|
• ценностного отношения к природе, окружающей среде
Аннотация
ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом множество сложнейших и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками младшей школы. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку, информацию о разнообразии мира профессий. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов. Курс «Азбука профессий» реализует социальное направление во внеурочной деятельности. Работа по данной программе представит детям широкую картину мира профессий, поможет выявить интерес к какой-либо деятельности, профессии с учетом индивидуальных предпочтений. Программа дает простор для свободного творчества, помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
• трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
• ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• ценностного отношения к здоровью;
• формирование информационной грамотности современного школьника;
• развитие коммуникативной компетентности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Программа дает возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Азбука профессий» в 1 классе отводится 68 часов в год ( 2 часа в неделю)
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
воспитывать уважение к людям труда;
побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
-
Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой профессией.
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Формы занятий:
беседы
экскурсии
сюжетно-ролевые игры
элементы занимательности и состязательности
конкурсы
праздники
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1 класса
Учащиеся должны знать:
пословицы о труде;
стихи о различных профессиях;
не менее 10-15 профессий.
Учащиеся должны уметь:
по описанию определить профессию;
называть различные предметы, характеризующие принадлежность к какой-либо профессии;
проявлять уважительное отношение к любому труду.
Ожидаемые результаты прохождения курса:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о мире профессий,
заинтересованность в развитии своих способностей,
-
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
способность добывать новую информацию из различных источников.
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
N п\п
|
Содержание курса
|
Количество часов
|
Практических
|
Теоретических
|
1.
|
Введение в мир профессий
|
5
|
5
|
2.
|
Мир интересных профессий
|
21
|
20
|
3.
|
Профессии прошлого
|
|
3
|
4.
|
Проект «Азбука профессий»
|
10
|
|
5.
|
Итоговые занятия. Викторина и праздник
|
4
|
|
Содержание занятий
1раздел (10ч.)
Введение в мир профессий.
Выявить уровень знаний учащихся о профессиях. Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий. Подвести детей к осознанию важности трудовой деятельности и к пониманию того, что лень – это плохое качество человека. Рассказ детей о профессиях своих родителей. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?».
2 раздел (41ч.)
Мир интересных профессий
Познакомить с профессией библиотекаря. Обобщить и уточнить знания детей о профессии учителя и воспитателя. Познакомить с профессиями продавца, повара, парикмахера, художника, почтальона, врача, людей, занятых в сельском хозяйстве и строительстве через очные и заочные экскурсии. Познакомить с необычными профессиями стеклодува, клоуна, фокусника. Познакомить с мужественными и опасными профессиями пожарного, военного, полицейского, космонавта, водолаза.
3 раздел (3ч.)
Профессии прошлого.
Познакомить с профессиями, которые ушли в прошлое, ямщик, трубочист и чистильщик обуви.
4 раздел (10ч.)
Проект «Азбука профессий»
Проектная деятельность по составлению азбуки профессий. Изготовление красочного альбома «Азбука профессий».
5 раздел (4ч.)
Итоговые занятия.
Викторина «Парад профессий» .
Праздник-отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей и ребят из начальной школы.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Основное содержание
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ (10часов)
|
1
|
Зачем человек трудится?
|
1
|
Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»
|
4.09
|
|
2
2
|
Какие профессии ты знаешь?
|
1
|
Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.
Игра «Угадай профессию!»
|
8.09
|
|
3
|
Чем пахнут ремесла?
|
1
|
Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?
|
11.09
|
|
4
|
Что такое «лень»?
|
1
|
Разминка. Чтение тематических сказок. Обсуждение. Просмотр мультфильмов.
|
15.09
|
|
5-6
|
Кем работают мои родители?
|
2
|
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»
|
18.09
22.09
|
|
7
|
Встреча с родителями
|
1
|
Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
|
25.09
|
|
8
|
Кем я хочу стать?
|
1
|
Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
|
29.09
|
|
9-10
|
Орудия труда
|
2
|
Разминка. Знакомство с принадлежностями и орудиями труда, которые используют в своей деятельности представители разных профессий. Игра «Ассоциации»
|
2.10
6.10
|
|
РАЗДЕЛ 2. МИР ИНТЕРЕСНЫХ ПРОФЕССИЙ (41 час)
|
11
|
Профессия - учитель
|
1
|
Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?
Сценка «На уроке»
Конкурс загадок на тему «Школа»
|
9.10
|
|
12
|
Профессия – воспитатель ДОУ
|
1
|
Разминка. Кто такой воспитатель? Конкурс загадок на тему «Игрушки»
Разучим с малышами подвижные игры.
|
13.10
|
|
13
|
Профессия -библиотекарь
|
1
|
Экскурсия в школьную библиотеку.
|
16.10
|
|
14-15
|
Профессия - продавец
|
2
|
Разминка. Экскурсия в магазин. Заочное путешествие в магазин.
Сюжетно-ролевая игра «В магазине»
|
20.10
23.10
|
|
16
|
Профессия - парикмахер
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией парикмахера.
Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской»
|
27.10
|
|
17-18
|
Профессия - повар
|
2
|
Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .
Конкурсная программа «Весёлые поварята»
|
6.11
10.11
|
|
19
|
Профессия - кондитер
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией кондитера. Чтение учителем английской народной сказки «Пирог короля». Игра «Угадай продукт».
|
13.11
|
|
20
|
Профессия - почтальон
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией почтальона.
Экскурсия на почту.
|
17.11
|
|
21-22
|
Профессия - врач
|
2
|
Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция с медсестрой.
Сюжетно-ролевая игра «В больнице»
|
20.11
24.11
|
|
23
|
Профессия - ветеринар
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией ветеринар. Конкурс загадок на тему «Животные».
|
27.11
|
|
24
|
Строительные профессии
|
1
|
Разминка. Знакомство со строительными специальностями: маляра, каменщика, кровельщика, инженера, архитектора.
|
1.12
|
|
24
|
Профессия - садовник
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией садовник. Чтение учителем произведения Н.Абрамцева «Правдивая история о садовнике». Игра «Что растет в саду».
|
4.12
|
|
26-27
|
Профессия - художник
|
2
|
Разминка. Знакомство с профессией художника, иллюстратора. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник», «Рисуем сказку».
|
8.12
11.12
|
|
28
|
Профессия - стеклодув
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией стеклодув. Просмотр тематического видеоматериала.
|
15.12
|
|
2
29
|
Профессия - клоун
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией клоун. Просмотр мультфильма.
|
18.12
|
|
30
|
Профессия – фокусник.
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией фокусник. Игра «Я – фокусник»
|
22.12
|
|
31-32
|
Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве
|
2
|
Разминка. Знакомство с профессией доярки, механизатора, агронома, фермер.
|
25.12
29.12
|
|
33
|
Профессия - портной
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией портного, модельера, швеи.
|
12.01
|
|
34
|
Профессия - археолог
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией археолог. Игра «В мире исторических находок»
|
15.01
|
|
35-36
|
Профессия - водитель
|
2
|
Разминка. Знакомство с профессией водителя. Ролевая игра «Водитель автобуса». Знакомство с правилами дорожного движения.
|
19.01
22.01
|
|
37
|
Профессия - полицейский
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией полицейский, регулировщик дорожного движения. Викторина «Знаки дорожного движения»
|
26.01
|
|
38
|
Профессия - пожарный
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией пожарный, спасатель. Тематическое рисование.
|
29.01
|
|
39-41
|
Профессия - военный
|
3
|
Разминка. Знакомство с профессией военного, моряка, пограничника. Чтение учителем произведения С. Михалкова «Дядя Степа», стихи о военных. Просмотр мультфильмов.
|
2.02
5.02
9.02
|
|
42
|
Профессия - разведчик
|
1
|
Знакомство с профессией разведчик . Игра «Юные разведчики», Тренинг «Развитие наблюдательности и внимания»
|
12.02
|
|
43-44
|
Профессия - космонавт
|
2
|
Разминка. Знакомство с профессией космонавта. Рассказ учителя о первом космонавте Юрии Гагарине.
|
16.02
19.02
|
|
45
|
Профессия - летчик
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией летчик. Викторина «Самолёт». Тематическое рисование.
|
23.02
|
|
46-48
|
Профессия - спортсмен
|
3
|
Разминка. Знакомство с профессией спортсмен, гимнаст, футболист. Просмотр эпизодов выступлений российских спортсменов на олимпиаде; мультфильмов.
|
26.02
1.03
4.03
|
|
49
|
Профессия - водолаз
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией водолаз. Просмотр подводных съемок.
|
8.03
|
|
50
|
Профессия - егерь
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией егерь. Конкурс загадок на тему «В лесу».
|
11.03
|
|
51
|
Профессия - шахтер
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией шахтер. Чтение учителем произведения Колосов М. "Уголек" - рассказ о том, как работают шахтеры.
|
15.03
|
|
РАЗДЕЛ 3. ПРОФЕССИИ ПРОШЛОГО (3 часа)
|
52
|
Профессия - ямщик
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией ямщик. Просмотр тематического видеоматериала.
|
18.03
|
|
53
|
Профессия - трубочист
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией трубочист. Просмотр тематического видеоматериала.
|
1.04
|
|
54
|
Профессия – чистильщик обуви
|
1
|
Разминка. Знакомство с профессией чистильщик обуви. Просмотр тематического видеоматериала.
|
5.04
|
|
РАЗДЕЛ 4. ПРОЕКТ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ» (10 часов)
|
55
|
Организационное занятие. Предъявление заданий группам
|
1
|
Разминка.
Коллективная работа: составление азбуки профессий.
|
8.04
|
|
56
|
Представление мини-проектов на буквы А-Г
|
1
|
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Г
|
12.04
|
|
57
|
Представление мини-проектов на буквы Д-З
|
1
|
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Д-З
|
15.04
|
|
58
|
Представление мини-проектов на буквы И-М
|
1
|
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы И-М
|
19.04
|
|
59
|
Представление мини-проектов на буквы Н-Р
|
1
|
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Н-Р
|
22.04
|
|
60
|
Представление мини-проектов на буквы С-Ф
|
1
|
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Ф
|
26.04
|
|
61
|
Представление мини-проектов на буквы Х-Ш
|
1
|
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Х-Ш
|
29.04
|
|
62
|
Представление мини-проектов на буквы Щ-Я
|
1
|
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Щ-Я
|
3.05
|
|
63-64
|
Оформление результатов проекта
|
2
|
Создание папки «Азбука профессий».
|
6.05
10.05
|
|
РАЗДЕЛ 5. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ВИКТОРИНА И ПРАЗДНИК (4часа)
|
65
|
Викторина «Парад профессий»
|
1
|
Разминка. Викторина «Что мы узнали о профессиях?»
|
13.05
|
|
66
|
Кем я хочу стать?
|
1
|
Разминка. Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» Сравнительный анализ с рисунками учащихся «Кем я хочу стать?» сделанных в начале курса.
|
17.05
|
|
67-68
|
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
|
2
|
Подготовка и проведение праздника для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»
|
20.05
24.05
|
|
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2011.
Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,
Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 2002
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 2002
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Что такое? Кто такой? в 3 томах. М., Педагогика – Пресс, 1994
Леокум А. Скажи мне, почему? Детская энциклопедия. М.: Джулия, 1992Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990
Лопатина А. Секреты мастерства. 100 уроков о профессиях.- М.: Книжный дом Локус, 2002
|
|
|