|
Исследовательская работа Эффективность применения массажных ковриков для профилактики плоскостопия на занятиях лфк
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5 VIII вида»
Исследовательская работа
Эффективность применения массажных ковриков
для профилактики плоскостопия на занятиях ЛФК.
Выполнила: ученица 7 класса
МБ С(К)ОШ №5 VIII вида
г. Чайковский
Балтина Юлия
Руководитель: профессионально- трудового обучения МБ С(К)ОШ
№5 VIII вида г. Чайковский
Котомкина Людмила Ивановна
Чайковский
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Литературный обзор 5
1.1. Значение здоровых стоп 5
1.2. Строение стопы 5
1.3. Назначение стопы…………………………………………………………………. .5
1.4. Плоскостопие: виды, причины, симптомы 5
1.4.1.Виды плоскостопия 6
1.4.2. Симптомы плоскостопия 7
1.5. Оборудование для занятий ЛФК. 8
1.5.1.Разновидности ковриков для профилактики плоскостопия………………..9
Глава 2. Материалы и методы исследования 11
2.1. Задачи исследования 11
2.2. Методы исследования 11
2.2.1 Анализ научно-методической литературы………………………………… …11
2.2.2. Анкетирование………………………………………………………………… 11
2.2.3. Метод тестирования для выявления плоскостопия ………………………..….11
2.2.4. Наблюдение………………………………………………………………………11
2.3. Организация исследования 12
2.4. Разработка дизайна и изготовление оборудования для ЛФК…………………..12
2.4.1. Конструктивные особенности и план пошива изделий………………………12
2.4.2 Технологические требования к шаговой дорожке……………………………..13
2.4.3. Технологические требования к массажной дорожке………………………….13
2.4.4. Экологичность изделий………………………………………………………….14
2.4.5. Эстетические требования ………………………………………………………14
2.4.6.Экономическое обоснование………………………………………………….…15
Глава 3. Результаты исследований 16
Заключение 17
Список литературы……………………………………………………………………………..18
Приложение 1. Анатомическое строение стопы 19
Приложение 2. Анкета для учащихся……………………………………………………… .23
Приложение 3. Результаты исследования 24
Приложение 4. Комплекс упражнений для коррекции стопы 26
Введение.
Посещая занятия по лечебной физкультуре, я обратила внимание на то, что много упражнений мы делаем для ступней, для пальчиков ног. Мне стало интересно для чего эти упражнения и что они дают? Когда я задала этот вопрос учителю, то она мне сказала, что все эти упражнения необходимо делать для профилактики плоскостопия. Но что такое плоскостопие, почему оно не желательно для нашего организма, я не знала. Медицинские работники при проведении медосмотра всегда проверяют: есть или нет плоскостопие. Значит, это заболевание может быть у многих, мне захотелось узнать больше информации о плоскостопии, захотелось узнать, есть ли оно у меня и как помочь тем, у кого уже есть плоскостопие? От врачей я узнала, что плоскостопие – очень коварная болезнь. Если раньше вас ничего не беспокоило, то сегодня уже начинают гудеть ноги от прогулки, а завтра, если ничего не предпринять, начнётся дикая боль в стопах. И это ещё полбеды. Плоскостопие может вызвать много других, самых разнообразных болезней: искривление позвоночника, боль в спине, радикулит, грыжа межпозвоночных дисков, артрит, артроз, остеохондроз, боль в икрах, быстрая утомляемость, не привлекательный вид ног.
Согласно медицинской статистике, жители развитых стран страдают плоскостопием гораздо чаще, чем граждане не развитых стран. В Индии было проведено интересное исследование, которое показало, что, чем позже человек начинает носить обувь, тем меньше у него шансов заработать плоскостопие. Среди тех, кто впервые обулся после 16 лет, плоскостопия почти небыло.
Актуальность работы в том, что в последние годы молодые люди все меньше двигаются. Все больше времени проводят у компьютера или у телевизора. В результате, на школьных медосмотрах всё чаще звучат два диагноза — «нарушения осанки» и «плоскостопие».
В связи с этим, перед нами стоит проблема: возрождение забытых подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что регулярное использование массажных ковриков и комплексов профилактических упражнений на уроках ЛФК, позволят снять некоторые симптомы плоскостопия у учащихся.
Объект исследования: методы профилактики плоскостопия у школьников.
Предмет исследования: массажные коврики для уроков ЛФК и комплексы физических упражнений для детей школьного возраста.
Цель исследования: снизить симптомы плоскостопия у учащихся, применяя массажные коврики на занятиях ЛФК.
Задачи: 1) определить количество учащихся с симптомами плоскостопия;
2) виды оборудования для профилактики плоскостопия: выбор и разработка дизайна массажных ковриков;
3) изготовить массажные коврики;
4) подобрать комплекс упражнений для профилактики плоскостопия;
5) применить оборудование и комплекс упражнений на занятиях ЛФК.
Глава 1. Литературный обзор.
1.1.Значение здоровых стоп.
Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Здоровые стопы – это правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. Это – здоровые суставы и мышцы. А значит, здоровые внутренние органы. Ещё в древности люди определили, что на стопе находится множество биологически активных точек, которые связаны со всеми внутренними органами. Если стопы не в порядке, то человеку грозит не просто ломота в ступнях, но и много чего ещё невесёлого.
1.2. Строение стопы.
Стопа человека является самым нижним отделом нижней конечности. Часть стопы, непосредственно соприкасающаяся с поверхностью земли, называется ступнёй или подошвой. Стопа имеет три точки костной опоры, две располагаются в переднем отделе стопы и одна в заднем.
Если рассматривать стопу в целом, то, как и в любом другом отделе опорно-двигательного аппарата человека, можно выделить три главные структуры: кости стопы; связки стопы, которые удерживают кости и образуют суставы; мышцы стопы.
Скелет стопы состоит из трех отделов: предплюсны, плюсны и пальцев.
Подвижность стопы обеспечивает несколько суставов.
1.3. Назначение стопы.
Анализ специальной научно-методической литературы позволяет выделить три основные функции присущие нормальной стопе:
l. рессорная;
2. балансировочная;
3. толчковая.
Важнейшей конструктивной особенностью стопы человека является ее сводчатое строение. Так как продольные и поперечные своды стопы обращены выпуклостью кверху, то при вертикальной позе давление на подошву распределяется в основном на 3 точки (пяточный бугор, головки I и V плюсневых костей) и наружный край подошвы.
1.4. Плоскостопие: виды, причины, симптомы.
Плоскостопие – это физический недуг стопы, при котором стопа становится уплощённой, в особо запущенных случаях абсолютно плоской, т.е. подошва всеми своими точками касается поверхности.
В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Плоскостопие может быть продольным и поперечным. Если имеется уплощение продольного и поперечного свода говорят о комбинированном плоскостопии.
Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе.
Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма - стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций - пружинящая (рессорная). В этом случае тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног. По своей природе они для этой функции не предназначены, поэтому справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя. Многим известны боли в спине и ногах, когда икры к вечеру словно налиты свинцом. Но не многим известно, что причина этих явлений - плоскостопие. Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе.
1.4.1.Виды плоскостопия.
Идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80%, из них 90% составляют женщины.
Рис.1
Рис.2.
Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным (Рис.1).
Врожденное плоскостопие встречается довольно редко.
Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим (Рис.2).
Травматическое плоскостопие развивается вследствие переломов костей стопы и голеностопного сустава или при повреждении мягких тканей, укрепляющих свод стопы.
Паралитическое плоскостопие возникает после перенесенного полиомиелита.
Рахитическое плоскостопие развивается после перенесенного рахита. Рахит нарушает нормальное формирование костей стопы. Кости становятся менее прочными и под воздействием нагрузки, при ослаблении мышц и связок, стопа деформируется и образуется плоскостопие.
Отдельной формой необходимо считать статическое плоскостопие, причинами которого могут быть:
• наследственная предрасположенность (врожденная слабость связочного аппарата)
• слабость мышц и связок стопы и голени из-за малой физической активности и отсутствии тренировки у лиц «сидячих» профессий
• избыточный вес
• неудобная обувь
• длительные нагрузки на ноги (долгое стояние, обувь на высоких каблуках, беременность).
1.4.2. Симптомы плоскостопия
Первые симптомы плоскостопия, которые вы можете заметить и сами:
• ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны
• ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах
• появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести
• отечность в области лодыжек
• очень трудно ходить на каблуках
• нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)
• стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.
При появлении неприятных или болевых ощущений в области стопы необходимо обратиться к ортопеду.(1)
1.5. Оборудование для занятий ЛФК
Медицинское оборудование кабинета должно составлять все необходимые аппараты и приборы для определения оценки физического развития, физической работоспособности, уровня нарушения двигательной активности и контроля переносимости физических нагрузок на занятиях ЛФК. В кабинете лечебной физической культуры обязательно должны быть гимнастическая стенка, скамейки, другие гимнастические снаряды, кушетки или ковер (для выполнения упражнений в положении лежа). Из переносного инвентаря необходимо иметь гимнастические палки, булавы, эспандеры, набивные мячи и гантели разного веса, мячи разных размеров. В зависимости от контингента больных кабинет лечебной физической культуры оборудуется, кроме того, специальными приспособлениями: блоками, тренажерами, некоторыми аппаратами механотерапии (Рис.3). Когда ребенок проходит курс лечебной физкультуры, он часами тесно контактирует с оборудованием. Качество тут играет решающую роль. Если оборудование вызывает, лишь негативные эмоции, ЛФК будет не приятным времяпровождением, а утомительным комплексом противных процедур…
Рис.3.
1.5.1. Разновидности ковриков для профилактики плоскостопия
Выводы: 1. Очень многие люди страдают плоскостопием, которое приводит к многим серьезным заболеваниям.
2. Для профилактики плоскостопия на занятиях ЛФК применяют массажные коврики, шаговые дорожки , у нас в школе таких ковриков и дорожек нет.
Поэтому, возникает необходимость во-первых, исследовать какое количество детей посещающих занятия ЛФК имеют плоскостопие и что об этом заболевании они знают. Во-вторых, изготовить массажные коврики для занятий ЛФК в школе.
Глава 2. Материалы и методы исследования.
2.1. Задачи исследования.
Исходя из цели и гипотезы, мы поставили перед собой цели следующие задачи:
а) Выявить нарушение опорно-двигательного аппарата у детей посещающих занятия ЛФК в С(К)ОШ №5 VIII вида;
б) Разработать дизайн и изготовить массажные коврики для занятий ЛФК;
в) Определить, помогает ли специальное оборудование (массажные коврики) профилактике плоскостопия у учащихся.
2.2. Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
Анкетирование;
Тестирование для выявления плоскостопия;
Наблюдение.
2.2.1. Анализ научно-методической литературы.
Анализ данных научно-методической литературы провидится с целью изучения строения стопы, выяснения причин и последствий плоскостопия, диагностики плоскостопия, а так же подбора необходимого оборудования и комплекса коррекционных упражнений для профилактики плоскостопия.
2.2.2. Анкетирование.
Анкетирование проводилось с целью выявления первых симптомов плоскостопия у детей. Учащиеся получили анкету (Приложение 2). В опросе принимали участие 20 учащихся начальных классов.
2.2.3. Метод тестирования для выявления плоскостопия
Существует несколько методов выявления плоскостопия. Однако, нам доступны не все из них. Для выявления плоскостопия у учащихся начальных классов, мы воспользовались данными медицинского осмотра, который проводился фельдшером школы.
2.2.3. Наблюдение
Наблюдение проводилось с целью определения эффективности использования массажных ковриков, шаговой дорожки и коррекционных упражнений, для уменьшения симптомов проявления плоскостопия у детей. Наблюдение проводилось в течение третьей четверти в С(К)ОШ №5 VIII вида. Из 20 учащихся было выявлено с патологией уплощенной стопы 5 детей, с первыми симптомами плоскостопия 3 детей. Все учащиеся, посещающие занятия ЛФК, выполняли комплекс упражнений по предупреждению и коррекции плоскостопия с использованием массажных ковриков и шаговой дорожки (Приложение 4).
2.3. Организация исследования
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе были обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, проводилось анкетирование учащихся, тестирование для выявления плоскостопия у учащихся, изготавливались массажные коврики и шаговая дорожка.
На втором этапе, с целью профилактики плоскостопия, проводились занятия лечебной физкультуры, с использованием изготовленного нами оборудования.
На третьем этапе проводилась обработка полученных данных.
2.4. Разработка дизайна и изготовление оборудования для ЛФК.
Разработка и выполнение самодельных приспособлений для ЛФК требует специальных знаний, поэтому собирали информацию по теме исследования в научной литературе и в интернете. Проанализировали прототипы и альтернативные варианты, разработали конструктивные, экологические, эксплуатационные, технологические, эстетические требования к изделиям, разработали конструкцию изделий, подобрали материалы для их изготовления. Выбрали технологию обработки.
Консультантом при определении лучших вариантов приспособлений, стала учитель ЛФК из нашей школы, имеющая также медицинское образование.
Решено было сшить шаговую дорожку для координации движений и тренировки ног, три вида массажных дорожек: из пуговиц, из пробок от бутылок и из пуговиц и пустых пластмассовых бобин.(11)
2.4.1. Конструктивные особенности и план пошива изделий.
Конструктивная особенность изделий заключается в их оптимальных размерах и возможности разной комбинации при использовании. Изделия выполнены из прочных и износостойких, не линяющих материалов, с использованием армированных ниток. Выбраны оптимальные способы обработки деталей, с минимумом ручных операций. Использовались швы вподгибку с закрытым срезом, настрочной шов, обтачной, строчка «зигзаг». Для напольного оборудования выбраны темные цвета, важные конструктивные элементы (следы) выделены яркими цветами – желтым, оранжевым. Дорожки безопасны и не скользят, так как используется подкладка. Все изделия легко стирать и чистить, возможна их влажно-тепловая обработка.
План пошива изделий
Определение размеров деталей, изготовление лекал.
Подбор основных тканей и дополнительных материалов.
Раскрой и обработка изделия.
Окончательная отделка. (11)
2.4.2. Технологические требования к шаговой дорожке.
Размер 300 х 50 см. Выполнена дорожка из синтетической ткани с прокладкой для утяжеления. Стельки-«следы» (20 шт.) выполнены из остатков сигнальной синтетической ткани, обтачные, съемные. С изнаночной стороны стелек-«следов» и по лицевой стороне дорожки настрачивается клейкая контактная лента «велкро». Это позволяет надежно фиксировать стельки- «следы» на дорожке, а также по-разному раскладывать их (в балетных позициях стоп, «косолапо») и с учетом разной длины шага (Рис.4).(11)
Рис.4.
2.4.3. Технологические требования к массажной дорожке.
Состоит из двух отдельных ковриков размером 80 х48 см. Основная ткань темного цвета, плотная из синтетической ткани. Для обеспечения различного массажного эффекта на коврике проложены поперечные машинные строчки, между которыми вставлены в ряд пустые пластмассовые бобины от ниток, которые были в швейной мастерской. Посередине коврика находится секция с пуговицами внутри. Пуговицы вставлены в шахматном порядке. А бобины вставлены вдоль и поперёк.
Скрученные коврики превращаются в плотные валики, которые тоже можно использовать на занятиях ЛФК (Рис.5) (11)
Рис.5
2.4.4. Экологичность изделий.
Изделия выполнены из ткани состоящей смеси натуральных и синтетических волокон, эти ткани прочные, не дают усадку после стирки, плотные, поэтому не будут скользить по поверхности. Для массажного коврика использовались крупные пуговицы от старой одежды и пустые катушки от ниток, которые в большом количестве скопились в мастерской. Пустые катушки мы копили специально для ковриков. Используя вторичное сырье, мы немного помогли природе избавиться от мусора.
2.4.5. Эстетические требования.
Оборудование для ЛФК, если оно красивое, удобное, качественное в использовании, то будет радовать, глядя на него и прикасаясь к нему. Поэтому «следы» решено было сделать из яркой сигнальной ткани оранжевого и желтого цвета, а саму дорожку, для практичности и контраста, темно-зеленого цвета.
Для изготовления массажных ковриков мы тоже взяли темную ткань для практичности использования.
Для «пуговичного» коврика выбрали красные пуговицы, так как они яркие и привлекают внимание.
Коврик из бутылочных пробок получается яркий из-за разноцветных пробок.
2.4.6. Экономическое обоснование.
Тань для изготовления ковриков была подарена школе в виде благотворительной помощи, поэтому мы на нее не потратили ни копейки. Пустые катушки от ниток были накоплены нами за несколько лет в работы в швейной мастерской. Пуговицы тоже не покупали, они остаются в каждом доме от старой одежды и мы их приносим в школу. Лента «велкро», пуговицы - тоже спонсорская помощь швейной фабрики, была вналичаи. Мы покупали только нитки в количестве 1-й бобины, стоимостью 120 рублей.
Пробки от пластиковых бутылок для коврика приносили из дома в школу по нашей просьбе все (ученики, учителя).
Глава 3. Результаты исследований.
Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому обязательно нужно заниматься профилактикой плоскостопия и лечением.
Результаты медицинского осмотра показали, что в 2012-2013 учебном году 10% учеников С(К)ОШ №5 VIII вида имеют плоскостопие. Из них половина ( 5%) учащихся посещают занятия ЛФК.
Исследовательская часть подтвердила необходимость моей работы: 90% опрошенных ребят не знает о плоскостопии, а занимаются профилактикой только на занятиях ЛФК.
Больше половины опрошенных, не пользуются профилактическими тренажерами дома, а в школе специальных массажных ковриков нет.
Изготовленные массажные коврики и шаговая дорожка очень понравились ребятам своей яркостью, необычностью, простотой в изготовлении и применении.
Массажные коврики и шаговая дорожка делают занятия более интересными, а самое главное, профилактика плоскостопия становится более качественной. Еще были подобраны комплексы упражнений для профилактики плоскостопия с применением разного оборудования и рекомендованы учителю ЛФК для дальнейшего применения.
Занятия ЛФК положительно сказываются на состоянии здоровья. Но наблюдение за здоровьем учащихся на занятиях ЛФК еще продолжается, и после следующего медицинского осмотра мы сможем увидеть, насколько изменилось состояние стопы.
Заключение
Целью нашего исследования стало снижение симптомов плоскостопия у учащихся, через применение массажных ковриков на занятиях ЛФК.
В процессе исследования были решены такие задачи:
1) было определено количество учащихся с симптомами плоскостопия посещающих занятия ЛФК;
2) было изготовлено оборудование для профилактики плоскостопия: 4 массажных коврика и шаговая дорожка;
3) был подобран комплекс упражнений для профилактики плоскостопия;
4) изготовленное оборудование и комплекс упражнений применяются на занятиях ЛФК и физически ослабленные дети с удовольствием и регулярно посещают занятия.
Для осуществления цели и решения задач нашего исследования мы изучили литературу по теме; обратились к учителю ЛФК, побеседовали с учащимися школы; разработали анкеты и провели анкетирование, которые нами были обработаны.
В процессе решения поставленных задач мы опирались на следующую гипотезу: регулярное использование массажных ковриков и комплексов профилактических упражнений на уроках ЛФК, позволят снять некоторые симптомы плоскостопия у учащихся.
В ходе исследования эта гипотеза подтвердилась.
Учитель ЛФК нашей школы в этом году участвовала в Зональном конкурсе «Учитель года», где заняла второе место. Считаем, что в этой победе есть и наша заслуга, так как на открытом уроке применялись массажные коврики и шаговая дорожка.
В дальнейшем хочется, чтобы каждый ученик сам для себя изготовил такой же яркий и красивый массажер как в школе, положил его около своей кровати, и тогда о профилактике плоскостопия он уже не забудет.
Оценили и одобрили изделия учитель ЛФК и фельдшер школы. По их мнению, такой коврик полезен и на уроках физкультуры, во время физкультминуток, так как массаж стоп - это профилактика не только плоскостопия, но и успокаивающее воздействие при головной боли, повышенной утомляемости, стрессах.
По нашему мнению, материал данной исследовательской работы будет интересен и полезен широкому кругу – школьникам, родителям, учителям. Пусть каждый из нас знает и помнит, что профилактика заболеваний – это залог здоровья и красоты!
Список литературы:
1. Анатомия человека: учеб. для студ. инст. физ. культ. /Под ред. Козлова В.И. - М., «Физкультура и спорт», 1978
2. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.
3. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.
4.Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М., 1993.
5. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г
6. Лесгафт П.Ф. «Анатомия мышечной системы». – Л.: ФиС, 1938 г.
7. «Лечебная физкультура при заболевания в детском возрасте». / Под ред. С.М. Иванова. – М.: Медицина. 1975 г.
8. Сапин М.Р., Никитюк Д.К. Карманный атлас анатомии человека. М., Элиста: АПП«Джангар», 1999
9. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека: в 3-х томах. 3-е изд. М.: «Медицина», 1967 г.
10. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г.
11. «Школа и Производство», 2008, № 6, стр. 25-27
Приложение 1.
Анатомическое строение стопы.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Приложение 2.
Анкета
Цель нашего анкетирования состоит в том, чтобы узнать Ваше мнение о болезни плоскостопия.
Прежде, чем ответить на вопросы, внимательно прочитайте варианты ответов и зачеркните тот, который считаете правильным.
Ф.И. ___________________________________________________________
Класс __________________________________________________________
Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны?
а) да; б) нет; в) не знаю.
Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх?
а) да; б) нет; в) не знаю.
3. Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести?
а) да; б) нет; в) не знаю.
4. Вы знаете о такой болезни, как плоскостопие?
а) да; б) нет; в) не знаю.
5. У вас есть это заболевание ног?
а) да; б) нет; в) не знаю.
6. Вы знаете таких детей, у которых есть это заболевание?
а) да; б) нет; в) не знаю.
7. Как вы считаете, эта болезнь лечиться?
а) да; б) нет; в) не знаю.
8. Что такое плоскостопие?
Приложение 3.
1. Результаты выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся школы №5 VIII вида.
Результаты анкетирования в 2012-13 году.
Стоптанная обувь (в %)
Ноги быстро устают, болят (в %)
Знают о своем плоскостопии ( в %)
Считают что плоскостопие лечится ( в %)
Приложение 4.
Комплекс специальных упражнений при плоскостопии.
Все перечисленные упражнения активно укрепляют мышцы стопы и голени и чрезвычайно полезны. Упражнения выполняются босиком, каждое не менее 10 раз.
Выполнять их необходимо ежедневно, несколько раз в течение дня.
Гимнастика должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием.
Исходное положение - сидя на стуле.
Сгибать - разгибать пальцы ног.
Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх. Повторить, поменяв ноги.
Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень. Повторить, поменяв ноги.
С напряжением тянуть носки на себя - от себя (медленно, колени прямые).
Соединить подошвы стоп (колени прямые).
Круговые движения стопами внутрь – кнаружи.
Как можно выше поднимайте поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу. То же самое обеими ногами вместе.
Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
Отрывать от пола пятки. Отрывать от пола носки.
Захватывать и перекладывать пальцами ног какие-нибудь мелкие предметы (карандаш, губку).
Пальцами ног собрать кусок ткани.
Катать ногой овальные и круглые предметы.
Во время сидячей работы сгребайте подошвами в кучку воображаемый песок.
Исходное положение - стоя. 1. Приподниматься на мысочках.
2.Стоя на мысочках перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.
3. Встать на ребра внешней стороны стоп, постоять в таком положении не меньше 30-40 секунд.
4. Поворот туловища влево–вправо с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
5. Приседать, не отрывая пяток от пола.
|
|
|