|
«Животные часть природы. Роль животных в природе»
2013-2014 учебный год
Копия верна:
Директор МКОУ «Поповская СОШ»
_________________ / Савина Е.И./
Животные-часть природы.
Роль животных в природе.
3 класс «Окружающий мир»
Педагог: Засимова Людмила Сергеевна
Тема: « Животные - часть природы. Роль животных в природе».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма работы: Групповая, в парах, индивидуальная.
Цели: создание условий для проявления познавательной активности учеников; способствование расширению знаний, обучающихся о животных как части природы, о роли животных в природе; умение составлять цепи питания, моделировать ситуацию.
Задачи:
Обучающие: научить составлять цепи питания, моделировать ситуацию, высказывать свою точку зрения и делать выводы, выявить вместе с учащимися тесную взаимосвязь между животными и окружающей природой.
Развивающие: развивать процессы мышления, сравнения, анализа; содействовать формированию чувства ответственности за всё живое, что нас окружает; развивать познавательные интересы, наблюдательность, сообразительность.
Воспитательные: - способствовать воспитанию интереса и любви к животным, уважительного и бережного отношения к природе.
Планируемые матапредметные результаты:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
- отвечать на вопросы и оценивать свои достижения;
- использовать учебник при работе по предложенному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценке.
Познавательные:
- осмысление взаимосвязи животных с природой;
- добывать новые знания и извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, презентация учителя, карточки-помощницы);
- применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение, строить рассуждения.
Коммуникативные:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
– совершенствование умений работать в паре, в группе.
Планируемые предметные результаты: научатся работать с учебником, в группах, получат знания о животных как части природы, о роли животных в природе, сформулируют правила поведения в природе.
Используемые ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Окружающий мир 3 класс» Виноградова Н.Ф., рабочие тетради «Окружающий мир 3 класс», предметные картинки, карточки-помощницы, сигнальные карточки, диск «Академия младшего школьника».
Этапы урока
|
Формируемые УДД
|
Содержание этапа.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Примечание
|
Организационный момент.
Цели:
- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Личностные УДД:
положительное отношение к учению, уважение к собеседнику.
|
- Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте ещё раз их поприветствуем.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать.
Можем мы урок начать.
|
Приветствуют учителя, гостей, проверяют готовность к уроку.
|
|
Актуализация знаний.
Цели:
- актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
|
Регулятивные УДД:
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- осознание качества и уровня усвоения, контроль и результат работы.
Познавательные УДД:
- структурирование знаний, анализ объектов, результата работы;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, опираясь на жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
Учитель читает отрывок из стихотворения И А. Бунина. «Листопад»
Слайд 1 (картина Левитана «Золотая осень»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Узнали ли вы отрывок из этого стихотворения?
Учитель. - Какое время года описал И. А. Бунин? (осень)
Осень вдохновляла не только поэтов, но и писателей, композиторов, художников.
Посмотрите внимательно на картину и скажите,
- Что изобразил художник? (природу)
- А что такое природа? (Природа – это всё, что нас окружает, кроме искусственных тел.)
- Верно. Перед вами тела природы. На какие две группы можно распределить эти тела природы? (тела живой природы, неживой природы)
Облако, дерево, грибы, камень, бактерии,
снежинка, человек, солнце,
облако дерево
камень грибы
снежинка бактерии
солнце человек
?
Проверка правильности выполнения задания.
- Оцените правильность выполнения задания.
3. Определение темы урока.
- Все ли царства живой природы у нас представлены? Какого же царства нет? (царства животных)
- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (Животные)
- Давайте откроем учебник стр. 95 и прочтём тему урока.
- А что вы знаете о животных? (Дикие и домашние; растительноядные, хищники, всеядные; животные, которые впадают в спячку; животные обитают везде).
|
Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют, высказывают свои предположения, делают выводы.
(Два ученика работают у доски)
Проверяют и оценивают правильность выполнения задания.
Высказывают свои предположения.
Формулируют тему урока.
Работа с учебником.
Высказывают своё мнение.
|
Работа с интерактивной доской. Презентация.
|
Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
Регулятивные УДД:
- определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.
Познавательные УДД:
Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные УДД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
- Верно. Давайте посмотрим, что же нам предстоит узнать сегодня на уроке. Прочтите.
Что узнаем?
Почему животные - это часть живой природы?
Какую роль играют животные в природе?
Может ли природа существовать без животных?
Почему жизнь животных тесно связана с растениями и другими организмами?
Что такое цепи питания?
(Слайд 2)
|
Читают задачи урока.
|
Работа с интерактивной доской. Презентация.
|
Открытие нового знания
Цель:
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.
|
Личностные УДД:
- понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним, необходимость товарищеского сотрудничества.
Познавательные УДД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и полученную информацию.
Регулятивные УДД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
- Давайте попробуем ответить на вопрос: почему животные – это часть живой природы? Посмотрите на царства живой природы и подумайте, какие общие признаки их объединяют? (живут, растут, дышат, питаются, размножаются, умирают).
- Можно ли эти признаки отнести к животным?
- Давайте проверим, все ли признаки мы назвали.
6. Работа в РТ стр. 37 № 61.
- Откройте рабочую тетрадь стр.37 № 61.
Давайте рассмотрим схему и назовём ещё раз признаки живой природы.
- Как эту схему можно озаглавить? (Животные – живые организмы)
- Почему же животные – часть живой природы?
- Вот мы и доказали с вами, что животные - это часть живой природы, потому что они – живые организмы.
- На Земле существует множество самых разных животных. От самых маленьких до огромных.
(Слайд 3)
- Где можно встретить животных?
- Их можно встретить везде: в воздухе, под землёй, в воде, на земле.
(Слайд 4)
7. Работа по учебнику. Поисковое чтение.
- А какую же роль играют животные в природе? Зачем они нужны? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Рассмотрите рисунки на стр. 95. Прочитайте текст. Расскажите о роли животных в природе.
- Какую же работу выполняют животные в природе? (ответы детей)
- Какой же вывод мы сможем сделать? (Растения и животные тесно связаны между собой. Есть в природе связи между животными)
8. Этот удивительный мир.
- Есть ли связи между животными?
- Конечно, такие связи есть. (Слайд 6,7,8)
- Ребята, узнали ли вы что-то новое об этих животных?
|
Ведут диалог с учителем.
Выполняют практическое действие.
Делают выводы.
Высказывают свои предположения.
Работают с текстом, ищут ответы на вопросы.
Анализируют изученное, делают выводы.
Открывают новые знания.
|
Работа в РТ стр.37 №61.
Работа с интерактивной доской. Презентация.
Работа с учебником стр. 95.
Работа с интерактивной доской. Презентация.
|
Физкультминутка
|
Личностные УДД:
- формирование навыков здорового образа жизни через включения в досуговую деятельность.
|
Музыкальная разминка «Зарядка».
|
Выполняют музыкальную разминку «Зарядка».
|
Использование ноутбука, музыкальная разминка.
|
Первичное закрепление изученного. Формирование практических навыков и умений.
Цель:
- установить правильность и осознанность изученного материала.
|
Познавательные УДД:
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
Коммуникативные УДД:
- формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УДД:
- контроль, саморегуляция.
|
Моделирование ситуации.
- Ребята, давайте на несколько минут представим, что бы произошло на нашей планете, если царства животных не было?
(Групповая работа)
- Сейчас мы разделимся на группы. В каждой группе выберите главного. Распределите роли. Подготовьте ответы на вопросы. А в помощь вам будет карточка – помощница. (3 карточки с изображением домашнего подворья, водоёма, леса с животными)
1 ряд – Если бы не было бы домашних животных…
2 ряд – если бы не было животных в водоёмах…
3 ряд- если бы не было животных в лесах… (3 мин.)
Выступление представителей групп.
- Какой же вывод можно сделать, выслушав рассказы одноклассников?
(Животные природе нужны, потому что в природе всё взаимосвязано. Животных надо беречь.)
10. Проверка домашнего задания. Практическая направленность. Связь с жизнью.
-Верно. Животных надо беречь. Давайте разберёмся, что значит беречь животных?
К сегодняшнему уроку вы должны были составить правила поведения в природе. Назовите только те правила, которые связаны с животными.
- Как вы помогаете животным?
|
Работают в группах, ведут дискуссии, моделируют ситуации, делают выводы.
Выступление представителей групп.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют правила поведения в природе, связанные с животными.
|
Работа с карточками-помощницами с изображением домашнего подворья, водоёма, леса с животными.
Использование памяток поведения в природе, составленных учащимися.
|
Включение в систему знаний.
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи.
|
Коммуникативные УДД:
- умение делать выводы на основе полученной информации.
Познавательные УДД:
- находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.
|
Взаимосвязи живого в природе. Цепи питания.
- Молодцы, что вы помогаете животным, заботитесь о них. Ведь животные – это часть природы, а в природе всё взаимосвязано.
Вот, например, лесной трусишка заяц. (на доске картинка зайца.)
- Чем он питается? (корой деревьев) ( На доске картинка дерева.)
- А кто охотится на зайца? (лиса) (На доске картинка лисы.)
Дерево _______ заяц_______ лиса.
Вот простая цепь питания.
- Рассмотрите цепь питания в учебнике.
-- С чего начинается цепь питания? (с растения)
- Это ещё один пример связи растений и животных.
12. Тест (3 вопроса)
- А теперь попробуем выполнить тест. Закончите цепи питания. (фронтально) (Слайд 9)
13. Работа в РТ. Работа в парах.
- В тесте мы заканчивали цепи питания. Теперь попробуем составить их. Откройте рабочие тетради на странице 43. Найдите задание под номером 79. Выполните работу в парах, используя цветные карандаши или фломастеры.
Проверка.
(Слайд 10) (У доски пером).
- Оцените свою работу в парах.
- Чему же вы сейчас научились? (Составлять цепи питания)
Конкурс знатоков природы.
- Ребята, а хорошо ли вы знаете названия животных? Давайте поиграем и снова в парах. По очереди называйте названия животных. Кто запнётся, тот проиграл. (1 мин)
- Победители этой игры, встаньте. Вы молодцы. Те, кто сегодня не выиграл, не расстраивайтесь. В следующий раз повезёт и вам.
15. Игра «Поле чудес».
- Теперь я вижу, что вы готовы к командной игре. Капитанами сегодня будут…. Ваши команды будут готовы прийти к вам на помощь. Помните, если вы выбираете сектор приз, команда выбывает из игры.
- Победителем сегодняшней игры стал … ряд. Победители не зазнаются, а проигравшие не расстраиваются.
|
Используя полученные знания выполняют практическую работу.
Проверяют умение составлять цепи питания.
Работают в парах.
Оценивают свою работу с помощью сигнальных карточек.
Отвечают на вопросы, использую жизненный опыт.
Работа в группах.
|
На доске картинки зайца, дерева, лисы.
Работа с учебником стр.96.
Работа в РТ стр.43 № 79. (цветные карандаши/ фломастеры).
Работа с интерактивной доской. Презентация.
Интерактивная игра «Поле чудес» (диск Академия младшего школьника.)
|
Рефлексия.
Цель:
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Регулятивные УДД:
- оценивать правильность выполнения действий на уроке.
Личностные УДД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
- Давайте вернёмся к вопросам, которые стояли перед нами на этом уроке. На все ли вопросы мы дали ответ?
- Сегодня на уроке мы говорили о царстве животных. Это первый урок по большой теме «Животные». Что же самое главное вы должны запомнить на этом уроке. Давайте посмотрим в учебник и прочитаем вывод.
17. Домашнее задание.
1 группа. Подготовить сообщение о любом животном.
2 группа. Подготовить рассказ на тему «Роль животных в природе».
3 группа. Прочитать текст стр. 96-97, выполнить задание в РТ стр. 37 №62.
18. Самооценка работы на уроке.
- Оцените свою работу на уроке.
Выставление отметок за работу на уроке.
- Я согласна с….. Они сегодня замечательно работали. (5, 4).
Благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.
|
Называют основные позиции нового материала, проверяют их усвоение.
Записывают в дневники домашние задания.
Оценивают свою работу на уроке.
|
Сигнальные карточки.
|
|
|
|