Главная страница

Правила игры: в литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание: придумать название команды, эмблему, подготовить представление команды


Скачать 95.43 Kb.
Название Правила игры: в литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание: придумать название команды, эмблему, подготовить представление команды
Дата 04.03.2016
Размер 95.43 Kb.
Тип Правила

Литературная игра «Счастливый случай»

по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели мероприятия:

Образовательные: проверка знания содержания повести Пушкина «Капитанская дочка»,дать возможность ребятам ориентироваться в сложном поэтическом мире Пушкина, находить правильный ответ, используя свои знания,
Развивающие: совершенствование умения систематизировать сведения, делать вывод,

совершенствовать навыка взаимодействия в диалоге,
Воспитательные: способствование воспитания взаимодействия в коллективе, формировать чувство ответственности за команду.

Правила игры:

В литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание:

  1. придумать название команды, эмблему, подготовить представление команды;

  2. придумать по два вопроса команде противников.

Вступительное слово.

-Я приветствую всех на игре «Счастливый случай», которая посвящена замечательному произведению – юбиляру «Капитанская дочка», автором которого является А.С.Пушкин.

(слайд №1)

-Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея — последняя, которую застал поэт.

-А сейчас давайте познакомимся с теми, кто будет судить наши команды.

(Представление жюри)

-А сейчас познакомимся с участниками наших команд.

(Представление команд.)

Ведущий. Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Ещё в юности зачитывался «Историей государства Российского» Н.Карамзина. “Этой историей можно гордиться” — это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила». В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачёва. Итогом работы стали «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».
(слайд №2)

1-ый гейм «Дальше… дальше…»

(в течение минуты команды отвечают на вопросы и стараются набрать больше баллов)

  1. Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? (Заячьим тулупом.)

  2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли.)

  3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? (В Царском Селе.)

  4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? (В трактире в Симбирске.)

  5. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? (Савельич.)

  6. Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв? (Прогнал со двора.)

  7. Сколько глав в произведении? (14.)

  8. От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина.)

  9. Как звали Савельича? (Архип.)

  10. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

  11. 6. Кто напугал Машу Миронову при первой встрече с императрицей? (Белая собачка английской породы.)

  12. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? (В Казани.)

  13. Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте? (Соорудил из неё змея.)

  14. Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва? (Во время казни.)

  15. Как объяснил Петруша Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки “держать в ежовых рукавицах”? (Обходиться ласково, давать побольше воли.)

  16. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину? (100 рублей.)

  17. Какое предложение относительно судьбы женщин внёс Пётр Гринёв, узнав, что бунтовщики скоро подойдут к стенам Белогорской крепости? (Отправить в Оренбург.)

  18. Фамилия, имя, отчество отца героя. (Андрей Петрович Гринев)

  19. Имя и отчество матери героя (Авдотья Васильевна)

  20. Количество детей в семье Гриневых (9)

  21. Возраст героя к тому времени, когда он выучился грамоте (12)

  22. Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления ан свет (Семеновский)

  23. Алкогольный напиток, впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина (пунш)

  24. Оружие, которым был ранен герой на дуэли (шпага)

  25. Фамилия, имя, отчество отца героини.(Иван Кузьмич Миронов)

  26. Имя и отчество матери героини (Василиса Егоровна)

  27. Фамилия офицера, сватавшегося к Маше «месяца за два до приезда» Гринева в крепость(Швабрин)

  28. Особа, взявшая на себя обязательство «устроить состояние» бедной сироты. (Екатерина 2 )

  29. Цвет волос героини.(светло-русый)

  30. Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи.(Гринев)

(слайд № 3)

2-й гейм «Темная лошадка»

Согласно описанию вы должны узнать героя повести.

1 команде.

Вопросы задаются по одному по очереди, начиная с отстающей команды.

- Человек «наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч». Лицо его «имело выражение довольно приятное, но плутовское». Вы узнали его? (Вожатый, Емельян Пугачев)(слайд №4)

-Женщина немолодая, но «прехрабрая дама». О таких говорят «неробкого десятка». Вы узнали её? (Василиса Егоровна)(слайд №6)

2 команде.

-«молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Узнали его?(Алексей Иванович Швабрин)(слайд №5)

-девушка около восемнадцати лет, на выданье, круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто это? (Мария Ивановна Миронова)(слайд №7)

(слайд №8)

3 –ий гейм «Заморочки из бочки»

Известный историк В.О.Ключевский отмечал, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта». Созданию исторического колорита способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы её усвоили.

Отстающей команде дается право выбрать номера вопросов.

  1. Целовальник –это а) парикмахер, б) продавец вина в трактире, в) настойчивый кавалер (слайд №9)

  2. Инвалид – это а) человек, страдающий физическим недугом, б) военнослужащий, состарившийся на военной службе, в) военнослужащий, имеющий увечья.(слайд № 10)

  3. Грош (в 18 веке) –это монета достоинством в а) две копейки, б) одну копейку, в) десять копеек. (слайд № 11)

  4. Существенность – это а)суть, сущность, б)действительность, явь, окружающий мир, в) вещество, материал(слайд № 12)

(слайд № 13)

4 –ый гейм «Гонка за лидером»

Вопросы начинают задаваться с отстающей команды.

Назовите слова, которым соответствуют толкования лексического значения слов:

-молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе.(Недоросль)(слайд №14)

-солдат – новобранец (Рекрут)

- любительница рассказывать новости (Вестовщица)

-арестант, узник в колодках (Колодник)

-человек, пользующийся особым доверием (Наперсник)

-крытая повозка (Кибитка)(слайд № 15)

-короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета (Камзол)

- дорожный сундучок для посуды и продуктов (погребец)

- сборник законов о воинских обязанностях(артикул)

5 –ый гейм «Конкурс капитанов»

Переведите устаревшие слова на современный язык:

Найдите и укажите стрелочками соответствующие переводы устаревшим словам.



А)

Фортеция

Челобитье,

Обиняки

Лазутчик

Напасти

Крепость

Прощенье

Намеки

Разведчик

Беды

Б)

Оказия

Исполать

Жаловать

Супостат

Пенять

Случай

Хвала

Награждать

Враг

Укорять

(слайд № 16)

А в это время у команды «Своя игра»

Перед каждым вопросом обозначено количество очков за правильный ответ.

Савельич

10- имя и фамилия Савельича(Архип Савельев)(слайд № 17)

20-На протяжении повести Савельев плачет всего лишь раз. Когда именно? (когда Петр Гринев закричал сердито на дядьку, чтобы тот не умничал и делал то, что ему приказывают, - принес 100 рублей, проигранных Зурину) (слайд № 18)

30 – каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за 7 лет? (мальчик выучился русской грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля) (слайд № 19)
Гринёв-отец

10 — Как оформил конверт письма своему сыну Гринёв-старший? (“Сыну моему Петру Андреевичу Гринёву, в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость”.)(слайд № 20)

20 — В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку премьер-майором.) (слайд № 21)

30 — “Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего. (“...солдат, а не шаматон”.)(слайд № 22)
Гринёв-сын

10 — Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше? (Песенка.) (слайд № 23)

20 — Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересуется: “В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на последний вопрос ответил Гринёв? (“Такова воля начальства”.)(слайд № 24)

30 — Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на пятые сутки.) (слайд № 25)
Швабрин

10 — Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? (Пятый год.) (слайд № 26)

20 — Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачёву? (Государь.) (слайд № 27)

30 — Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?” (Упал на колени перед Пугачёвым.) (слайд № 28)
Пугачёв

10 — Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? (“Ваше благородие, ты...”) (слайд № 29)

20 — Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? (Около трёх часов.) (слайд № 30)

30 — Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? (В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями.) (слайд № 31)
Капитан Миронов

10 — Почему Иван Кузьмич советует Гринёву оставить стихотворство? (Это дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее.) (слайд № 32)

20 — Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах? (“Все они люди беспутные и горькие пьяницы”.)(слайд № 33)

30 — Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости? (Двадцать второй год.) (слайд № 34)

(слайд №35)

6 –ый гейм «Ты – мне, я - тебе»

Команды задают друг другу свои вопросы.

Ведущий: На этом наша игра подошла к своему завершению.

-Жюри подводит итоги.

-Награждаются победители.

-Мне очень хочется надеяться, что с окончанием этой игры не закончится наше приобщение к миру великого поэта и его произведений. А сегодняшняя игра – лишь маленький шаг на этом большом пути. Этот путь стоит пройти. Тогда вы поймете, какое это счастье – знать и любить Пушкина!(слайд № 36)

До скорых встреч!!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ КОНКУРСА КАПИТАНОВ:

Найдите соответствующий перевод устаревших слов.

Фортеция

Беды

Челобитье

Намеки

Обиняки

Прощенье

Лазутчик

крепость

напасти

разведчик



Оказия

Хвала

Исполать

Награждать

Жаловать

Враг

Супостат

Укорять

пенять

случай