|
Жесты и мимика
Занятие факультатива «Этика речевого общения»
Класс – 5
Учитель – Фидикова С.В.
Тема: Жесты и мимика.
Задачи: Сформировать у обучающихся первичные представления о роли неязыковых средств речи в процессе общения (жесты, мимика).
Развивать умения правильно использовать жесты и мимику для передачи содержания высказывания;
Коррекция дыхательного и речедвигательного аппарата, коррекция речи через работу с произведениями различных жанров, обогащение словарного запаса;
Воспитание культуры поведения, культуры общения.
Ход занятия.
Организационный момент.
Речевая разминка
Задание 1,3 (инд. карт.)
2,4
Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слове. (на доске)
У Кондрата куртка коротковата.
У Кондрата куртка коротковата.
У Кондрата куртка коротковата.
Работа со стихотворением
-
Инд.картинка (повторение темы предыдущего урока)
Работа по теме урока.
– Ребята, можем ли мы «говорить» без слов?
Да, иногда можно выразить свои мысли и чувства без слов.
Сегодня вы узнали много нового о помощниках устного слова.
Игра «Каравай» (произносится без жестов).
-
Все ли вам ясно?
«Каравай» ( с использованием жестов)
- Что помогло лучше понять? (движение рук) Жесты
Проговаривание текста игры с использованием жестов (обучающиеся)
–Догадайтесь (подумайте), что я хочу вам сказать?
Демонстрация учителем жестов:
Прощание- машет рукой
Выйти к доске
Сесть на место
Не шуметь
-Как здороваетесь с учителем, когда он входит в класс? (дети встают, кивают)
Вывод: Жесты - движение рук, головы во время речи.
-
Мимика также помогает изложить свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателей, передавать настроение, отношение к тому о чем говорим, выражая свои чувства. Если мы говорим о радостном, приятном добром, то и на лице у нас будет выражена радость, если говорим о печальном, плохом, злом, то у нас будет соответствующее выражение лица.
Вывод: Итак, жесты и мимика помогают нам выражать мысли и чувства более ярко и понятно, иногда даже заменяют какие-то слова, используются вместо них.
-Но иногда жесты и мешают нам в речи. Во время ответа на уроке , во время разговора кто-либо из ваших товарищей постоянно что-то делает руками: крутит пуговицу, что-то поправляет…
Все это мешает слушать. Это- лишние жесты. Они не нужны в нашей речи так же, как и некоторые слова, которые неопытный рассказчик постоянно повторяет: ну, это, значит, типа…
А иногда рассказчик говорит о грустном и печальном, а сам улыбается, или, наоборот, рассказ веселый, а у говорящего безразличное выражение лица.
Надо, чтобы всё: и мимика, и жесты, и слова – помогали рассказчику лучше передать содержание высказывания.
Практические упражнения.
- Я буду описывать вам ситуации, а вы с помощью жестов и мимика постарайтесь изобразить действия и состояние их участников.
-
На улице: Идя в школу, на другой стороне улицы видите своих друзей, идущих на каток (они учатся во вторую смену). Они тоже вас увидели и приглашают с собой. (Ваши действия).
На уроке: Ученик у доски выполняет работу, учитель молча указывает на допущенную ошибку. (Ваши действия).
Дома: Сообщаете, придя из школы, что получили «5».
Использование жеста – палец, приложенный к губам (в разных ситуациях).
- Кто спит дома, вас предупреждают об этом.
- Предупреждение на уроке нарушителям тишины.
- На рыбалке, когда начался клев, а в это время в вам подбегает товарищ.
Использование мимики (в частности, улыбки) при проговаривании этикетных фраз, закончив их по-разному. (у обучающихся индивидуальные карточки).
Чтение текста по ролям. (использование мимики, позы, тона речи).
- Отрывок про Карлсона (у обучающихся индивидуальные карточки).
Итог урока. Подведение итогов.
- Какие жесты я использовала на уроке?
- Как менялось выражение моего лица (мимика)?
- А как вы чувствовали себя на уроке?
Выберите карточку с соответствующим выражением лица и покажите в правой руке.
Спасибо за урок.
Д/з Рассказ «Цыпленок» (на карточках) прочитать, использовать жесты, мимику, нарисовать цыпленка.
|
|
|