Главная страница

«Герои поэмы и нравственный идеал


Скачать 83.7 Kb.
Название «Герои поэмы и нравственный идеал
Дата 29.02.2016
Размер 83.7 Kb.
Тип Урок

Урок литературы в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича…»
Тема: «Герои поэмы и нравственный идеал автора»
Цели:

  1. дальнейшее развитие понятий «романтический герой», «романтический конфликт»;

  2. закрепление умений анализа литературного произведения;

  3. воспитание высоконравственных личностных качеств на примере героев поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Технологии:

  • проблемного обучения

  • дифференцированного обучения

  • работа в группах

  • ИКТ

  • Критического мышления

  • Здоровьесберегающая

Оборудование:

компьютер, проектор, экран

эпиграф:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

М.Ю.Лермонтов.

Баллада «Бородино»

Ход урока
I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

- Что такое нравственность? (ответ учащихся).

- Вот как объясняется это слово в толковом словаре: «Правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведения». (подготовленный ученик)

- Каково значение слова «идеал»?

(Ответы учащихся).

- В словаре дается следующее объяснение: «Совершенное воплощение чего-либо». (Подготовленный ученик).

Как вы понимаете смысл словосочетания «нравственный идеал»?

(Ответы учащихся).

- Это высоко духовная личность, человек-образец, с которого мы должны брать пример, учиться у него добру, справедливости, порядочности, внимательному отношению к ближним.

Нравственным идеалом может быть человек из реальной жизни, нашего окружения, но им может быть и литературный герой.

Сегодня на уроке мы попытаемся определить, какой герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» является, по мнению автора, нравственным идеалом и какими способами создается характер этого литературного героя.
III. Сопоставительный анализ текста.

1.

- Назовите героев поэмы, между которыми вспыхивает основной конфликт.

(Степан Парамонович Калашников и опричник Кирибеевич)

- Давайте попробуем исследовать текст поэмы и найти способы характеристики этих героев. Мы составим таблицу по определенному плану.

(Учитель на экране показывает расчерченную таблицу. Учащиеся переносят таблицу в тетрадь. Таблица заполняется по ходу работы).

- У всех ли героев поэмы есть имена?

(Степан Парамонович Калашников – купец, продолживший дело своего отца: «… и родился я от честнова отца».

Кирибеевич – опричник. Опричники творят зло, их все боятся. Фамилия его Скуратов.

(«из семьи Малютиной»).

2. Самостоятельная исследовательская работа учащихся по группам:

- Сейчас вы самостоятельно по группам поищите в тексте поэмы другие способы создания характера героев.

1 группа: речь героев;

2 группа: поступки Степана Парамоновича Калашникова и его отношение к человеческим и духовным ценностям;

3 группа: поступки Кирибеевича и его отношение к человеческим и духовным ценностям.

4 группа: авторская оценка героев.

3. Сообщения учащихся каждой группы по наводящим вопросам учителя.

(Остальные учащиеся заполняют таблицу по ходу рассуждения)

1) Вопросы к первой группе:

- Какова речь героев?

(Степан Парамонович говорит ласково: «речью ласковой гостей он заманивает»; с женой – строго: «Уж где ты, жена, жена шаталася?...; с братьями – откровенно, «Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мной приключилася….», с Кирибеевичем – смело; «…а родился от честнова отца, и жил по закону господнему…»; с царем разговаривает с достоинством: «Я скажу тебе, православный царь…». Его речь очень эмоциональна (использование эпитетов, восклицательных предложений и т.п.).

Кирибеевич говорит высокопарно: «не родилась та рука заколдованная…»; об Алене Дмитриевне – страстно: «не найти, не сыскать такой красавицы…, «Как увижу ее, я и сам не свой…»; его речь хвастливая: «Так и быть, обещаюсь для праздника, отпущу живого с покаянием…»

2).Вопросы ко 2 и 3 группам:

- Какие поступки совершают герои?

Как это их характеризует?

(Калашников женат, венчан в церкви, живет по законам Божьим. Кирибеевич холост, но испытывает чувство любви к замужней женщине. Эта любовь страстная, губительная. Он нарушает христианские заповеди: «не прелюбодействуй», « не обмани» и др.

Учащиеся находят символ – платок (символ власти, защиты). Степан Парамонович подарил его Алене Дмитриевне – Кирибеевич сорвал с головы. Он опозорил Алену Дмитриевну, разрушил семейное счастье, значит, встал против Бога.

- Какой нравственный выбор делает Калашников?

(Он собрался участвовать в кулачном бою с опричником «за святую правду –матушку». Защищая честь семьи, говорит братьям: «А такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому».

- Как герои выходят на бой?

Кирибеевич: «Царю в пояс молча кланяется,…

Подпершися в бок рукою правою,…

Ожидает он себе противника.

…. Над плохими бойцами подсмеивает…»

Калашников: «Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому».

Кирибеевич не признает никого, кроме царя, которого – единственного – он боится.

Калашников показан человеком, признающим государственную власть, глубоко верующим и любящим народ).

- Найдите в тексте поэмы детали, характеризующие состояние Кирибеевича в тот момент, когда Калашников объяснил причину своего участия в кулачном бою. О чем это говорит?

(«Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…»

Кирибеевич испугался того, что раскроется его обман, ведь он говорил царю, что Алена Дмитриевна - незамужняя. И царь его благословил).

- Кто первым начинает бой?

(Кирибеевич. Он уверен в своей силе и хочет поскорее избавиться от обвинявшего его в грехе Калашникова).

- Куда ударил Кирибеевич Калашникова?

Почему?

(Ударил в грудь, в то место, где находится нательный крестик, тем самым покушаясь не только на человека, но и на всю веру христианскую).

- Куда ударил Калашников Кирибеевича?

Почему?

(«… И ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча».

Калашников нарушил правило боя. Он сознательно шел на убийство своего обидчика, так как хотел защитить честь своей семьи и избавить от зла Русь Святую).

(Физминутка)

3). Вопросы ко всему классу:

- Кто вершит суд над Калашниковым?

Почему? Справедлив ли этот суд?

(Царь Иван Грозный сурово судит Калашникова. Его суд жесток, но справедлив, так как Калашников убивает человека, к тому же любимого царского опричника).

- Почему Калашников не открыл царю всей правды, а просил казнить себя?

(Калашников понимает, что, убив Кирибеевича, он совершил страшный грех, нарушил заповедь: «не убий». И только Бог может рассудить его: «Скажу только Богу единому»)

- Мог ли конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем разрешиться миром?

- Кто и почему победил в этом поединке?

4). Вопросы ко всему классу.

-Каково отношение русского народа к героям?

- Почему в финале не говорится о могиле Кирибеевича?

(Люди похоронили Калашникова, поставили на его могиле кленовый крест. Его помнят, о нем горюют, его славят, за его душу молятся. Кирибеевича же все забыли. О нем не упоминается в финале поэмы).

5).Вопросы к 4 группе (уровень повышенный):

- Какова авторская оценка героев?

(Она дается через эпитеты, сравнения… Автор на стороне Калашникова. Он восхищается его удалью, смелостью, чувством собственного достоинства, стремлением постоять за свою честь. Также автор с сожалением говорит о смерти героя, употребляя выражение: «головушка бесталанная». Кибиреевича он осуждает, называя его «луковым рабом», хотя говорит о его внешней красоте и физической силе).
После рассуждений учеников в таблице появляется примерная запись:


Способы создания характера

Калашников

Кирибеевич

I.Имя

Степан Парамонович

Нет имени

II.Происхождение,
положение в обществе

«от честного отца»
купец

«из славной семьи из Малютиной,

опричник

III.Поступки, отношение к ценностям

1.К семье,

женщине

Женат. Живет по законам

Дарит платок.

Холост, но любит замужнюю женщину.

Срывает платок.

2. Причина участия в бою.

Защитить честь семьи, избавить Русь от зла.

Показать физическую силу.

3.Выход на бой.

«Поклонился прежде всего царю грозному, После великому Кремлю да святым церквам, А потом народу русскому»

«Царю молча в пол кланяется» да посмеивается ….

4.Состояние героев после объяснения причины.

«горят очи его соколиные,

На опричника смотрят пристально»

«побледнел в лице, как осенний снег ….

Между сильных плеч пробежал мороз,

На открытых устах слово замерло…»

5.Бой

«И ударил прямо в левый висок со всего плеча»

«… И ударил его посередь груди…»

IV. Речь героев

Ласковая, полная достоинства

Страстная, хвастливая



V. Авторская оценка героев.

Статный молодец; удалой купец; удалой; лихой боец; очи соколиные; плечи могучие; головушка бесталанная.

Удалой боец; буйный молодец; очи темные, луковый раб; побледнел, как осенний снег; повалился, будто сосенка ….

VI. Отношение русского народа к героям

Схоронили за Москвой рекой,…

И кленовый крест … поставили,….

Пройдет старый человек – перекрестится, молодец приосанится, девица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку.






VI. Обобщение.

- В основе поэмы лежит конфликт. Как конфликт помогает раскрыть характер лермонтовских героев?

(Конфликт проявляется в поступках героев, в их отношении к системе ценностей, которые выработало человечество за годы своего существования. Эти способы и помогают нам понять характеры героев).

- Кто из героев лермонтовской поэмы является нравственным идеалом писателя? Почему?

(Нравственным идеалом является романтический герой Степан Парамонович Калашников, восставший на страшную силу в образе опричника, любимца царя, и сумевший победить ее, показав при этом свою физическую и духовную силу).

- Как эпиграф к нашему уроку соотносится с героями «Песни про царя Ивана Васильевича….»?

- Составьте синквейн об одном из героев поэмы (по группам)
VII. Домашнее задание (на выбор):

№1. Прочитайте поэму М.Ю.Лермонтова «Боярин Орша»; определите тему, конфликт; охарактеризуйте героев поэмы.

№2. Сравните лермонтовских героев из поэмы «Боярин Орша» с героями поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…»
VIII. Оценки за урок.
IX. Рефлексия.

Какие эмоции вы испытали во время выполнения заданий?

Какие задания вам показались наиболее интересными? Какие – трудными?

Понравился или нет вам урок? Почему?

Какие вопросы вы хотели бы задать учителю, ученикам?