|
«Лучшая методическая разработка урока» 7 класс Тема урока «Письма с фронта» Учитель: Михайлова Вера Михайловна т. 89201788846 д. Захоломье, 2015 год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Краснополецкая средняя общеобразовательная школа
Торопецкого района Тверской области
Районный конкурс
«Лучший урок письма»
в честь 70-летия Великой Победы
И Года литературы
Номинация для учителей
«Лучшая методическая разработка урока»
7 класс
Тема урока «Письма с фронта»
Учитель: Михайлова Вера Михайловна
т. 89201788846
д.Захоломье, 2015 год
Тема урока: Письма с фронта…
Цели урока: подготовка к сочинению «Письма с фронта»; активизация и расширение знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствование умения писать письма, культуры общения; развитие письменной речи учащихся; нравственно-этическое и патриотическое воспитание, урок посвящён 70-летию Великой Победы.
Оформление
урока: презентация «Баллада о красках», видеоролик «Все ушли на фронт», презентация «Письма с фронта»,фотографии, фронтовые письма, книга «Фронтовые письма. Тверская область», аудиозаписи песен о войне.
Опережающее задание.
- Учитель к уроку раздаёт для повторения памятки на тему «Эпистолярный жанр»; (приложение №1)
- За несколько дней до урока учащиеся должны посетить экспозицию в школьном музее «Наши земляки в Великой Отечественной войне»;
- Побеседовать в семьях на тему «Мои родные в годы Великой Отечественной войны»
Ход урока.
Эпиграф:
Пусть помнит Русь своих сынов
И дочерей сквозь время призму.
Читайте фронтовые письма,
Как возвращенье старых снов.
Организационный момент.
II. Объявление темы и целей урока.
Учитель
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива
в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный
подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым
коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести
пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Попробуем с вами перенестись в те далёкие военные годы. Во время презентации
запишите слова, которые определяют слово война.
Демонстрация презентации «Баллада о красках» (приложение№2)
Учащиеся зачитывают свои записи:
мужество, стойкость, героизм, бой, атака, наступление, разведка, выстрелы,
взрывы, ранения, боль, кровь, грязь, испытания, труд, награда, победа.
Учитель
А ещё, ребята, прощание, расставание, разлука, слёзы, ожидание.
Внимание на экран.
Демонстрация видеоролика «Все ушли на фронт» (приложение№3)
Учитель
- Ребята, кто и кого провожает в этом ролике на войну?
( невеста провожает жениха, отец – дочь, жена – мужа)
Учитель
Все они близкие люди, все они дороги друг другу, но в их жизнь, как и в жизни
миллионов людей, врывается война.
Люди уходили на войну, покидали своих близких и родных на долгие годы. Но
расстояние и время не может убить любовь. Если нет возможности высказать слова
любви и заботы, их можно написать и отправить письмом по почте. А в годы
Великой Отечественной войны это был единственный способ связи. Предлагаю
вашему вниманию фотопрезентацию «Письма с фронта». На этих фотографиях
люди, на долю которых выпали тяжкие военные испытания. Мы не знаем историю
их судеб, но, глядя на них, понимаем, что все они любили, верили, надеялись и
ждали.
Демонстрация презентации «Письма с фронта» (приложение№4)
Учитель
А теперь давайте соприкоснёмся с внутренним миром этих людей. Среди них
солдат-воин, чей-то отец, брат, сын, дочь. У них война отняла возможность
мирно жить, учиться, работать и находиться рядом с близкими людьми. И только
письма согревали их души, вдохновляли бойцов, не давали пасть духом.
Ребята читают фронтовые письма
1
Добрый день! Здравствуйте, дорогие мамаша и сестрен-
ки: Рая, Лида и Тома. Шлю я вам свой горячий привет и же-
лаю всего хорошего в вашей жизни. Дорогая мамаша, я вам
выслал 350 рублей денег 9 января 1944 года. Затем высы-
лаю вам еще групповую фотографию своего подразделения.
Писать много нечего. Отправляемся на выполнение боевой
задачи. До свидания. Жду ответа. Передавайте мой привет
всем знакомым и родным. До свидания. С сердечным приве-
том ваш сын Вася.
24 января 1944 года
Вахрушев Василий Иванович
Тяжело ранен и умер от ран 13 февраля 1944 года в
отделении медсанбата.
ПИСЬМО
10 января 1944 года
___________________________________________________________
2
Добрый день! Здравствуйте, мои дорогие родные: лю-
бимая жена, братья и милые мои сестренки! Шлю я вам всем
по огромному привету. Вначале о себе. Как вы уже знаете, я
был ранен и сейчас нахожусь в госпитале. По слухам, нас,
всех здесь выздаравливающих, хотят отправить на Ленин-
градский фронт. Но это будет еще не очень скоро, а только
после того, как у меня заживет рана. Я вам писал, что меня
ранили в лоб, так что рана заживает медленно. Раненых здесь
вообще очень много. А как вы живете? Все ли у вас в поряд-
ке? Дорогая жена, ты береги детей, возьми жить к себе свою
маму. Она поможет тебе с хозяйством, с дровами, чтоб мои
дочки не мерзли. Пишите мне чаще. Мне очень нелегко жить
в разлуке с вами. Днем и ночью я тоскую и скучаю по вам,
мои дорогие. Нахожусь я от вас вдалеке. Но думаю, что скоро
кончится эта проклятая война, поэтому терпите. А пока ведь
всем нам нелегко. Пишите мне чаще письма.
Целую вас всех. Ваш любящий муж.
Бажин Иван Андреевич
Пропал
без вести в январе 1942 года
ПИСЬМО
от 26 сентября 1941 г.
3
Добрый день, Таня и дочка Галечка! Шлю я вам свой
сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни.
Таня, передай привет бабушке Тасе, Павлу Петровичу и Ва-
се, если они живут у нас. Милая Таня, я нахожусь на фрон-
товой полосе. Таня, обо мне не беспокойтесь. Я живу хоро-
шо. Таня, я пишу тебе уже пятое письмо, а от тебя не полу-
чил ни одного. Мне очень хочется получить от вас письмо.
Как вы живете? Как учится Галя? Что есть нового у вас?
Таня, по силе возможности, Галю корми получше, поку-
пай то, что ей нужно. Таня, я посылаю вам 270 рублей. Как
получишь - сразу же напиши. Убрана ли картошка и пшеница
в огороде? А сейчас, до свидания. Больше писать нечего. Ос-
таюсь жив и здоров, чего и вам желаю. Крепко целую. Ваш
муж Шура.
Катаев Александр Александрович
Погиб на фронте 2 января 1942 года.
ПИСЬМО
29 сентября 1941 г.
________________________________________________________________
4
Здравствуй, многоуважаемая сестра Тоня! С приветом к
вам брат Саня. Тоня, я ваше письмо получил, которое меня
очень взволновало, особенно некоторые фразы, сказанные о
сестре Саше. Пусть она не сомневается в том- надо или нет
ей прислушиваться к моим советам. Тоня, ты мне писала, что
вы очень ждете меня домой, но увидеться не придется до де-
кабря месяца. Сейчас же писать мне вам нечего, а вас я про-
шу сообщать мне все плохие и хорошие новости.
Тоня, ты еще писала, что ваши письма до меня не дохо-
дят. По-моему, те, которые вы напишите, они доходят. Те же
письма, о которых вы помечтаете написать, но не написали-
то они, наверняка, и не дойдут. А сейчас, до свидания, шлю
всем приветы: папе, маме, брату Коле, Раисе, Вале, Зине, Зое,
деду и бабушке. Жду ответ.
Мутных Александр Николаевич
скончался от ран в полевом госпитале
ПИСЬМО
21 октября 1940 г.
________________________________________________________________________
Учитель
Мы читаем строки из писем и ощущаем любовь к Родине, веру в Победу, надежду
на Жизнь! Эта переписка отражает мощь, мерзость, героизм войны… И
одновременно – великую силу любви. Благодаря именно таким простым людям наша
страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Любовь к родине, к родной
земле, к дому дала им силы победить!
Я держу в руках книгу, которая посвящена фронтовым письмам наших земляков. В
ней письма, которые были переданы создателям этой уникальной книги близкими и
родственниками фронтовиков. К сожалению, как оказалось, в наших с вами
семейных архивах не хранятся фронтовые письма. Мой дед, Соловьёв Иван
Васильевич, погиб в первые месяцы войны, он просто не успел написать ни одного
письма. А ваши прадеды???
Поэтому сегодня я предлагаю вам использовать полученные на уроке сведения и
рекомендации и написать письмо от вашего прадеда-фронтовика. Поговорите об этом
с вашими родителями, бабушками, дедушками. Представьте, кому и о чём мог
написать ваш прадед с фронта.
На следующем уроке вы прочитаете свои работы, и пусть они хранятся в ваших
семейных архивах. Желаю вам удачи!
Продукт урока (приложение №5)
Литература
Фронтовые письма. Тверская область. Составители: Екатерина Гонтарёва, Ольга Вересова. 2005 год
Книга Памяти. Составители и редакторы: С.В.Белякова, Ф.И.Бурилов, Н.В.Костин. Издательство «Тверские ведомости» 1993 год.
3. "Литературная газета" № 18, 2000г. - "Треугольник /Фронтовые письма/".
|
|
|