Главная страница

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации


Скачать 41.03 Kb.
Название Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации
Дата 23.02.2016
Размер 41.03 Kb.
Тип Документы

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов:

включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального обучения.

Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов предусмотрено создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие способностей обучающихся, организацию интеллектуальных и творческих соревнований, использование в образовательном процессе современных образовательных технологий (СОТ) деятельностного типа. Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; внедрение в образовательные учреждения модели обучения на основе свободного выбора содержания, форм и темпов обучения. Младшие школьники отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умелое руководство со стороны учителя. Для развития исследовательской деятельности педагогу можно и нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие профессиональных компетенций учителя, повышает его педагогическое мастерство.

Несмотря на основательную научную представленность аспектов формирования исследовательских умений у школьников, выявлено противоречие между необходимостью организации исследовательской деятельности младших школьников с учётом принципов дифференциации и недостаточным научно-методическим и организационно-педагогическим обеспечением данного процесса.

Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Проиллюстрирую применение описанных приёмов из опыта работы на уроках в первом классе – на начальном этапе формирования навыков учебно-исследовательской деятельности.

В течение первого полугодия в первом классе я стараюсь предлагать ребятам посильные творческие задания, которые:

  • Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

  • Развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Примером подобных творческих заданий может служить изготовление (при подготовке к «Празднику осени») детьми осенних листочков, которые затем представляли (в танце, стихотворении, песней и т.д.) или представляли бабочку в ходе творческого конкурса «На цветочек я похожа, только он летать не сможет!»

Прежде чем непосредственно перейти к введению элементов проектной деятельности, мною было проведено в игровой форме тренировочное занятие («Буква в имени моём…»), посвящённое знакомству с техникой проведения проекта.

Элементы коллективного проекта использовались при подготовке «Календаря ожидания Нового года» (встал вопрос: как лучше и интереснее подготовиться к новому году?), где в течение последних десяти дней декабря каждый день был посвящён изучению традиций встречи нового года и сопутствующих ему событий. Это задание было усложнено, так как вводились элементы сбора необходимой информации.

Например, мы с детьми готовили поздравление для родителей (к тому времени дети научились писать) в виде праздничной гирлянды. Нужно было узнать, почему сапожок и колокольчик являются новогодними символами, подобрать слова для поздравления родителей.

Дели разделились на группы в соответствие с тем, какую информацию они хотели представить (дифференциация по интересам), например, с 18 на 19 декабря к детям в некоторых странах приходит Святой Николай, поэтому 20 декабря говорили о Святом Николае (прообразе деда Мороза), 21 декабря - ставили и наряжали елку, а заодно вспоминали, как эта новогодняя красавица появилась в России, 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день в году и т.д. В другие дни раскрашивали новогодние картинки, решали головоломки, разгадывали новогодние загадки, делали новогодние поделки, поздравления в почтовый ящик Деда Мороза, учили новые и повторяли старые новогодние песни, слушали новогодние и рождественские песни и мелодии (групповая дифференциация в зависимости от склонности детей к тому или иному роду занятий).

Готовились дети к выступлениям (своеобразной презентации) вместе с родителями.

Цель проектно-исследовательской деятельности я вижу в том, чтобы активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий, дифференцированный характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.