С.И.Пахомова, учитель русского языка
и литературы МОУ «Средняя школа № 36»,
г.Саранск, РМ
Развитие интеллектуального и творческого потенциала
на уроках литературы и русского языка (Из опыта работы)
Можно ли сомневаться в том, что роль школы становится особо значимой? Если не школа научит понимать и ценить настоящее, вечное, а не блестящее преходящее, то кто же? Если не школа научит слышать в какофонии проамериканских хитов, игр и фильмов голос совести, человечности, то кто же? Если не школа научит видеть, анализировать, сопоставлять и делать самостоятельные выводы и решения, а не слепо следовать совету рекламы или призыву очередного лидера, то кто же? Вот почему разговор о школьных уроках, на которых должен развиваться юный человек, это по сути разговор о дальнейшей судьбе человека и страны. Тем более это весомо, что к пятнадцати годам, концу подросткового периода, заканчивается развитие интеллектуальных способностей человека.
Что же подразумевается под интеллектуальным развитием? Составные интеллекта – память, мышление, восприятие¸ внимание.
Развивать мышление – учить устанавливать причинно-следственные связи
Развивать память – учить запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.
Развивать восприятие – учить быстро и точно отражать окружающий мир (видеть, слышать, осязать).
Развивать представление – учить оперировать вторичными образами, то есть образами без наглядной основы, абстрактно.
В арсенале учителя литературы немало приемов и форм работы, которые помогают решать проблемы развития личности: осмысливать обстоятельства, действия, понятия, характеризовать литературного героя, определять свое отношение, свою позицию и авторскую, делать собственный нравственный выбор.
К подростковому возрасту значительно усиливается стремление добиться понимания того, что надо запомнить и воспроизводить. Заучивая учебный материал, подросток выделяет более важное, главное, уделяя ему наибольшее внимание, составляет план изложения учебного материала, выделяя в нем смысловые части, обобщает его. И потому с пятого класса составление плана (простого, сложного, цитатного, тематического) становится важным средством работы над текстом.
В подростковом возрасте мысль окончательно соединяется со словом, так образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления: ясно мыслишь – ясно излагаешь. Точность, ясность, образность мысли и речи – вот главные задачи уроков развития речи в пятых-седьмых классах. Перед пятиклассниками ставится поисковая задача:
«Восстановить текст, заменяя глагол «быть» синонимами, где это необходимо:
Школа была…
В ней был…, была…, были… .
Вокруг были…, где была….», или
«Найдите стилистические ошибки, отредактируйте предложение:
Одноклассник удивлялся, что в течение недели где-то
в районе шести часов в парке играл духовой оркестр.
На редком уроке не проводится формирование научных понятий. Или это фронтальное обращение к справочному материалу учебника, или индивидуальное предварительное задание ученику обратиться к словарям и подготовить литературоведческую справку. В старшей школе умственные действия с этими понятиями приобретают окончательные формы и выливаются, например, в такое задание, как анализ эпизода. Рассмотрим, какие мыслительные операции и литературоведческие знания необходимы для выполнения этой работы? Обучающимся предлагается план анализа эпизода:
1.Установить границы эпизода (временные, пространственные, текстовые), озаглавить.
2. Определить идею.
3.Проследить смену настроения, чувств героев, их мысли, взаимооценку, авторскую мотивировку поступков персонажей.
4. Выяснить, какие композиционные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода: пейзаж, портрет, поступки героев, прямая авторская характеристика, отношение других персонажей.
5. Какова логика развития эпизода?
6. Роль эпизода в произведении, связь с другими эпизодами.
Чтобы выполнить это задание, проводятся анализ, синтез, сравнение, классификация и группировка, абстрагирован6ие и конкретизация. И все это облекается в речевую форму с выражением авторской позиции и личностного отношения.
Для подростков характерно заметное развитие критичности мышления. Само по себе это ценное качество, которое следует развивать. Это значит, нужно формировать умение возражать и спорить, отстаивать суждения, обнаруживать и опровергать ошибки в суждениях. «Ум хорошо, а два лучше» не потому, что два больше одного, а потому, что два ума – два различных подхода, взгляда. Знакомя учащихся с различными, в чем-то неизбежно субъективными взглядами на личность поэта, писателя, его произведение, героев, мы тем самым ведем ученика к более полному, глубокому постижению через разномыслие. Для некоторых учащихся становится истинным откровением осуждение Д.И.Писаревым пушкинского романа и его героев на уроке, где рассматриваются суждения критиков (В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова) о финальной сцене романа «Евгений Онегин» или сопоставление высказываний Д.И.Писарева, М.Антоновича и Н.А.Добролюбова о романах «Отцы и дети» и «Обломов».
Выявив общее и различия в позициях критиков, осознав авторское отношение к персонажам, старшеклассники более осознанно и глубоко готовят свои выступления на литературные суды по этим произведениям. К тому же здесь ученики путем анализа, сравнения, синтеза закрепляют и литературоведческие навыки: способы раскрытия авторской и личностной позиции, значение отдельных художественных компонентов произведения, особенности искусства слова писателя и выступающего. В старшей школе прежние знания, впечатления учащихся не просто активизируются, а укрупняются. Своеобразие произведений А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, их роль в развитии самосознания эпох исследуются в одном случае детальным рассмотрением отдельного эпизода, в другом – с авторской позиции, в третьем – соотнесением массовых сцен с изображением отдельной личности, в четвертом – лингвостилистическим анализом. В итоге освещаются неповторимые особенности художественного мышления писателей. А главное – формируется собственный взгляд, личностная оценка большого искусства. При подготовке к таким уроках, читая, анализируя, изучая художественное произведение и критику, осуществляя творческий поиск при выполнении самостоятельной работы (ведь каждый ведет индивидуальную роль: или персонажа, или члена судебной палаты, или литературоведа, автора), ученики в зависимости от уровня знаний, умений, понимания, особенностей мышления, характера приходит к различным результатам. Кто-то сомневается в благородстве Онегина и силе характера Татьяны, кем-то самоубийство Катерины расценивается как выражение слабости ее характера, а авторитарность Кабанихи принимается как социальная необходимость, Обломов кем-то полностью оправдан, иными безоговорочно осужден. Для обоснования своей позиции обращаются к художественному произведению, публицистической или литературоведческой статье, то есть отправляются на поиски новых знаний. Такие диалоги-споры подводят к осознанию: чем сложнее явление, характер героя или изображенная в произведении жизнь, тем менее поддаются они однозначному толкованию. А значит нужно уметь осмысливать различные точки зрения, вырабатывать свое мнение, умение его аргументировать.
Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому часты на уроках проблемно-поисковые задачи различной сложности, что побуждает детей к самостоятельному решению проблем. «Зачем человеку свобода?» (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»), «Что значит «быть вполне хорошим?» (Л.Н.Толстой «Война и мир»), «Над чем смеется человек?» (рассказы А.П.Чехова), «Что человеку важнее: свобода (независимость) или сердечная привязанность? В чем благополучие человека, государства?» (А.Н.Островский «Снегурочка»).
Очень важной особенностью подросткового возраста является формирование активного, самостоятельного творческого мышления. Этот возраст наиболее благоприятный, наиболее чувствительный для развития такого мышления. Формируя творческое мышление, доверяя интеллектуальным возможностям учащихся и повышая личную ответственность за знания, практикую такие задания, как составление учащимися тестов, викторин, вопросников, карточек-заданий. К вводным урокам ученики находят дополнительный материал по биографии и творчеству писателя, высказывания современников, критиков. Эти задания вызывают неизменный интерес, потому что означают высокую оценку интеллектуальных сил учеников.
Каждый учебный предмет в силу своей специфики привлекает характерные именно для него средства наглядности. Для нас это художественные тексты, художественное слово, которое вызывает образные представления, эмоциональный отклик. И потому на уроках литературы не редки произведения живописи и музыки. Произведения искусства образуют художественное единство, что усиливает воздействие на ум, воображение, память, восприятие ученика. В сопоставлении картин и художественного произведения поисково-исследовательская деятельность школьников направлена на сюжетные и образные аналогии, созвучие композиционных, цветовых, экспрессивных деталей. Сопоставление восьмиклассниками комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и картины П.А.Федотова «Завтрак аристократа» выявило общность сатирических позиций авторов: осмеяние лицемерия и неискренности, тунеядства и скудости духовных интересов дворян. А сопоставление картин Ж.Л.Давида «Бонапарт при переходе через Сен-Бернар» и В.Л.Боровиковского «Портрет М.И.Лопухиной» образно убедило девятиклассников в принципиальных различиях классицизма и сентиментализма.
Музыкальные страницы, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, оттеняют красоту и искренность чувства, выраженного в поэтическом произведении. Музыкальной иллюстрацией к поэзии И.Северянина стали песни А.Вертинского. Тот же повтор звуков, напевность, игра цвета, отмечают одиннадцатиклассники. Что тревожит в стихах и романсах? То же, что и в творчестве поэтов Серебряного века: острое ощущение близких катастроф, бурь, крушение сказочного мира любви и идиллии («Футуризм и футуристы»).
Современные технологии расширили возможности в использовании на уроках произведений живописи и изобразительного искусства (слайд-шоу, презентации). Вот несколько уроков русского языка и литературы, на которых именно презентации способствуют успешному решению познавательных, эстетических, мыслительных, речетворческих задач.
А.С.Пушкин «Метель» (6 класс). Устное рисование по иллюстрации на фоне звучащего празднично-легкого «Вальса» Свиридова. Дети определяют звучание музыки (радостное, счастливое, веселое), соотносят с настроением, жизнеощущением Марьи Гавриловны и Владимира. Но вот предлагается иной ряд иллюстраций и прослушивание «Романса» Свиридова. Тревожное, страшное, непонятное разлучает влюбленных. Обращаемся к эпиграфу, стихам Жуковского, смысл которых в том, что среди метельной круговерти спасительна вера и предопределение – Божий храм. В сопоставлении музыкально-живописных впечатлений через слово дети постигают и основы Бытия.
Вольные переводы В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова баллад И.Цейдлица «Ночной смотр» и «Воздушный корабль» (8 класс). Проанализирован и сопоставлен художественный мир баллад, проведена работа с цитатой литературоведа, выявлена историко-философская концепция произведения: трагична судьба, величественна роль незаурядной личности в истории, велика ответственность перед историей и народом. Определен основной мотив: скорбь одиночества оттого, что бег неумолимого времени уничтожает все ценное для личности в мире: душевные привязанности, близких людей и даже память. После осмысления, записи выводов в тетрадях слушаем три вариации «Воздушного корабля». Задание: по возможности, определить жанр, стиль, сделать выбор и обосновать, какая музыкальная вариация именно тебе кажется более выразительной, но соответствующей стихотворному источнику. Девочки отдали предпочтение городскому романсу: «Так жалко Наполеона, он такой одинокий», мальчики – хард-року: «Героическая, непоколебимая скорбь».
Данте «Божественная комедия» (8 класс). Тема греха и наказания. Интерес вызываю через привлечение современного, порой острого материала. На первых слайдах – не жизнеописание автора, не история создания произведения, а фрагмент репортажа: «Местные жители так и называют это место - «Врата в Ад». Лежит оно в самом сердце пустыни Каракумы, в местечке под названием Дарваза (Туркменистан). Символично, что Дарваза означает «дверь». А затем комментарий учителя и ученика-ассистента по классификации грехов и наказания в кругах, определенных Данте. Экскурс в «Ад» Данте сопровождает «Путь в Валгалу» Р.Вагнера. После прослушивания задание: составить современный рейтинг грехов, прокомментировав полученное впечатление.
Музыка заняла прочное место в преподавании русского языка на уроках развития речи, особенно при работах по картинам пейзажного или батального жанра. Более широкие возможности предоставляет новое издание учебников под редакцией Л.А.Тростенцовой, так как включены стихотворные тексты популярных романсов XIX века, стихи XX века, ставшие новой классикой, искусствоведческие материалы.
7 класс. Тема «Служебные части речи». Упр.414 – это любимая нами песня В.Высоцкого, а для детей поколения next – глухая история. Однако и для них актуальна проблема настоящей дружбы. После выполнения грамматических заданий и краткой справки о поэте и его творчестве предлагаю два видеоряда и две музыкальные интерпретации этих стихов. Мужественная сдержанность и надежность в исполнении автора настраивает детей на осмысление понятия «настоящая дружба». Причем предостерегаю от стереотипа: друг тебе всегда поможет. А у Высоцкого: «Парня в горы с собой тяни, не бросай одного в пути» - акцент смещен на ответственность говорящего за друга. Задание: по прослушивании составить три предложения по пунктограмме «Тире между подлежащим и сказуемым», то есть продолжить фразу «Настоящая дружба – это …». Второй видеоряд – иного плана: современно гротесковый и пронзительный, как и своеобразный вокал Гр.Лепса. Речевое задание: развернутый ответ на вопрос с обоснованием «Куда бы ты повел друга, чтобы проверить вашу дружбу?».
Начало 8 класса. Тема «Повторение изученного в 7 классе». Упр.33. Задание по учебнику: «Торжественно прочитайте стихотворение генерал-полковника (добавляю от себя – боевого, не штабного) Л.Г.Ивашова. Найдите предложения с частицей НЕ. Какие строки, по вашему мнению, ярко характеризуют современных офицеров?». А затем – слушание песни, ее не исполняют на большой сцене, в Кремлевском дворце, она поется в тесном кругу товарищей, она поется вполголоса на нашем Ключаревском кладбище. Последний слайд, и задание: Раскройте понятие «Офицерское братство». Когда в душе еще звучат голоса братьев ЛьгоЦких, слова «честь», «достоинство», «боль и совесть страны» наполняются особым смыслом.
На уроке «Публицистика в современном мире» (11 класс) текст песни И.Талькова «Глобус» рассматривается как публицистический, с саркастически остро выраженной позицией автора. А внутренний монолог Митридата из романа «Внеклассное чтение» Б.Акунина в сочетании с увертюрой 1812 П.И.Чайковского активизирует гражданскую позицию ребят. Рождается проект «Что же такое Россия?..». Работы были оформлены в дизайне российского флага на стене Откровения, подборка оригинальных высказываний была напечатана в газете «Диагональ».
Урок-признание «Хочу признаться: я люблю…» (11 класс). «Я люблю тебя – это здорово» Н.Носкова, «Я люблю тебя, жизнь» М.Бернеса, последний монолог Я.Арлазорова после многопланового языкового, содержательного анализа подводят к выводу: «В мире подлости и предательства, на фронтах невидимой войны принципов невмешательства и бесполезности не уставая творить Добро с любовью, во имя Любви, ради жизни». И на стене Откровения расцветает большое сердце признаний.
Важно, что музыка становится проводником в невыразимое, однако личностное своеобразное восприятие стихов в сочетании с гармонией музыкальных звуков становится ощутимым. Более того, учащиеся с высоким уровнем обучаемости обосновывают свой выбор музыкального произведения, опираясь на терминологию музыки и лирики, выражая свое чувствование лирического произведения. Менее успешные учащиеся в подборе музыки находят соотношение образов, лейтмотивов, пусть не развернуто, но содержательно кратко. И надо сказать, эти мини-выступления запоминаются прежде всего самими школьниками как открытие себя и друг друга.
Система заданий, вопросов, подача научной информации, привлечение наглядности, учебная деятельность учеников – все взаимосвязано, взаимодействует как единое целое, направленное на интеллектуальное, творческое, нравственное развитие.
Хорошо сказал поэт О.Мандельштам: «Ум не есть знание и совокупность знаний, а есть хватка, прием, метод». Это особо верно для постижения мира литературы. Главное в изучении литературы не готовые ответы на вопросы, а сам путь движения к истине, умение идти к постижению художественного мира писателя. Опыт показывает, что умение мыслить рано или поздно становится желанием мыслить. И наша задача – вооружить ученика подходами к процессу и результату мыслительной деятельности, научить желать и любить думать, а не бесплодно зависать перед монитором компьютера.
|