|
Сказка пятая Знакомство с портретной живописью
Сказка пятая
Знакомство с портретной живописью
Цель: формирование эмоционально-ценностного опыта отношения к произведениям изобразительного искусства.
Задачи:
-
Вызвать интерес к портретной живописи, сопереживание эмоциональному состоянию художественных образов, желание внимательно рассматривать их;
Учить воспринимать и оценивать художественные средства, которые помогли выразить замысел, раскрыть содержание картины;
-
Развивать способность понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир по выражению лица и позе;
Материалы:
Репродукции картин:
Д. Левицкий «Портрет Агаши Левицкой», В.М.Васнецов «Аленушка», И.П.Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме», В.А.Серов «Портрет Мики Морозова», В.Родчева «Портрет Неизвестной», В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», В.А. Серов «Портрет А.К. Бенуа», И. Вишняков «Портрет М Бетичевы» и др.
Отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»; Р. Шумана «Форель».
Однажды, находясь в Мастерской Художника, Кисточка и Палитра стали рассматривать картины, на которых Художник изобразил девочку, мальчика, мужчину, женщину, т.е. человека, взрослого или ребенка.
- Я люблю, сказала Кисточка, - рассматривать картины, на которых изображены люди. Ведь рисовать людей очень трудно.
- Это нарисованы портреты, - сказал дядюшка Холст. И начал свой рассказ. – Как художник, например, может рассказать о человеке, которого мы никогда не знали? Все люди немного похожи, но художник старается найти и показать то, что отличает одного человека от других. Художник расскажет нам о человеке его позой, жестом, взглядом, расскажет цветом.
Слово портрет произошло от французского выражения «черта в черту». Но портрет отражает не только внешнее сходство, а еще и характер человека, его настроение. Художник стремится раскрыть внутренний мир человека, стараясь каждый раз показать, что любой человек прекрасен и неповторим.
А теперь давайте вместе рассмотрим портреты так, чтобы ничего не ускользнуло от нашего внимания. Постарайтесь разглядеть в каждой картине не только то, что изображено, но и как это изображено. В картине все важно. /Дети под музыку рассматривают выставку./
В.А. Серов «Портрет А.К. Бенуа»
- Дети, знаете ли вы, кого называют озорной, озорная? (Ответы детей.) Да, склонный к шалостям, игривый.
- Это хорошо или плохо? (Ответы детей.) Все хорошо в меру.
- А что значит «лукавый»? (Ответы детей.) Лукавый – это хитрый, коварный, скрывающий свои истинные намерения, идущий путем обмана.
- А это хорошо? (Ответы детей.) Да, не очень хорошо, когда человек коварный, склонный к обману. Но если он задорный, веселый, игривый – это неплохо.
Сегодня хочу вам показать удивительный портрет. Эту женщину – Анну Карловну Бенуа – художник хорошо знал. Полюбуйтесь на портрет. В.Серов подметил очень интересные черты характера этой молодой женщины.
Какое же выражение на лице увидел художник? …
Да, лукавое, веселое, хитренькое, кокетливое.
- Посмотрите на ее глаза, губы, щечки, носик, расскажите, какие они? … Она лукаво скосила глазки. Губы у нее улыбаются, кончики их и щечки подняты вверх, так что видны два передних зуба, как у хитрого зайчика.
Остренький, любопытный, как и подбородочек.
А что она делает рукой?...
Изящная с тонкими пальцами рука кокетливо поднимает волосы с шеи. Прическа у нее пышная – темно-коричневато-фиолетовая шапка волос.
Много ли разных цветов использовал художник?...
В основном взят один цвет – коричневый, светлый и темный тон. Чуть тронуты едва уловимыми оттенками светло-коричневого тона лицо и рука. Художник рисовал пастелью.
Какую рамку взял художник для этого портрета?...
Овальную. Очень красиво и подходит портрету, смотрится изящно.
Д. Левицкий «Портрет Агаши Левицкой»
Кто изображен на этом портрете, что за девочка, добрая она или нет, веселая или грустная, когда она жила?
Это близкий Художнику человек – дочка Агаша.
Работа проникнута светлой любовью и веселым юмором.
В. Серов «Портрет Мики Морозова»
А здесь художник предлагает нам разгадать тайну портрета. Он хорошо знал этого мальчика, был другом его родителей. Мальчику 4 года, родные зовут его Мика – Михаил. Нам нужно отгадать, что хотел сказать художник про него. Посмотрите на портрет внимательно и подумайте…
Какой он? Расскажите о нем.
Широко открытые глаза внимательно что-то разглядывают, приоткрытый от удивления рот, видны даже белые зубки.
Как вы думаете, что увидел мальчик? А почему он сидит в такой позе?... Попробуйте-ка вы сесть так. Что вы чувствуете.
Это поза означает напряженное любопытство, желание соскочить с кресла и кинуться к тому, что мальчик увидел.
Да, он в рубашке. Наверное мальчик спал, только что проснулся – видите как горят его щечки – это он во сне так разрумянился.
А какого цвета его рубашка?
Да, она белая, но на ней есть розовато-сиреневые тени, это от стен комнаты.
И на этом серовато-сиреневом, коричневом фоне очень ярко выделяется фигура Мики. Она в центре картины. Художник любуется мальчиком. Он не использовал много красок, а получилось очень красиво.
А вы обратили внимание на то, как расположено кресло? Возникло у вас ощущение, что Мика как будто соскальзывает с него?
Так какую тайну загадал нам портрет? …
Да, Мика очень любопытный, любознательный, подвижный, живой, непоседливый – это главное в характере мальчика.
В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»
Художник любуется своей героиней, она ему очень нравится.
Какие чувства отражены в картине? Как мы догадываемся об этом? Как нам передает чувства художник?
Платье легкое, белое, около девушки цветы. Она сама как цветок.
И. Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме»
Что же хотел нам рассказать художник об этой женщине? Какая она? Посмотрите на ее лицо.
Что можно сказать о характере этой молодой женщины, ее настроении?
Округлое приятное лицо, спокойные светло-серые глаза с приветливым добрым выражением, мягкие, нежные губы. Кажется, что еще немного и она улыбнется нам. А какая белизна лица, какой яркий румянец на щеках!
Обратите внимание на одежду.
Похож ли наряд этой женщины на русские народные костюмы, что вы видели в музее ?...
Это нарядная одежда русской крестьянки. Очень долгое время не знали, кто это женщина. Но сейчас ученые установили, что это крепостная крестьянка графов Шереметьевых. За свою доброту, здоровье, мягкий характер она была взята кормилицей маленьких детей в богатую и знатную семью. Художник встречал эту красавицу в доме графа и очень уважал ее за приветливость и добрый нрав, и однажды написал ее портрет. Вот так художник показал приветливость, доброту, скромность, душевную мягкость и благородство простой русской крестьянки.
В. Васнецов «Аленушка»
А вот прекрасная картина художника Виктора Михайловича Васнецова.
Про кого художник хотел рассказать нам в этой картине? Что вы можете сказать об этой девушке? Как вы догадались, что она грустит?
Однажды увидел Васнецов в деревне девушку-сиротку. Ее глаза его поразили – такая в них была печаль. И решил он об этом написать картину. Сидит одиноко на камне у воды девушка. Опустила голову на колени, сжалась в комочек. Вокруг пустынно, безмолвно.
Какое настроение передал художник в картине? Какие краски помогли ему в этом? Как художник дает почувствовать, что девушке грустно?
Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды омута. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная ветка осины, что спускается рядом к омуту. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье – все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней. Взгляните как заботливо окружили девушку осины, елочки, осока. Вокруг осенняя грусть и тишина.
Как бы вы успокоили эту Аленушку, если бы она оказалась рядом?...
Вот так картина художника как бы рассказала нам сегодня тихую, задумчивую сказку об Аленушке.
|
|
|