Главная страница

Тьюториал как основная форма взаимодействия тьютора с обучающимися Логинов Дмитрий Александрович, магистр, заместитель директора по увр моу «Гимназия №7», учитель биологии и химии, педагог-психолог, тьютор


Скачать 141.48 Kb.
НазваниеТьюториал как основная форма взаимодействия тьютора с обучающимися Логинов Дмитрий Александрович, магистр, заместитель директора по увр моу «Гимназия №7», учитель биологии и химии, педагог-психолог, тьютор
Дата09.02.2016
Размер141.48 Kb.
ТипДокументы

Тьюториал как основная форма взаимодействия тьютора с обучающимися

Логинов Дмитрий Александрович, магистр,

заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия № 7», учитель биологии и химии, педагог-психолог, тьютор

г. Саратов
В последнее время все чаще теоретики и практики в сфере образования ведут речь о построении системы тьюторского сопровождения образовательного процесса, об этом же мы можем прочитать в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов». В чем же специфика деятельности субъектов образовательной деятельности в условиях индивидуализации процесса образования?
Учитель, тьютор, учитель с тьюторской компетенцией…
Учитель сегодня – не самый умный, не самый успешный, но он – человек с определенной жизненной позицией, философией жизни, показывающий через свой субъективный опыт как создавать свою философию жизни, как выстраивать систему целей и идти к их достижению. Он не навязывает, не настаивает, а лишь создает условия, среду, в которых обучающийся имеет возможность сделать выбор и самоопределиться. Данную позицию педагога поддерживает не только здравый смысл в современных социально-экономических условиях, но и введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, предполагающих новые подходы в построении образовательного пространства, с опорой на принципы системно-деятельностного подхода и в единстве урочной и внеурочной деятельности. В свою очередь практика внеурочной деятельности и дополнительного образования, имея потенциал для вариативного построения образовательного процесса, его индивидуализации через построение индивидуальной образовательной траектории (маршрута) направлена на создание условий для осознания целей в процессе самообразования.

У Эриха Фромма есть очень подходящее для характеристики современного учителя понятие – «экзистенциальный авторитет», подразумевающее опору авторитета не только на способности выполнять определенные социальные функции, а в равной мере и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства. Педагог сегодня не просто сообщает систему академических знаний, он учит делать выбор, ставить цели, помогает выстраивать траекторию достижения цели и сопровождает эту траекторию обучающегося.

При этом речь идет не о каждом педагоге, а, прежде всего, о педагоге-тьюторе и педагоге с тьюторской компетенцией. Для понимания определимся понятиями «тьютор» и «тьюторская компетентность»: тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы; в свою очередь тьюторская компетентность– это компетентность современного учителя, позволяющая ему сопровождать индивидуальные учебные программы1.

Если нас, учителей, спросить «Что является Вашей основной формой работы с обучающимися?» мы безоговорочно ответим, что это «Урок». Но если мы говорим о том, что тьютор – это самостоятельная педагогическая профессия, то целесообразно обозначить ведущую форму работы тьютора с тьюторантами (обучающимися). И тут во многих статьях, книгах, посвященных тьюторству в образовании, возникает такая форма как тьюториал.

Понимая, что тьюторское сопровождение – это, прежде всего, работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия, целесообразно выстраивать встречи с обучающимися именно в этом ключе: создать условия для построения карты возможностей, ее осознания и возможность сочетания ее с картами возможностей других. И вот, как раз, это сочетание, интеграция, индивидуальных карт возможностей позволяет расширить границы действия индивида, соотнести это действие с личными целями и в создавшейся избыточной среде сделать выбор.

Рассматривая тьюториал как ведущую форму работы тьютора с обучающимися (тьюторантами), стоит ориентировать его на создание пространства для осознания, для построения собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными интересами, глубинными мотивами, т.е. среду и ситуацию самоопределения.

Итак, выстраивание взаимодействия с тьюторантами (обучающимися) осуществляется в реализации последовательности следующих типовых задач тьютора: знакомство (вхождение в деятельность), активизация («размораживание»), организация изучения, организация групповой и индивидуальной работы, организация обратной связи и рефлексии.
Этапы тьюториала
1. ЗНАКОМСТВО (ВХОЖДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ). Есть несколько тактик знакомства: идентификация, стереотипизация, эмпатия и социально-психологическая рефлексия.

Игры и упражнения на знакомство

1. «Общее имя». Удобно проводить при первом знакомстве. Тьютор говорит участникам: «Чтобы нам познакомиться быстрее, можно назвать общее имя. Это просто: одновременно со всеми каждый называет свое имя». Получается громкое и веселое имя, состоящее из звукосочетаний различных имен.

2. «Математика». Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.

3. «Снежный ком». Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.

4. «Имя с признаком». Помимо своего имени надо назвать и качество, которое тебе подходит, чтобы оно начиналось на первую букву имени, например: Вера – верность, Сергей – смелый и т.д. Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).

5. «Я больше всего люблю». Участникам предлагается изобразит жестами то, что они больше всего любят. Это может быть не только предмет, но и некоторая деятельность (чтение, рисование, занятие спортом и т.п.), а также люди, животные.

6. «Я не умею». Группа садится кругом (так чтобы все друг друга видели) и по очереди рассказывает о себе, начиная со слов: «Я не умею...». Тьютор после высказывания участника может задать возникшие вопросы. После того как выступили все участники, могут задавать вопросы все желающие (тем, к кому они появились во время проведения упражнения). Задача тьютора наблюдать и анализировать выступления. Кто-то из участников действительно старается быть искренним, признаться в своих неумениях (которые часто означают, что человек желает этому научиться), а кто-то постарается показать себя с лучшей стороны, не желая раскрываться(соответственно, высказывания «Я не умею стирать» и «Я не умею лгать» явно отличаются по информационной нагрузке). Задача тьютора – организовать свободный, интересный диалог.

2. «РАЗМОРАЖИВАНИЕ». Этот этап тьюториала предполагает создание такой атмосферы на занятии, когда каждый из тьюторантов сможет активизироваться, освободившись от зажатости, на этом же этапе решается вопрос мотивации к деятельности через создание ситуации противоречия, осознания личной заинтересованности тьюторантом (обучающимся). То есть можно смело говорить, что на данном этапе реализуется работа по целеполаганию. В качестве техник тут можно назвать и традиционные психологические разминки, например, при первой встрече возможен такой вариант: предлагается каждому члену группы представиться. Представляясь,участник называет качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называет свое хобби, девиз жизни. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы. Если же мы говорим о системе тьюториалов, то на последующих в качестве разминок целесообразно использовать упражнения на сплочение группы, например, упражнение «Социометрия»: участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" (варианты: "Те у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

В качестве другого способа построения целеполагания и мотивации в начале тьюториала могут быть рассмотрены сказки и притчи и их обсуждение. Этот прием часто используется в работе психологов-тренеров – коучей. Суть приема заключается в том, что тьюторантам (обучающимся) предлагается некоторая сказка или притча (она выбирается в зависимости от цели тьюториала), после чего следует обсуждение, на основе анализа сказки (притчи) по заранее продуманным вопросам.

В качестве примера пердставим притчу «Спасти одну звезду»2, которая может стать началом тьюториала, посвященному виденью и постановке личных целей, созданию ресурсной карты тьюторанта.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды».

В качестве рефлексивных вопросов к этой притче могут быть предложены:

- Кого или что можно назвать «морской звездой», которую вы хотели бы спасти?

- Как много значит для того, кого Вы «пытаетесь спасти» то, что Вы делаете?

- К какой цели вы сейчас стремитесь?

- На какие небольшие задачи ее можно разбить?

- Что Вы намерены делать каждый день, чтобы достичь цели?

- Что случиться, если Вы опустите руки хотя бы на день? Сколько «звёзд» вы не успеете за это время спасти?

- Как вы собираетесь поддерживать свою решимость, чтобы двинуться в путь — и завершить его?

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬТОРИАЛА. После того как возникла некая ситуация заинтересованности, виденья личных целей, запускается основная работа тьюториала, например, деятельность по составлению ресурсной карты тьюторантов (обучающихся) или же работа по планированию этапов конкретного проекта, обсуждение его продукта (если речь идет о создании системы тьюторалов в поддержку конкретного проекта обучающихся).

На этом этапе тьюториала, после обозначения проблемы, решение которой должно осуществляться, составляется совместный план тьюториала, этапы которого фиксируются на доске (ватмане).

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Говоря об осуществлении деятельности на тьюториале, о том, что субъектная активность тьютораната и системно-деятельностный подход есть непременные условия его реализации, предполагается построение сменяющих друг друга форм работы. Тьюторанты обсуждают что-то в микрогруппах, работают индивидуально, затем это все обсуждаются на общем круглом столе, после чего, переходя к следующему пункту плана тьюториала, вновь формируются микрогруппы или пары и т.д. По завершении каждого из вида деятельности организуется рефлексия: чему научились; какова польза от этого; где и как это можно использовать?

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Как и любая выстроенная целенаправленно и продуктивно деятельность, тьюториал завершается рефлексией, суть которой ¬ выявить эффективность тьюториала, то есть насколько он был полезен каждому из тьюторантов (обучающихся). Именно итоги рефлексии могут стать основанием для целеполагания и планирования деятельности на следующем тьюториале. Кроме того, разворачиваясь в логической последовательности: проблема — почему это произошло — что делать, — этап рефлексии позволяет осуществлять работу по эффективному выходу из сложившихся затруднений. Возможно, что представленная модель тьюториала и не является идеальной, но опыт работы и результаты экспериментальной деятельности по внедрению тьюторского сопровождения в образовательный процесс показывают, что тьюториал, как форма работы тьютора с учащимися, позволяет достигать цель и задачи, стоящие перед обучением в современной школе.
Из практики: тюториал «ГИА как праздник»
В качестве примера предлагаем сценарий тьютоииала для обучающихся 9-х классов «ГИА как праздник». Основной целью данной встречи тьютора и тьюторантов является деятельности по формированию позитивной мотивации в отношении подготовки к сдаче экзамена.

1. Знакомство (вхождение в деятельность). Дорогие ребята. Мне приятно видеть вас в стенах Тьюторского центра лицея. Настал тот момент, когда нужно мобилизовать все силы для того, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. Может быть, кому-то из вас кажется, что вы абсолютно готовы к экзаменам. Такая уверенность в себе, в своих силах похвальна, если только она основана на реальных, уже существующих отличных результатах. Но есть среди вас, наверняка, и такие ребята, кто сомневается в своих знаниях и силах. А еще, я думаю, есть те, кто просто рассчитывает на удачу.

2. «Размораживание». Сравните два синквейна:

Синквейн 1

ГИА – событие:

— ответственное, серьёзное;

— напрягает, волнует, стимулирует;

— вдохновляет на достижение успеха;

— праздник.
Синквейн 2

ГИА - событие:

— страшное, серьёзное;

— напрягает, раздражает, пугает;

— отнимает много времени и сил;

— проблема.
Какой из синквейнов соответствует вашему настроению на сегодняшний день? Предлагаю вам внимательнее рассмотреть первый вариант и придумать название нашему сегодняшнему тьюториалу.

3. Организация изучения.

– Чему сегодня будет посвящен наш тьюториал?

Обучающиеся (тьюторанты) высказывают предположения. Тьютор отбирает наиболее подходящее и фиксирует его на доске.

– Итак, тема сегодняшнего тьюториала: « ГИА – праздник».

– Что такое ГИА с точки зрения законодательства?

Можно ли говорить, что ГИА – это итог вашей работы за 9 лет? Это серьезное событие, а к любому серьезному событию необходимо серьезно готовиться. Почему?

– Что необходимо вам для такой серьезной работы как подготовка к экзаменам?

Предлагаю каждому из вас составить для себя «Умную карту».

«Умная карта» – эффективный и популярный метод написания информации среди успешных людей. Она создается по принципу работы нашего мышления, что способствует скорейшему запоминанию информации. Рисуем окружность, в центре которой записываем цель: ГИА – праздник. От кружка рисуем лучи и записываем все слова, которые имеют отношение к ГИА. Пишем, что нужно для успешной сдачи экзаменов, что есть на сегодняшний день и то, что мешает. Нужно следующее: осознание важности события, время, здоровье, поддержка близких людей, вера в свои силы…Нужны хорошие знания. Что имеем на сегодня? У нас есть определенные знания, умения и навыки, здоровье, желание, помощь друзей. Есть учебники, интернет, хорошие бытовые условия… Что мешает? Не хватает времени, часто болит голова, мучает страх, нет веры в свои силы, лень, не хватает сил, кажется, что ничего не знаю. Таким образом, у нас появилась определенная картинка.

Давайте остановимся на каждом из этих моментов.

Важность события. У каждого из нас много планов, целей и задач. Все они делятся на разные категории: близкие – далекие, очень важные – не очень важные, легковыполнимые – трудновыполнимые. Каждому нужно задать самому себе вопросы и найти ответы на вопросы: «Что будет со МНОЙ, если Я сдам ГИА отлично? Какие перспективы передо МНОЙ открываются? Что будет со МНОЙ, если Я не сдам или плохо сдам ГИА?» От ответов на эти вопросы будет зависеть ваше дальнейшее поведение.

Здоровье и время. Учитывая тот факт, что учебная нагрузка на вас достаточно велика, дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой к экзаменам, может отрицательно сказаться на здоровье. Для того чтобы этого не случилось, нужно очень внимательно пересмотреть свое планирование. Обязательно нужно спать не менее 9 часов в сутки, не менее 4х раз в день есть здоровую и полноценную пищу и заниматься физкультурой. В период подготовки к экзаменам нужно тщательно расписывать каждый свой день, планировать и ежедневно подводить итоги.

Как определить степень подготовленности к экзамену? Нужно провести «ревизию» в знаниях. Взять лист бумаги, расчертить на колонки и озаглавить их:

  • Знаю, умею, могу.

  • Слабо знаю, умею, могу.

  • Совсем не знаю, не умею, не могу.

В каждой колонке нужно ежедневно записывать то, что ты обнаружил, листая свои учебники, свои плюсы и минусы.

Каждому из вас нужно расписать для себя задания, определить время на выполнение. Подойти к учителю или тьютору, если нужна консультация по предмету. И учить, учить, учить, пока все пробелы в знаниях не будут ликвидированы. Это называется «учиться по Индивидуальному образовательному маршруту» (ИОМ). ИОМ – это результат выбора человеком основных ориентиров самовоспитания, самообучения и саморазвития, определение целей и ожидаемого результата – образовательного продукта – на основании направленности своих интересов и склонностей, а также социального и государственного заказов.

Главное, что нужно осознать: только каждый из нас сам способен изменить ситуацию в лучшую сторону, сам управляет своим процессом подготовки к экзаменам.

Например, вы отметили такое препятствие как лень как мешающий подготовке фактор. Лень нужно постараться укротить.

Сформируем несколько подходов.

– Предлагаю сформулировать несколько советов каждому, кто страдает этим «недугом» – ленью.

– Начни с малого: протри пыль, прочитай небольшую новость на иностранном языке, прогуляйся до ближайшего магазина. Эти небольшие дела взбодрят тебя.

– Поощряй себя. Определи для себя объем работ и установи вознаграждение – чай с конфеткой или 15 минут перерыва на игру.

– Всю работу подели на части и вознаграждай себя за каждую хорошо выполненную часть.

– Соблюдай расписание. Установи четкие временные рамки. Расписание составь максимально подробно.

– Мотивируй себя. Четко представь себе последствия от сделанной или не сделанной работы. И правильно расставь приоритеты.

Одно из современных учений в психологии гласит: в любой жизненной ситуации оценивай себя как удачливого, всеми любимого и уважаемого человека и сообщай об этом миру и, в первую очередь, себе. Это поможет тебе быстрее освоить правильные нормы поведения, обрести чувство гармонии с жизнью, своим восприятием себя в этом мире сформируешь успешную ситуацию. Мотивация для девушки, например, может состоять из следующих фраз, которые нужно повторять, если вдруг совсем пропала вера в себя и свои силы: Я умная. Я сильная. Я стильная. Я трудолюбивая. Я успешная. Я справлюсь. Я красивая. Я смелая. Я добрая. Я всё делаю правильно. Я веду себя достойно. Я спокойна и сдержанна. Я ценю себя. Я – Личность. Я хорошо готовлю. Я умею красиво танцевать. У меня красивая фигура. У меня хорошие друзья. Я учусь в престижном лицее. У меня порядок в мыслях и в делах.

Обратите внимание на советы от тьютора

– Ключом к успеху является твоё умение письменно формулировать цели и планы их достижения.

– Всегда работай, опираясь на список дел. Составляй его, сортируй дела и выполняй самое важное. Каждое воскресенье составляй план на следующую неделю, продумывай расписание на каждый день накануне вечером.

– Устанавливай высокие стандарты. Рассматривай себя как образец для подражания.

– Хорошо помогает каждому свой совет дня. Это может быть любая фраза или цитата, которая в данный момент оказалась для вас моральной поддержкой.

Например: «Самодисциплина – это способность заставить себя выполнять то, что ты должен делать, когда ты должен это делать, независимо от того, хочется тебе этого или нет».

Хорошо, если каждый день каждый из вас будет определять для себя пословицу дня. Например: «Кто хочет, тот может», «Делу - время, потехе – час», «Дорогу осилит идущий», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Сделал дело – гуляй смело», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и другие.

1 Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина. ­ М.: АПКиППРО. ­ 2009. ­ 188 с. ­ С. 5-11.

2 Паркин М. Сказки для коучинга: Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и малыми группами. ­ М.: ООО «Издательство «Добрая книга». ­ 2009. ­ 304 с. ­ С. 140-141.