|
«Герои поэмы и нравственный идеал
Урок литературы в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича…»
Тема: «Герои поэмы и нравственный идеал автора»
Цели:
дальнейшее развитие понятий «романтический герой», «романтический конфликт»;
-
закрепление умений анализа литературного произведения;
воспитание высоконравственных личностных качеств на примере героев поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Технологии:
проблемного обучения
дифференцированного обучения
работа в группах
ИКТ
Критического мышления
Здоровьесберегающая
Оборудование:
компьютер, проектор, экран
эпиграф:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри, не вы.
М.Ю.Лермонтов.
Баллада «Бородино»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
- Что такое нравственность? (ответ учащихся).
- Вот как объясняется это слово в толковом словаре: «Правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведения». (подготовленный ученик)
- Каково значение слова «идеал»?
(Ответы учащихся).
- В словаре дается следующее объяснение: «Совершенное воплощение чего-либо». (Подготовленный ученик).
Как вы понимаете смысл словосочетания «нравственный идеал»?
(Ответы учащихся).
- Это высоко духовная личность, человек-образец, с которого мы должны брать пример, учиться у него добру, справедливости, порядочности, внимательному отношению к ближним.
Нравственным идеалом может быть человек из реальной жизни, нашего окружения, но им может быть и литературный герой.
Сегодня на уроке мы попытаемся определить, какой герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» является, по мнению автора, нравственным идеалом и какими способами создается характер этого литературного героя.
III. Сопоставительный анализ текста.
1.
- Назовите героев поэмы, между которыми вспыхивает основной конфликт.
(Степан Парамонович Калашников и опричник Кирибеевич)
- Давайте попробуем исследовать текст поэмы и найти способы характеристики этих героев. Мы составим таблицу по определенному плану.
(Учитель на экране показывает расчерченную таблицу. Учащиеся переносят таблицу в тетрадь. Таблица заполняется по ходу работы).
- У всех ли героев поэмы есть имена?
(Степан Парамонович Калашников – купец, продолживший дело своего отца: «… и родился я от честнова отца».
Кирибеевич – опричник. Опричники творят зло, их все боятся. Фамилия его Скуратов.
(«из семьи Малютиной»).
2. Самостоятельная исследовательская работа учащихся по группам:
- Сейчас вы самостоятельно по группам поищите в тексте поэмы другие способы создания характера героев.
1 группа: речь героев;
2 группа: поступки Степана Парамоновича Калашникова и его отношение к человеческим и духовным ценностям;
3 группа: поступки Кирибеевича и его отношение к человеческим и духовным ценностям.
4 группа: авторская оценка героев.
3. Сообщения учащихся каждой группы по наводящим вопросам учителя.
(Остальные учащиеся заполняют таблицу по ходу рассуждения)
1) Вопросы к первой группе:
- Какова речь героев?
(Степан Парамонович говорит ласково: «речью ласковой гостей он заманивает»; с женой – строго: «Уж где ты, жена, жена шаталася?...; с братьями – откровенно, «Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мной приключилася….», с Кирибеевичем – смело; «…а родился от честнова отца, и жил по закону господнему…»; с царем разговаривает с достоинством: «Я скажу тебе, православный царь…». Его речь очень эмоциональна (использование эпитетов, восклицательных предложений и т.п.).
Кирибеевич говорит высокопарно: «не родилась та рука заколдованная…»; об Алене Дмитриевне – страстно: «не найти, не сыскать такой красавицы…, «Как увижу ее, я и сам не свой…»; его речь хвастливая: «Так и быть, обещаюсь для праздника, отпущу живого с покаянием…»
2).Вопросы ко 2 и 3 группам:
- Какие поступки совершают герои?
Как это их характеризует?
(Калашников женат, венчан в церкви, живет по законам Божьим. Кирибеевич холост, но испытывает чувство любви к замужней женщине. Эта любовь страстная, губительная. Он нарушает христианские заповеди: «не прелюбодействуй», « не обмани» и др.
Учащиеся находят символ – платок (символ власти, защиты). Степан Парамонович подарил его Алене Дмитриевне – Кирибеевич сорвал с головы. Он опозорил Алену Дмитриевну, разрушил семейное счастье, значит, встал против Бога.
- Какой нравственный выбор делает Калашников?
(Он собрался участвовать в кулачном бою с опричником «за святую правду –матушку». Защищая честь семьи, говорит братьям: «А такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому».
- Как герои выходят на бой?
Кирибеевич: «Царю в пояс молча кланяется,…
Подпершися в бок рукою правою,…
Ожидает он себе противника.
…. Над плохими бойцами подсмеивает…»
Калашников: «Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому».
Кирибеевич не признает никого, кроме царя, которого – единственного – он боится.
Калашников показан человеком, признающим государственную власть, глубоко верующим и любящим народ).
- Найдите в тексте поэмы детали, характеризующие состояние Кирибеевича в тот момент, когда Калашников объяснил причину своего участия в кулачном бою. О чем это говорит?
(«Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло…»
Кирибеевич испугался того, что раскроется его обман, ведь он говорил царю, что Алена Дмитриевна - незамужняя. И царь его благословил).
- Кто первым начинает бой?
(Кирибеевич. Он уверен в своей силе и хочет поскорее избавиться от обвинявшего его в грехе Калашникова).
- Куда ударил Кирибеевич Калашникова?
Почему?
(Ударил в грудь, в то место, где находится нательный крестик, тем самым покушаясь не только на человека, но и на всю веру христианскую).
- Куда ударил Калашников Кирибеевича?
Почему?
(«… И ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча».
Калашников нарушил правило боя. Он сознательно шел на убийство своего обидчика, так как хотел защитить честь своей семьи и избавить от зла Русь Святую).
(Физминутка)
3). Вопросы ко всему классу:
- Кто вершит суд над Калашниковым?
Почему? Справедлив ли этот суд?
(Царь Иван Грозный сурово судит Калашникова. Его суд жесток, но справедлив, так как Калашников убивает человека, к тому же любимого царского опричника).
- Почему Калашников не открыл царю всей правды, а просил казнить себя?
(Калашников понимает, что, убив Кирибеевича, он совершил страшный грех, нарушил заповедь: «не убий». И только Бог может рассудить его: «Скажу только Богу единому»)
- Мог ли конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем разрешиться миром?
- Кто и почему победил в этом поединке?
4). Вопросы ко всему классу.
-Каково отношение русского народа к героям?
- Почему в финале не говорится о могиле Кирибеевича?
(Люди похоронили Калашникова, поставили на его могиле кленовый крест. Его помнят, о нем горюют, его славят, за его душу молятся. Кирибеевича же все забыли. О нем не упоминается в финале поэмы).
5).Вопросы к 4 группе (уровень повышенный):
- Какова авторская оценка героев?
(Она дается через эпитеты, сравнения… Автор на стороне Калашникова. Он восхищается его удалью, смелостью, чувством собственного достоинства, стремлением постоять за свою честь. Также автор с сожалением говорит о смерти героя, употребляя выражение: «головушка бесталанная». Кибиреевича он осуждает, называя его «луковым рабом», хотя говорит о его внешней красоте и физической силе).
После рассуждений учеников в таблице появляется примерная запись:
Способы создания характера
|
Калашников
|
Кирибеевич
|
I.Имя
|
Степан Парамонович
|
Нет имени
|
II.Происхождение,
положение в обществе
|
«от честного отца»
купец
|
«из славной семьи из Малютиной,
опричник
|
III.Поступки, отношение к ценностям
1.К семье,
женщине
|
Женат. Живет по законам
Дарит платок.
|
Холост, но любит замужнюю женщину.
Срывает платок.
|
2. Причина участия в бою.
|
Защитить честь семьи, избавить Русь от зла.
|
Показать физическую силу.
|
3.Выход на бой.
|
«Поклонился прежде всего царю грозному, После великому Кремлю да святым церквам, А потом народу русскому»
|
«Царю молча в пол кланяется» да посмеивается ….
|
4.Состояние героев после объяснения причины.
|
«горят очи его соколиные,
На опричника смотрят пристально»
|
«побледнел в лице, как осенний снег ….
Между сильных плеч пробежал мороз,
На открытых устах слово замерло…»
|
5.Бой
|
«И ударил прямо в левый висок со всего плеча»
|
«… И ударил его посередь груди…»
|
IV. Речь героев
|
Ласковая, полная достоинства
|
Страстная, хвастливая
|
V. Авторская оценка героев.
|
Статный молодец; удалой купец; удалой; лихой боец; очи соколиные; плечи могучие; головушка бесталанная.
|
Удалой боец; буйный молодец; очи темные, луковый раб; побледнел, как осенний снег; повалился, будто сосенка ….
|
VI. Отношение русского народа к героям
|
Схоронили за Москвой рекой,…
И кленовый крест … поставили,….
Пройдет старый человек – перекрестится, молодец приосанится, девица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку.
|
|
VI. Обобщение.
- В основе поэмы лежит конфликт. Как конфликт помогает раскрыть характер лермонтовских героев?
(Конфликт проявляется в поступках героев, в их отношении к системе ценностей, которые выработало человечество за годы своего существования. Эти способы и помогают нам понять характеры героев).
- Кто из героев лермонтовской поэмы является нравственным идеалом писателя? Почему?
(Нравственным идеалом является романтический герой Степан Парамонович Калашников, восставший на страшную силу в образе опричника, любимца царя, и сумевший победить ее, показав при этом свою физическую и духовную силу).
- Как эпиграф к нашему уроку соотносится с героями «Песни про царя Ивана Васильевича….»?
- Составьте синквейн об одном из героев поэмы (по группам)
VII. Домашнее задание (на выбор):
№1. Прочитайте поэму М.Ю.Лермонтова «Боярин Орша»; определите тему, конфликт; охарактеризуйте героев поэмы.
№2. Сравните лермонтовских героев из поэмы «Боярин Орша» с героями поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…»
VIII. Оценки за урок.
IX. Рефлексия.
Какие эмоции вы испытали во время выполнения заданий?
Какие задания вам показались наиболее интересными? Какие – трудными?
Понравился или нет вам урок? Почему?
Какие вопросы вы хотели бы задать учителю, ученикам?
|
|
|