|
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта.
В наш Дом ребенка попадают дети, как с первых месяцев жизни, так и в возрасте 2-4 лет. И не смотря на то, что педагоги стараются проявить к ребенку весь такт, терпение и заботу, адаптация к новым условиям жизни является для него сложным психологическим и эмоциональным моментом. Смена привычной среды, значимых взрослых, поведенческих стереотипов, требований и ожиданий разрушает сложившуюся у ребенка картину мира. Часто это приводит к неадекватным реакциям, проявлениям речевого и деятельностного негативизма, вспышкам агрессии.
Поэтому главным для нас на первых этапах работы является установление эмоционального контакта с ребенком, завоевание его доверия. Стать для малыша значимым взрослым, несущим положительные эмоции, интерес и радость, а также определенную стабильность и структурирование жизни - необходимое условие реализации личностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей-сирот и его успешности в принципе.
Устанавливая эмоциональные и «деловые» контакты с ребенком в период адаптации я использовала такие приемы работы как присутствие в группе во время свободной самостоятельной деятельности детей, участие в режимных моментах (например, помощь ребенку в процессе одевания на прогулку), «игры рядом», спокойное, ласковое обращение, по возможности, физический контакт, предложения новой интересной игрушки и совместной деятельности с ней.
Тогда и появился такой новый вид работы как индивидуальные целевые прогулки. Сначала основной их целью являлось установление эмоционального контакта - я выходила с детьми на территорию Дома ребенка, а затем, по мере привыкания и за ее пределы. Живые непосредственные впечатления, интересные жизненные моменты прогулок способствовали расслаблению, раскрепощению ребенка, снятию речевого негативизма.
Постепенно мы стали использовать такие прогулки не только как средство установления эмоционального контакта, но и как средство получения ребенком нового чувственного опыта (зрительных, слуховых, тактильных впечатлений), который затем закреплялся, обобщался, на занятиях по сенсорному развитию и развитию речи.
В настоящее время индивидуальные целевые прогулки прочно вошли в практику работы нашего учреждения и являются одной из форм работы по познавательному и речевому развитию. Они проводятся ежедневно, планируются в соответствии с лексической темой и задачами сенсорного воспитания, предусмотренными в перспективном плане работы. Проводят их логопед и воспитатель по индивидуальной работе. Каждый ребенок бывает на индивидуальной целевой прогулке один раз в неделю, что закреплено в сетке занятий.
Прогулка проводится в течении 30-40 минут и решает задачи закрепления полученного на занятиях опыта зрительного и слухового восприятия, операций зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Усвоенные приемы и способы действий с предметами расширяются, углубляются, приобретают на прогулках эмоциональную окраску и значимость.
Основными методами ознакомления с окружающим на прогулке являются наблюдение и эксперимент. При этом мы стараемся опираться на все анализаторные системы организма. Вот пример наблюдения некоторых осенних явлений на целевой прогулке «Приметы осени»:
Наблюдаемые явления природы
|
Используемые анализаторы
|
Зрительный
|
Слуховой
|
Тактильный
|
Обоняние
|
Осязание
|
ДОЖДЬ
|
Наблюдение дождя: "идет, стучит, капает по лужам" и т.п
|
Послушать шум дождя с закрытыми глазами
|
Поймать капельки дождя на ладошку, ощутить на лице: "мокрые, холодные".
|
|
|
ВЕТЕР
|
Посмотреть как ветер качает ветви деревьев, срывает листья.
|
Послушать как листья шумят на ветру, как дует ветер.
|
Почувствовать порыв ветра на лице: "холодный, сильный".
|
|
|
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
|
Определить цвет, размер, форму(педагог). Наблюдать листопад: падают, кружатся..
|
Послушать шорох листьев под ногами.
|
Обвести пальцем по контуру, спрятать между ладонями: "маленькие. большие, тонкие"
|
Размять лист между пальцами, почувствовать запах осенних листьев.
|
|
СПЕЛЫЕ ЯГОДЫ РЯБИНЫ
|
Определить цвет, размер, форму(педагог)
|
|
Перебирать ягоды пальцами
|
|
Попробовать на вкус: "горькие".
|
Резюме:
-целевые прогулки показали себя как эффективное средство адаптации ребенка;
-выступили как сильный эмоциональный фактор формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка;
-явились, с одной стороны, чувственной базой для проведения занятий по развитию зрительного и слухового восприятия и речи, а с другой, средством закрепления полученных умений, навыков, способов действий;
-непосредственное восприятие действительности, природных, социальных объектов, явлений и взаимосвязей окружающего мира позволили решать задачи познавательного развития ребенка системно и комплексно;
- такая форма работы особенно ценна для наших детей, находящихся в условиях одной среды практически постоянно.
|
|
|