Максимовна внесла в культурное развитие своего района и страны в целом.

В разработке проекта принимали участие: Пыхтина Анастасия, обучающаяся 7 класса МКОУ «Богатыревская СОШ», Пыхтина Наталия Викторовна , учитель русского языка и литературы МКОУ «Богатыревская СОШ».

Описание проектной деятельности:

1.Выбор темы проекта, сбор и обработка биографических сведений о Матусовой Екатерине Максимовне

(с 01.04.2013г. по 10.04.2013г.)

2.Изучение творчества поэтессы: чтение и анализ стихотворений, вошедших в сборник «Воспоминания и раздумья»; параллельное обращение к источникам, содержащим информацию необходимую для анализа литературного произведения (с 11.04.2013г. по 30.04.2013г.)

3.Оформление работы (с 01.05.2013г. по 10.05.2013г.)

Методы исследования:

- исследовательский метод;

- интервьюирование;

- изучение и анализ произведений

Литературными источниками по проблеме исследования стали: сборник стихотворений Е.М. Матусовой, рубрика «Литературная страница» газеты Горшеченского района - «Маяк».

Есть основания предполагать, что творчество Екатерины Максимовны Матусовой является ценным источником фактических материалов по краеведению, источником, заставляющим задуматься о высоком предназначении человека-гражданина, о нравственных ценностях русского народа. Поэтому её произведения по праву можно считать культурным наследием страны.

Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы и внеклассных мероприятиях в общеобразовательных учреждениях с целью формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся.

Страничка о судьбе

Екатерина Максимовна Матусова родилась 17 ноября 1930 года в селе Н. - Гнилое Ясеновского района (ныне село Сосновка Горшеченского района) Курской области. В семье кроме нее было ещё пятеро детей. Катя рано познала боль утраты. Когда умерла мама, младшему из её братьев было всего восемь лет. А потом была война, которая на всю жизнь оставила отпечаток в памяти одиннадцатилетней девочки.

С детства Катя мечтала стать учителем. Её мечта сбылась. После окончания школы в 1948 году она поступила в Воронежский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После окончания института Екатерину Максимовну направили учителем в Воронежскую область, где она проработала год. Потом семь лет трудилась в Сосновской школе, в своем родном селе, затем завучем в Горшеченской школе. В пятьдесят пять лет Екатерина Максимовна ушла на заслуженный отдых. В общей сложности около сорока лет она учила ребятишек самому важному предмету в школьной программе - великому и могучему русскому языку. О том, что выбор профессии не стал ошибкой в её жизни, можно прочесть в её стихотворении:

Не ошиблась я, выбрала

в жизни правильный путь.

Никогда не помыслила

с той дороги свернуть,

О которой мечтала

в жизни я с детских лет,

Так хотелось оставить

на земле добрый след.

По примеру матери, обе дочери Екатерины Максимовны работают учителями, одна из них Л.Н. Дидик - в Горшеченской школе.

«Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились…»

Писать стихи Екатерина Максимовна стала, будучи уже в пожилом возрасте. Впервые вдохновение посетило её в июле 2000 года. В своем стихотворении «Муза» (написано в январе 2001 года) она пишет:

На вопрос: почему поздно муза меня посетила,

К сожаленью сама я ответить не в силах.

Для меня для самой это стало сюрпризом.

Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились.

Тематика стихотворений Екатерины Максимовны разнообразна. Это стихи о природе, своём детстве, о противоречивости сегодняшнего времени, о любви. Помимо этого она пишет частушки, духовные стихи, стихи для детей, рассказы и даже поэмы. Тринадцать лет назад, в октябре 2000 года, в районной газете «Маяк» впервые появились её стихотворения. С тех пор «Литературная страница» газеты редко обходится без её стихов.

В 2009 году Екатерина Максимовна выпустила сборник стихотворений «Воспоминания и раздумья». В него вошли сто двадцать стихотворений разнообразной тематики.

Первую рубрику «Воспоминания и раздумья» составили восемнадцать стихотворений. В них поэтесса просто, искренне, с большим чувством рассказывает о своем детстве («Воспоминания», «Детство босоногое», «Косари», «Луг», «Школа», «Учителю»), о близких людях («Памяти отца», «Руки матери», «Бабушка», «Дорогому юбиляру»).

Открывает сборник (и первую рубрику) стихотворение «Воспоминания», написанное 12 июля 2000 года. В нем Екатерина Максимовна с огромной гордостью вспоминает о тяжелом, но в то же время светлом и радостном пути, «пройденном… с родной страной»:

Особо помнятся сороковые,

Когда подростками

По всей стране родной

Мы вместе с взрослыми

Сражались за Россию,

Вели борьбу на фронте трудовом.

Потом упорно грызли мы науку,

Из пепла поднимали города,

Всем людям мира мы протягивали руку

Надежды, братства, воли и труда.

И с каждым днём всё выше поднимались в гору,

Богаче становились и сильней.

И вот уж космоса просторы

Подвластны стали Родине моей!

Заканчивается стихотворение пожеланием:

Я мощи ей, величия желаю,

Могущества и процветанья вновь!

В этом пожелании кроется надежда на то, что поколения детей, внуков и правнуков будут едины в своем стремлении созидать свою великую Родину.

Нами уже было отмечено, что отроческие годы Екатерины Максимовны пришлись на военное лихолетье. Это время оставило неизгладимый след в её душе, поэтому военная тематика красной нитью пролегла через весь творческий путь. В данной рубрике этой теме посвящены стихотворения «Женщинам сороковых», «Бои за Горшечное», «Воспоминания о победе» (Приложение)

В рубрику «Раздумья» вошли пятьдесят три стихотворения. Они являют собой размышления о смысле жизни («Сколько жить предстоит мне», «Как быстротечен жизни путь», «Если бы», «Сёстры», «Время и мы», ), о людях, достойных подражания («Маме», «Учитель», «Нет! жизнь мы прожили не зря»), о профессии учителя («Труд учителя», «Мой первый урок»), о судьбе страны и будущих поколений («Россия», «Родина моя», «Крик души», «Раздумья», «Размышления») и, конечно же, воспоминания о войне («Солдату победителю», «Памяти земляков», «На Курской дуге», «У родного села», «60-летию Курской битвы»). (Приложение)

Особое впечатление производит стихотворение «Памяти земляков», которое Екатерина Максимовна написала в марте 2005 года. В нём она рассказывает о судьбе земляков, о чувствах, которые испытывает на фоне событий, происходящих в родном селе в первые дни войны и в последующие годы:

Навсегда останется в памяти народа

Лето, июнь сорок первого года,

22-е, воскресный день.

Лежу в постели - подняться лень.

Вдруг репродуктор включила мама,

Отчётливо слово «война» прозвучало.

С постели меня словно ветром подняло.

Я к маме прижалась: тревожно стало…

В строчках этого стихотворения увековечина память погибших земляков:

Не вернулись к своим очагам,

К детям, женам, отцам, матерям

Золотухины братья Яков с Кириллом,

Братья Скуридины Родион с Даниилом,

Гусёвы Тихон с Максимом,

Максим Севрюков и Сергей Кондауров,

Ишков Игнат и Василий Проскурин.

Называю лишь тех, кого память моя сохранила,

С кем я рядом жила,

Ежедневно встречалась, по-детски любила…

Отец Екатерины Максимовны погиб на фронте, как и отцы многих её односельчан:

Вспоминаю, как строем отцы наши шли

И мешки вещевые за плечами несли.

Долго вслед мы за ними бежали,

Будто знали, что их навсегда провожали.

Потом с фронта отцы нам писали,

Как сражались за Родину, как врага побеждали,

И в предсмертных строках нам они завещали,

Как отчизну беречь, как они берегли,

Защищать её так, как они защищали.

Это стихотворение, как и многие другие, рассказывают нам о подлинных событиях, происходивших на нашей курской земле в годы Великой Отечественной войны.

В восемнадцати стихотворения рубрики «Мой край родной» с любовью воспета красота природы нашего края:

Мой край родной,

Край соловьиный!

Ты с детства милый,

Такой любимый!

До самой старости

Любовь не старится

К ромашкам белым

И розам алым,

К плакучим ивам,

Дубам могучим!

Где ты найдёшь природу лучше?

В былинном стиле написано стихотворение «Русь». Это стихотворение о величии России, о вере в её несокрушимую силу:

Ах! Ты, Русь моя, Русь великая!

Русь бескрайняя, необъятная!

Неприступна ты, как скала,

Величава ты и горда.

Никогда и никому тебя не победить.

Ты живёшь и вечно будешь жить!

В данном сборнике выделено ещё две рубрики: «О любви» (15 стихотворений) и «Стихи для детей» (17 стихотворений). В этих стихах Екатерина Максимовна, прекрасная русская женщина, просто и искренне говорит о светлом чувстве, которое она сумела пронести через всю свою жизнь, а её стихи для детей наполнены неподдельной любовью ко всему живому и к своим внукам.

Творчество Екатерины Максимовны Матусовой получило своё признание. Жители Горшеченского района гордятся своей талантливой землячкой, с удовольствием перечитывают её стихотворения. Популярность этих стихов объясняется тем, что для поколения сверстников Екатерины Максимовны они являются своеобразным дневником, в котором запечатлены события их прошлой жизни, а для молодого поколения - это книга памяти и источник, несущий высокие нравственные ценности.

Заключение

  • В рамках данного проекта были собраны биографические сведения о поэтессе-землячке, Матусовой Екатерине Максимовне, чьё творчество давно получило признание в читательских кругах Горшеченского района. Материал, представляющий большую ценность, был получен в ходе интервью с Ишковой Галиной Анатольевной, имевшей личное знакомство с поэтессой.

  • Проведён анализ материалов сборника стихотворений «Воспоминания и раздумья», изданного в 2009году.

  • На основании выше изложенного был сделан вывод о большом вкладе, сделанном Екатериной Максимовной Матусовой в культурное развитие Горшеченского района посредством своего литературного творчества и многолетней педагогической деятельности в качестве учителя русского языка и литературы.



Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы и внеклассных мероприятиях в общеобразовательных учреждениях с целью формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся.

Список использованной литературы

1.Винокур, Г.О. Понятие поэтического языка [Текст] / Г.О. Винокур// Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1990. - С.140-145

2.Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов. - М.: Гос. изд. худ. лит., 1959. - 654 с. - Режим доступа «Электронная библиотека Научное наследие России», htt: // www.e-nasledie.ru/ras/view/person/publications

3.Матусова, Е.М. Воспоминания и раздумья. - Старый Оскол. Типография «Антиква», 2009г. - 124 с.

4. «Маяк» - газета Горшеченского района Курской области, подшивка изданий 2000 - 2004 гг.

Приложение

Памяти земляков

Навсегда останется в памяти народа

Лето, июнь сорок первого года,

22-е, воскресный день.

Лежу в постели - подняться лень.

Вдруг репродуктор включила мама,

Отчетливо слово «война» прозвучало.
С постели меня словно ветром подняло.

Я к маме прижалась: тревожно стало.

И не напрасной была тревога,

Вскоре война позвала в дорогу

Старших братьев и наших отцов,

Защитников Родины, храбрых бойцов.

Я помню, как мы их на фронт провожали.

С победой вернуться они обещали.

И вдруг опустели крестьянские хаты,

И в каждой семье ожидали солдата,

Но очень немногим выпало счастье
С победой домой возвращаться.

Не вернулись к своим очагам,

К детям, женам, отцам, матерям

Золотухины братья Яков с Кириллом,

Братья Скуридины Родион с Даниилом,

Гсёвы Тихон с Максимом,

Максим Севрюков и Сергей Кондауров,

Ишков Игнат и Василий Проскурин.

Называю лишь тех, кого память моя сохранила,

С кем я рядом жила,

Ежедневно встречалась, по-детски любила.

До сих пор ясно вижу их лица.

Они могут во сне мне присниться.

Вижу их молодыми, красивыми,

В труде сильными, неутомимыми.
Вспоминаю, как строем отцы наши шли

И мешки вещевые за плечами несли.

Долго вслед мы за ними бежали,

Будто знали, что их навсегда провожали.

Потом с фронта отцы нам писали,

Как сражались за Родину, как врага побеждали,

А в предсмертных строках нам они завещали,

Так Отчизну беречь, как они берегли,

Защищать её так, как они защищали.
Пусть погибли в жестоких боях,

День Победы они приближали,

Ради жизни других свою жизнь отдавали,

Чтоб исчезли с земли зло, насилье и беды,

Чтоб живые друг друга поздравить с Победой могли,

Сколько б лет ни прошло со дня славной Победы!

( Март 2005г)

1   2   3