Главная страница

Маоу ильинская средняя общеобразовательная школа Личностно – ориентированный подход в обучении биологии (выступление на ммо учителей биологии)


Скачать 114.71 Kb.
Название Маоу ильинская средняя общеобразовательная школа Личностно – ориентированный подход в обучении биологии (выступление на ммо учителей биологии)
Дата 04.03.2016
Размер 114.71 Kb.
Тип Документы


МАОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа

Личностно – ориентированный подход в обучении биологии

(выступление на ММО учителей биологии)

Подготовила

Надежда Борисовна Лобова,

учитель биологии

Домодедово - 2013


Каждый педагог решает для себя четыре главных вопроса: зачем учить, чему учить, как учить, чем учить. Первый вопрос – самый важный и самый смысловой. Вопрос «чему учить» относится к содержанию образования, «как учить» - к методам обучения, «чем учить» - к инструментарию учителя.

Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для формирования познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.

Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми и природой. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Системно - деятельностный подход позволяет систематизировать, выявить взаимосвязи, выявить затруднения, увидеть перспективу работы учителя.

Какие результаты можно ожидать при личностно – ориентированном подходе в обучении детей? Это:

  1. Повышение качества знаний учащихся.

  2. Успешность учебной деятельности.

  3. Формирование личностного смысла ученика.

  4. Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

  5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Для успешного достижения положительных результатов необходимо, в первую очередь, создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

На мой взгляд, на уроках биологии через личностно - ориентированный подход возможно решать задачу нравственного воспитания.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий, отсутствия у школьников элементарного уважения к старшим, к их опыту, достижениям. Существуют мнения, что молодежь выходит в жизнь стяжателями, потребителями, не имеющими ни малейшего желания что-либо делать самостоятельно.

Наши дети, дети XXI века, обделены любовью со стороны родителей, взрослых, сверстников. Ни в этом ли причина наших бед?

Можно сказать, что задачи личностно - ориентированного образования состоят в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Основой реализации новых образовательных стандартов является системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Реализация личностно ориентированной модели взаимодействия учителя с учащимися предполагает опору на так называемое правило трех «П»: понимание, принятие, признание.

Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка.

Принятие – положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности. Очень важно умение взрослого прощать.

Признание по сути своей тождественно наличию у ребенка права голоса в решении тех или иных проблем.

Калмыкова З. И. в своей работе «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении» констатирует, что оптимальный уровень активности учения школьников обусловлен внутренней взаимосвязью деятельности учителя и учащихся, которая наиболее полно может быть реализована именно личностно - ориентированным обучением.

Биология имеет широкие возможности формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм.

Для этого использую различные технологические приемы, предусмотренные личностно ориентированным обучением. Например, диалог.

В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы.

Обратимся к конкретным примерам.

Генетическое родство человека и других биологических членов экосистем проявляется в стремлении олицетворения природы. Оно породило традиционные антропоморфические характеристики ее объектов и явлений: снег «идет», земля «дышит», заяц «труслив», медведь «добродушен». Это нашло отражение в сказках, стихах, легендах, притчах. Ученики с удовольствием слушают отрывки из произведений и вступают в обсуждение полученной информации.

Здесь вполне уместно использовать когнитивные методы обучения,

задачей которых является познание изучаемого объекта. Замечу, не информации об объекте, а именно самого объекта.

Метод эмпатии означает «вживание» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во вселенную. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственнообразных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни.. «В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит в самонаблюдение ученика, которому удается отождествить себя с объектом.

Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. С начала это может быть игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики перестают относиться к данному методу несерьезно и примут его в разряд действительно учебных методов.

Данный метод оказывается необычно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».

В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

Основными принцами технологии разноуровневого обучения являются следующие:

  • Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

  • Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

  • Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Приведу примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока. Например, в начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, ведь в этом случае была бы не нужна молекула- посредник – информационная РНК?»

Познавательная деятельность сочетает поиск ответа на вопрос на основе знаний о функциях ДНК. Ответ на этот вопрос носит гипотетический характер и может иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов. Однако, значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития творческого мышления школьников.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы. Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов:

  • «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах?

  • Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь?

  • Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний?

  • Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?»

Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Подготовка сообщений к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу.

Личностно-ориентированный подход предусматривает также и дифференцированный контроль, учитывающий индивидуально-психологические особенности школьников, своевременное выявление затруднений и пробелов, так и прогресса у школьников разных уровней обученности.

Контроль выполняет ряд важных функций:

1) диагностическая функция – своевременно обнаружить успешность или неуспешность обучения и в зависимости от этого строить дальнейшее обучение;

2) стимулирующая и мотивирующая функции – контроль для большинства детей не безразличен. Для многих это прежде всего возможность получить удовлетворение от результатов своего труда и желание быть всегда преуспевающим в учебе.

Контроль может быть текущим и тематическим (после изучения крупной темы, раздела).

Устный контроль предполагает индивидуальный и фронтальный опросы. При индивидуальном опросе можно оценить уровень усвоения учеником учебного материала, владение им терминологией, предложив индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности или вызвав отвечать у доски по таблице. Но на одном уроке можно опросить лишь небольшое количество учащихся. Поэтому эффективнее совмещать индивидуальный опрос с фронтальным.

Для этого подбирается серия логически связанных между собой вопросов и для краткого ответа вызываются несколько учеников. Искусство учителя состоит в том, чтобы при фронтальной работе не терять из виду ни одного ученика, а при проведении индивидуального опроса не превращать его в общение учителя только с одним учеником.

Чтобы на проверку не уходило слишком много времени, а затраченное время использовалось бы с наибольшей пользой для обучения, я в своей работе часто применяю тестовые задания.

Тесты не должны требовать больших затрат времени; должны быть:

– однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования задания;
– удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
– краткими, т.е. требующими сжатых ответов;
– стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.

В тестах можно предложить учащимся выполнить следующие задания:

  1. Выбрать правильный вариант ответа.

К плоским костям относят:

а) кости предплечья;
б) кости таза;
в) фаланги пальцев.

2. Выбрать верные утверждения:

а) череп человека неподвижно соединен с позвоночником;
б) все кости скелета соединены при помощи суставов;
в) хрящи образованы соединительной тканью.

Знание терминов и понятий по биологии удобно проверять, проводя диктанты и предлагая ученикам решить кроссворды.

Кроссворды также можно использовать при изучении тем, связанных с многообразием животных, и при обобщении темы. Можно предложить, например, следующие задания.

Впишите в кроссворд слева названия млекопитающих, оканчивающихся на букву «Н», а справа – начинающиеся с этой буквы.

13

Интересной формой контроля знаний являются биологические лабиринты.

ЛАБИРИНТ "МОХОВИДНЫЕ"

14

Ребята, отвечая на вопросы положительно или отрицательно, переходят из одного квадрата в другой, последовательно записывая номера соответствующих вопросов. На такой опрос отводится 5–7 минут.

На уроке я стараюсь выделить несколько минут на решение биологических задач практического характера, контролирующих усвоение основного ядра содержания или интеллектуальных и творческих умений ребят. Это могут быть, например, такие задания.

1. Замечено, что в новых парках птицы встречаются редко, хотя в старых их много. Чем можно объяснить это явление?

2. Пресноводная гидра не встречается в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко распространена. Почему?

После изучения большого раздела эффективны обобщающие уроки в виде командного или индивидуального зачета.

В командном зачете класс делится на группы. Каждая группа получает оценочный лист, где фиксируется работа каждого ее члена и ряд заданий, о выполнении которых команда отчитывается перед учителем.

Индивидуальный зачет проводится при помощи 5–6 заранее подготовленных учеников (как правило, хорошо знающих предмет), которые вместе с учителем готовят вопросы по разным темам. Это «экзаменаторы», а все остальные учащиеся должны получить у них зачет. Итоговая оценка выставляется с учетом баллов, полученных за ответы на отдельные вопросы.

Четкие, системные знания способствуют дальнейшему стремлению к познанию изучаемого предмета. Возникает цикл взаимосвязанных процессов, приводящих к положительным результатам у учащихся.

Итак, подведем итог. Каждый из нас, как учитель в полном объеме этого слова, должен создать такие условия для развития каждого школьника, которые позволят ему быть более успешным и защищенным, быстрее адаптироваться к быстроизменяющимся и напряженным условиям учения, профессиональной деятельности, развития общества, науки биологии, жизни человека.


Литература

  1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М., 1985.

  2. Гузеев В.В. «Системные основания образовательной технологии» Оценка, рейтинг, тест. — М.: Народное образование, 1998.

  3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе -М., 1989

  4. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.- Педагогика, 2000, № 7

  5. Панов В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. — 2001.

  6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003.

  7. Цикало Е.С. Творческий потенциал учебника биологии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 21 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2004/0421.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

  8. Личностно-ориентированные уроки по биологии. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: [email protected].

  9. Сайт Е.В. Бетехтиной, учителя СКОШ №565 Санкт – Петербурга.

  10. http://elena0522.ucoz.ru/