|
Анализ текста на уроках литературы как средство духовного становления и развития личности школьника
Анализ текста на уроках литературы как средство духовного
становления и развития личности школьника
Методика литературы, массовая практика учителей русского языка и литературы до сих пор страдает от недостаточной разработанности вопроса о
характере и путях анализа художественного текста, о возможностях влияния
этого процесса на духовное становление и развитие личности. Есть комплекс
проблем, которые требуют постоянного внимания со стороны учителя: не находят сколько-нибудь совершенного решения в практике вопросы об изучении художественного произведения с учетом его жанрово-родовой специфики, с использованием тех сведений по теории литературы, которые
даны в программах. Учет специфики произведения во многом меняет методику всей системы работы учителя на уроке и вне урока.
Между тем характер анализа художественного произведения, научность и доступность анализа во многом зависят от того, насколько органично включены вопросы теории литературы в работу преподавателя и ученика. Решение этих проблем создаст достаточный психологический комфорт для индивидуализации обучения и воспитания, создаст условия и возможности для духовного становления и развития личности.
Считаю необходимым обеспечивать более высокий уровень преподавания
литературы в сельской школе, расширять знания учащихся, а в себе – вырабатывать творческий подход к материалу и метод современного его
освещения, то есть достигать мастерства глубоко обоснованного анализа художественного произведения, умения влиять на художественные вкусы школьников, повышать их интеллектуальный, эстетический, духовный уровень. Достичь этих целей мне помогает педагогическая идея сотрудничества. Организуя работу в классе, я часто прибегаю к различным ее
формам: например, к парной работе (объединяя одной задачей соседей по
парте), групповой и коллективной, когда все вместе слушают текст и анализируют его.
На учителя-словесника, имеющего дело с могучим средством нравственного
и эстетического воспитания – с гуманной русской литературой, ложится особая ответственность в решении задачи формирования идеалов молодого
поколения. Личность русского писателя, его вдохновенный творческий труд,
его глубокие раздумья о счастье человека, всего народа, забота о преумножении природных богатств, о будущем своей страны и человечества
дают возможность на совершенных образцах воспитывать в современном человеке патриота, гражданина, человека высоких моральных качеств.
Основой литературы как учебного предмета я считаю чтение и изучение, осмысление, анализ текста художественного произведения. Такой подход к
литературе продолжает традиции русской методики, которая еще в прошлом веке рассматривала выдающиеся художественные произведения как неизменный источник мыслей и переживаний учащихся.
Чтение и истолкование художественных произведений требует овладения знаниями по теории, истории литературы, стилистике, культуре речи. В
практике моих коллег наблюдаются разные подходы к обучению. Иногда на
уроке преимущественно реализуется воспитательная функция литературы, в
других случаях на первый план выступает формирование
литературоведческих знаний, но, по моему мнению, решение этих задач
можно объединить в процессе гуманитарно-филологического анализа
литературного произведения, особенности которого я ставлю себе целью
рассмотреть в данном опыте.
Чтобы ввести своих учеников в художественный мир писателя и его
творения, постигнуть язык, произведения как язык искусства, я использую
разные способы анализа. Подвижность и многообразие путей анализа зависят
от жизненного материала, от историко-литературного процесса, от
направления, рода, жанра, творческой индивидуальности писателя и
особенностей его работы над созданием художественного произведения.
«При всем многообразии возможных аспектов рассмотрения литературного
произведения следует помнить, что начальным и конечным моментом
изучения является сам художественный текст, взятый во всей сложной
системе сцеплений, взаимосвязей его компонентов, образующих единое
целое». Чтобы прийти к такому пониманию текста, научить его анализировать как систему образов, я помогаю разобраться учащимся в образной природе искусства, мы с ними рассматриваем способы создания образа.
Отдельные стороны художественного произведения учащиеся анализируют
уже в средних классах, но овладение этим умением в системе предполагается
в 10-11 классах. По моему мнению, выражением достигнутого результата
становится обоснование собственного мнения о самостоятельно прочитанном
произведении, а главное – способность испытывать воздействие художественного произведения на личность.
Важнейшие задачи анализа текста – выявление и осмысление идейно-
эстетической и нравственной проблематики, образной системы,
композиционных особенностей, авторской позиции – решаются автором
опыта при разборе, произведений, изучаемых уже в 5-6 классах. С этой
целью я стремлюсь выработать необходимые для анализа важные
«стержневые» умения: сравнение, способность видеть, как изменяются герои,
оценка персонажа.
Сравнение – как логическая операция – это умение общего порядка, но
считаю его очень важным и для решения задач литературного образования.
Умение сравнивать те или иные элементы художественного произведения
стимулирует развитие воображения учащихся, их ассоциативного мышления.
На сходстве или на контрасте строится система образов многих произведений, изучаемых в этих классах, а также пейзажные, портретные,
бытовые описания, речевые характеристики. Вот почему основное мое
внимание в среднем звене школы направлено на обучение школьников
умению пользоваться сравнением, в частности характеров персонажей.
Очень важно для учащихся овладеть умением видеть, как изменяются герои
(по внешности, характеру, поведению), т.е. целенаправленно следить за
становлением и развитием личности персонажа литературного произведения.
И, наконец, формирование умения оценивать литературного героя позволяет
нам говорить об уровне понимания художественного произведения, его
эмоциональном и рациональном восприятии, обогащении чувств и мыслей
учащихся.
В начале пятого класса литературный герой воспринимается школьниками
как характер, не изменяющийся в изменяющихся событиях и обстоятельствах
(сказки). Но уже к концу пятого класса детям под силу уяснить движение,
развития характера литературного героя. Постепенно у пятиклассников
становится все более глубоким и умение сравнивать.
К сравнению подростки прибегают постоянно и, конечно, не только при
изучении литературных произведений. Однако многие не всегда находят
общие основания для сравнения («линии сравнения»). Формирование умения
сравнивать мы начинаем с наиболее легкого вида сравнения – с
противопоставления, которое осваивается школьниками в пятом классе
(Иван – крестьянский сын, его братья, Жилин и Костылин, царица-мачеха и
царевна); затем сравнение становится сложнее, тоньше: надо сопоставить
героев, которые во многом сходны (Настя и Митраша).
Если в пятом классе сравнение направлено в основном на выявление
различия (противопоставление), а в шестом классе – на сходство, то в
седьмом классе одинаково часто требуется и умение противопоставлять, и
умение находить общее, похожее.
Для правильного руководства ученической деятельности я не только
обозначаю комплекс умений, какие должны быть сформированы при анализе
того или иного произведения, но и программирую роль каждого урока в
овладении новыми умениями. Например, мы с детьми составляем план
развития характера литературного героя:
1. Каков герой в начале повествования? Кто он? Как выглядит? Какова его
семья, окружение? Что его больше всего занимает, к чему он стремится, как
относится к людям?
2. Какие события окружающей жизни производят на него наибольшее
впечатление и вызывают изменения во взглядах, поведении, в характере
героя? Как эти изменения проявляются во внешнем облике, речи?
3. Чьи влияния испытывает герой? Как они сказываются на отношении героя
к жизни? На его поведении?
4. Какие поступки, суждения, чувства раскрывают нам новые черты в
характере героя, изменение его отношения к жизни, к людям?
5. Какой из моментов жизни героя можно считать наиболее важным,
определяющим его будущее.
Учащиеся записывают обобщенные планы в своих тетрадях под названием
«Формирование характера героя». Этим планом как основой класс будет
пользоваться и при анализе других произведений, но каждый раз я
подчеркиваю: писатель показывает развитие каждого персонажа как
индивидуальный, неповторимый, обусловленный массой различных
факторов процесс, и показывает по-своему, присущий только ему художественными средствами.
В каждом произведении писатели исследуют обстоятельства, определяющие
развитие их персонажей, опираясь на материалы, которые дает жизнь, ее
закономерности. Вот эти закономерности и призван зафиксировать наш
обобщенный план. Его роль скромна, но в тоже время необходима: многие
учащиеся, рассказывая о литературном герое, не замечают, пропускают
самые существенные моменты формирования его личности. Предлагая
обобщенный план как примерный ориентир в обучении умению видеть
духовное развитие героя, я предвижу, что какие-то его пункты рассказа о
конкретном герое будут дополнены, какие-то освещены мало или даже вовсе
опущены.
Можно в процессе анализа определенного произведения начать работу с
освещения не первого, а четвертого пункта, т.е. поступков персонажа
характеризующих его взросление, а потом уже рассмотреть причины этих
изменений: влияние окружающих людей и событий на героев. Как видим,
предложенный план не претендует на абсолютную универсальность, не
обязывает к жесткому следованию всем его пунктам в обозначенном
порядке. Его назначение – доказать подросткам, что развитие каждого
характера, каждой личности при всех их индивидуальных особенностях
обусловлено общими закономерностями, отражающими закономерности
жизни, и они должны быть осознаны читателями.
Затем мне предстоит обучить школьников сопоставлять героев по сходству.
Естественно, деятельность подростков усложняется. Можно сначала
исследовать характер одного героя, потом другого, а затем их сопоставить.
Другой вариант - синхронное прослеживание развитие героев с
одновременным их сопоставлением. И тот, и другой путь имеют свои
достоинства и недостатки.
Первый путь дает возможность более детально, кропотливо отработать
способы действий и, следовательно, облегчает нам перенос этих способов в
последующую работу (над другими художественными произведениями). Но
он и сложнее, поскольку требует гораздо большего времени, утомляет
школьников, снижает их интерес к работе. Второй путь более экономный, он
не требует постоянного возвращения к одним и тем же эпизодам. Он же и
более естественный: хотим мы или нет, дети, рассказывая о развитии одного
героя, сравнивают его с другим. Я часто задаю домашнее задание: соотнести
обобщенный план «Формирование характера героя» с изучаемым
материалом.
Считаю очень важным, чтобы обобщались и формулировались частные
выводы – обобщения. Необходимо довести до сознания учащихся: отклик
(реакция) действующего лица на то или иное событие характеризует это
лицо, показывает определенный этап и направленность его духовного
развития. Самостоятельные же поиски ответа на вопросы плана
«Формирование характера героя» побуждают учащихся ежеурочно
подумывать и запоминать самые важные обстоятельства, влияющие на героя.
В начале работы по сравнению героев я обычно отмечаю важное для
понимания психологии школьников явление. Большинство прочитавших
произведение обычно любят его главных героев. Школьники часто внутренне
ощущают их единство, но сила инерции (сравнить -_ значит
противопоставить) заставляет во всем искать противоположность.
Формирование умения оценивать я начинаю в начале курса 6 класса с
обучения оценивать поступок героя. (Работа ведется при анализе повести А.
С. Пушкина «Дубровский»). Выделяю следующее:
1 Представление поступка (воображение и воспроизведение школьниками
условий, в которых совершается поступок, описание героя в момент
совершения действия – выражение лица, мимика, жесты, описание самого
поступка в его главных деталях).
2 Перенос поступка на себя (воображение себя на месте героя и своих
действий в соответствующей ситуации, соотношение действий героя и своих
предполагаемых действий).
3 Выражение своего оценочного суждения о поступке литературного героя.
Итак, по моему мнению, анализ художественного текста требует
определенных умений, которым необходимо обучать. Эти умения
формируются в процессе рассмотрения художественного произведения.
Непременными условиями такого формирования в средних классах
являются, во-первых, обязательная повторяемость одних и тех же действий,
во-вторых, способность переносить их на новый материал (другое
художественное произведение). Способность наблюдать развитие героев,
сравнивать их и оценивать формируется только при условии, если на каждом
уроке мы будем целенаправленно предлагать задания и вопросы, требующие
применения этих умений.
Учащиеся старших классов постепенно овладевают частными приемами
анализа произведений разных литературных родов и жанров, то есть
получают литературное образование. Через сотрудничество с учителем при
анализе произведений и самостоятельную работу по вхождению в текст они в
итоге осознают, что эта деятельность необходима им, прежде всего, для
самосозидания, самосовершенствования личности.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
Тема урока: Иван Александрович Гончаров Жизнь и творчество. (Обзор).
Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова.
Тип учебного занятия: комплексное изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами
творчества; воспитание стремления к самосовершенствованию.
Оборудование: портрет И. А. Гончарова.
Ход урока
I Оформление тетрадей.
Эпиграфы.
План.
- Биографическая и творческая справка.
- Общая характеристика романа «Обломов».
II Знакомство с биографией И. А. Гончарова; заочная экскурсия по местам
жизни писателя.
III Лекция учителя «Общая характеристика романа И, А. Гончарова
«Обломов» с элементами записей учащихся.
План лекции.
Замысел романа «Обломов».
Идейная направленность романа.
Эволюция Обломова.
Композиция романа.
Разные точки зрения на сюжет произведения.
Язык романа.
Критические отклики на роман «Обломов».
Домашнее задание:
Пересказ тезисов и учебного материала по теме урока.
Подготовиться к беседе по I по X главам по вопросам
а) Рассказать, кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер).
Какие проблемы вывели героя из душевного равновесия (по 1 главе)?
б) Рассказать о гостях Обломова; кто они, их занятия, отношения с
Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (по II – IV главе).
в) Какова жизнь Обломова в Петербурге?(V глава).
г) Образование Обломова. Его отношение к учебе, науке.
Тема урока: «Обломовщина» как общественное явление
Тип учебного занятия: комплексное закрепление знаний и способов
деятельности
Цель урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки
зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки
работы с критической литературы.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания (общая характеристика романа; проверка
знания текста по тесту; беседа по анкете « Первое впечатление о романе»).
2. Вступительное слово учитель.
Чем же интересен для нас образ главного героя ? Жизнь и судьба Ильи
Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы
воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»?; о том, в какой
мере пагубно насилие над человеческой личностью. Как же должна быть
устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от неѐ, не
съѐживался от еѐ прикосновений?
Итак, Илья Ильич Обломов. Кто он? Вряд ли ещѐ какой-либо русский роман
истолковывался столь противоречивым образом, как этот. Добролюбов
считал героя Гончарова прямым порождением и воплощением
самодержавно-крепостнической деятельности. Его современник Дружинин
был убеждѐн, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной
любви».
4. Обсуждение в группах и выступление по вопросам домашнего задания по
1 части с зачитыванием и комментарием необходимого текста ( Вопросы №1
-6)
5. Беседа.
Итак, всѐ более полно предстаѐт пред нами главный герой. И вдруг среди
всего этого повествования автор не переносит в «райский уголок». Роман
«Обломов» - роман, родившийся из сна. Мы сталкивались с интересным
явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по
мотивам сна (9глава).
а) 1 часть сна. В какой благословенный угол земли перенѐс нас сон
Обломова? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки? С
какой целью автор использует пейзаж?
б) 2 часть сна. Каким предстаѐт перед нами мальчик Илюша?
в) 3 часть сна. Какими предстают пред нами Обломовка и еѐ жители?
(Зачитать). Корни «обломовщины».
г) Вывод: Какую роль играет глава «Сон Обломова» во всѐм романе? Запись
выводов по образу главного героя. (Обобщение одного учения –
опережающее задание).
д) проверим, насколько внимательны мы были при чтении 1 части.
Итак, в конце 1 части автор ставит вопрос: что же победит в Обломове –
жизненные, деятельные начала или сонная «Обломовщина»?
Домашнее задание
1. 2-3 части. Задание по группам (анализ глав).
1) Рассказ о Штольце (1-2 главы II ч.).
2) Взаимоотношения Обломова и Штольца. (3, 4 главы)
3) Обломов и Ольга. Рассказ об Ольге Ильинской (5 глава).
4) Развитие отношений Обломова и Ольги (6-12 главы).
5) III часть.Образ Пшеницыной. Развитие отношений Обломова и Ольги.
2. Индивидуальные задания: общая характеристика Ольги Ильинской и
Штольца.
3.Творческие задания на выбор:
1)Сочинение-миниатюра «Столкновение мечты и действительности в жизни
Обломова»
2)Составить развѐрнутый план «День Обломова».
Найдите в тексте романа персонажей, которые обладают обломовскими
чертами. О чѐм это говорит?__
|
|
|