|
Использование икт в дошкольном образовании должно носить динамический характер, что собственно и обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ при проведении непосредственной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Введение информационных технологий в программу воспитания и обучения в детском саду является одним мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
Использование ИКТ в дошкольном образовании должно носить динамический характер, что собственно и обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации. Особенностью данных технологий на современном уровне является работа с образами предметов. Это соответствует физиологически обусловленному, для старших дошкольников, переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления.
Настоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе.
Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с дошкольного возраста. Именно поэтому процессы информатизации в российских школах начинаются с дошкольного образования, которое сегодня приобретает особую значимость.
Компьютер значительно расширяет возможности предъявления наглядной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в компьютерные программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
Непосредственная образовательная деятельность детей с использованием компьютерных технологий включают четыре взаимосвязанных компонента:
Активное познание детьми окружающего мира.
Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.
Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.
Активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.
Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений со взрослыми и сверстниками.
Использование ИКТ в образовательной деятельности вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети с удовольствием работают с компьютером, а неудача игры побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
Согласно психологическим аспектам теории развития личности, в зависимости от доминанты механизма мышления (правого и левого полушария), информационные технологии способствуют созданию условий для одновременной работы обоих полушарий, что приводит к развитию координации, художественно-образному развитию, сбалансированности, эффективного развития мыслительных операций у ребенка, его физических качеств.
Использование компьютерных развивающих программ при проведении непосредственной образовательной деятельности не только увеличивает скорость передачи информации обучающимся, и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как образное мышление. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, простого и понятного интерфейса, соответствия заданий уровню развития ребенка. Развивающие компьютерные программы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
При выборе компьютерных развивающих программ нужно учитывать не только педагогические, технологические, но психологические аспекты развития ребенка. Потому программные продукты, проходят комплексную проверку воспитателя и дошкольного психолога. Применяемые программные продукты направлены на развитие:
координации движения, глазомера, навыки владения манипулятором «мышь»;
панорамного внимания;
основных психических функций;
логического мышления;
информационной культуры.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.
Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходит непосредственная образовательная деятельность.
Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ может проводиться лишь в присутствии воспитателя или педагога, который несёт ответственность за безопасность ребёнка. Для проведения такого рода образовательной деятельности необходим специальный кабинет. Общая продолжительность непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25–30 минут. Из них 5–7 минут дети могут находиться за компьютером.
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к непосредственной образовательной деятельности, так и во время ее проведения:
Нет компьютера в домашнем пользовании многих дошкольников.
У воспитателей недостаточно времени для подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ.
Не хватает компьютерного времени на всех.
Обеспеченность дошкольных образовательных учреждений современными средствами ИКТ.
Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ в непосредственной образовательной деятельности, педагог перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Алиева Т.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Но опыт показывает, что дозированное использование ИКТ не отражается на психофизиологическом здоровье детей.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии мыслительных операций старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством
Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году были разработаны теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться компьютерные программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование пользовательских сред в ДОУ с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова), высказывают мнение, что они являются фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:
развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
обогащение кругозора;
оказание помощи в освоении социальной роли;
формирование учебной мотивации;
развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация).
Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, так как способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Обучающие компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современных информационных технологий является эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы старших дошкольников. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса с применением компьютерных развивающих программ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
|
|
|